Урок "Обучение грамоте"
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока. Мягкий знак как показатель мягкости согласных
на конце слова.
Цель урока: Познакомить детей с буквой Ь, научить читать слова
и предложения с мягким согласным на конце слова.
Задачи: 1. Подвести детей к пониманию необходимости Ь для обозначения
мягкости согласных в конце слова.
3. Способствовать ознакомлению с буквой Ь и чтению слов
и предложений с этой буквой.
1. Содействовать развитию фонематического слуха, памяти,
внимания, мышления.
1. Способствовать воспитанию внимательности,
привитию интереса к родному языку.
- Отработка техники чтения
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс1, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, ноги вместе.
Книга, ручка – всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
2. Самоопределение деятельности.
У. Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы сегодня узнавать новое?
Д. Да.
3. Актуализация знаний.
У. Чтобы узнать что-то новое, как вы думаете с чего надо начать?
Д. Вспомнить пройденное.
У. Да, конечно. Давайте вспомним пройденное.
- Сколько всего букв в алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
Работа с таблицей Зайцева
Чтение слогов по карточкам с красным кружком
-Различные упражнения: столбиком, в строчку, за 15 сек.
Физминутка для глаз.
У. Чтение чистоговорок.
Ба-бо-бы - на дворе стоят стол..(бы).
Бу-бы-ба - из окна торчит тру…(ба).
Мя-ме-мё-мю-ми – поём ноту ми
Ря-ре-рю-ри - прилетели снегири.
- В каких чистоговорках согласные звуки мягкие, а в каких твёрдые?
- От чего это зависит?
У. Ребята, а сейчас я проверю, какие вы внимательные и сообразительные.
Игра «Доскажите словечко»
Я вам сейчас буду читать начало слова , а вы закончите его:
Бук – варь, сен – тябрь, ок- тябрь, но -ябрь, де – кабрь, Ян – варь.
- На что заканчивается каждое слово? (рь)
- Как произносится ? (мягко)
Как вы думаете, что за букву мы сегодня изучаем? (ь)
Работа в тетради . В тетради написть ь знак .
Физминутка. «У оленя дом большой»
4. Создание проблемной ситуации.
У. - У кого в нашей физминутке был большой дом?
Д. – У оленя.
У – Один кто? Картинка
Её всегда в лесу найдёшь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Найдите к каждой картинке слово и прочитайте его.
- Что стоит в конце слова? (ь)
- Что делает Ь?
- Смягчает согласный.
Решение проблемы.
У. Какой вывод можно сделать о букве Ь?
Д. Мягкий знак никакого звука не даёт. Он только обозначает мягкость согласного, который перед ним стоит.
- Можно ли обойтись без мягкого знака? (Нет, смысл слова изменится)
- Какие слова получатся, если не написать Ь в словах? (лос, рыс, звер, двер )
Работа с учебником стр. 136. о месяцах.
Работа в парах.
Стр 136 чтение столбиков.
Физминутка:
Игра: - Если в словах ты напишешь Ь, то поднимаешь его. А если не напишешь, то не поднимаешь.
День, динь, сон, тень.
Сыр, сок, лось, лень.
Нос, нёс, рыть, ныть.
Кон, конь, шум, иметь.
7. Итог.
У. Какова цель нашего урока?
Д. Познакомиться с буквой Ь.
У. Какую работу выполняет эта буква?
Д. Это буква стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.
У. Сколько работ выполняет Ь?
Д. Одну.
У. А сколько работ выполняют гласные буквы Я,Е,Ё,Ю, И.
Д. Две. Указывают на мягкость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.
8. Рефлексия.
Я довольна вашей работой на уроке. Вы молодцы, сами открыли для себя букву Ь, доказали, какую работу в слове она выполняет.