Союз родителей и учителей.
Дифференцированный подход в работе с родителями и обучающимися во внеурочное время.
Яворская Татьяна Фёдоровна
учитель начальных классов ГОУ СОШ № 641.
Одной из задач модернизации современной начальной школы заключается в реализации принципа дифференцированного обучения и воспитания обучающихся. В условиях одного класса дифференцированный подход целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации.
Индивидуализация - это учет в обучении и воспитании индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются
Моя цель, как классного руководителя 1 класса, - сплотить коллектив, увидеть индивидуальные особенности обучающихся и попытаться их развить. Когда мы говорим о коллективе класса, то относим эти слова к обучающимся. А какой он станет, сплоченный или не очень, это во многом зависит от педагогов, прежде всего от классного руководителя. В моем классе есть еще одна мощная сила - родители, которые способны в значительной мере влиять на формирование и жизнь коллектива.
Но что могут родители, встречающиеся несколько раз в году на родительском собрании?
Если родители объединены в коллектив заинтересованных людей в том, чтобы детям «их» класса жилось хорошо, интересно, родители должны стать единомышленниками в воспитании детей. У многих учителей родители становятся помощниками в решении школьных забот: генеральная уборка, оформление класса к празднику, организация похода в театр и т.д. Но достаточно ли этого?
Очень трудно добиться того, чтобы папы и мамы не замыкались мыслями только на своем ребенке. А болели бы интересами всего детского коллектива. Возникает проблема, какими должны стать отношения семьи и школы? Как сделать помощь семьи школе не случайной, а серьезной, продиктованной потребностью родителей? С чего начать?
Ко мне приходят дети в первый класс из разных семей, из разных детских садов, с разной подготовкой, да и с разными целями. Я не знаю ни кого, не знаю, что их интересует. И первое, что я делаю, на первом родительском собрании провожу анкетирование, в котором, наряду со многими вопросами о детях, пытаюсь выяснить интересы родителей, возможности их помощи классу, школе. Далее выбор заинтересованного родительского комитета и совместного, интересного и родителям, и детям дела. На последующих родительских собраниях обязательно говорим о том, что получилось, а что нет, составляем план дальнейшей работы. Спрашивая совет у родителей, мы повышаем их значимость и заинтересованность в совместной работе. На собраниях отражаю только положительные моменты работы, неудачи ребенка в индивидуальной беседе. К каждому собранию готовлю выставку работ ребят, презентации, провожу анализ контрольных работ. И обязательно слова благодарности родителям - помощникам и в классной работе, и в развитии детей дома.
Но, наверное, в каждом классе есть папы и мамы, которые вовсе не стремятся к контактам со школой, считая, что воспитание - дело сугубо учительское и организация классных дел - забота в первую очередь классного руководителя. Любые причины сгодятся, занятость на работе, нездоровье, домашние сложности. В таких ситуациях могут помочь только такт и настойчивость.
Отчего случается непонимание между родителями и учителями? Не потому ли, что всё происходящее в школе, семья зачастую видит только глазами своих детей. И рождаются суждения взрослых, замешанные на детских эмоциях. Причудливым образом переплетаются они с вынесенными из собственного детства суждениями о школе и учителях. Нельзя сказать, что столь сложная гамма чувств помогает учителю и родителям стать единомышленниками в воспитании ребенка, даже когда есть обоюдное желание сотрудничать. Лишь увидев детей в школе, родители смогут понять учителя. Впрочем, и учитель лучшепоймет, чем живет семья, если понаблюдает ребенка в окружении близких ему людей.
Ещё одно преимущество внеклассной работы в развитии и воспитании детей - это всегда положительная эмоциональная сторона. Что мы помним из школьной жизни, как отрабатывали то или иное правило? Мы помним и делимся впечатлениями о мероприятиях, праздниках, неординарных ситуациях.
Проведение праздника позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помочь ребенку адаптироваться в коллективе, дает возможность «слабым» детям чувствовать себя на высоком уровне и нужным всем. В празднике важно и участие родителей. Они начинают подготовку за 2-3 недели. Волнение, суета, подготовка сюрпризов для детей. Праздник помогает увидеть личностные качества детей и родителей.
«Учитель - это жертвенная профессия человека, способного с высоты своих знаний спуститься до незнания ученика и совершить совместное восхождение» Авиценна.