Саморегуляция педагога. Положительный настрой педагога - залог успеха урока.

Рахимбердиева Ольга Валентиновна

 

 

Деловая игра для педагогов.

 

Цель: показать педагогам, что утомляемость им присуще также как детям, это мешает учителю работать; показать необходимость снятия перегрузки; учить педагогов ослаблять психическую напряженность; развивать внутренние психические силы; управлять собой; сохранять свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности.

Оборудование: спокойная мелодичная музыка, у каждого на столе белый лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры.

- Уважаемые коллеги, вы посетили уроки, внеклассные мероприятия, заслушали теоретическую часть, как вы думаете, устали вы или нет? Давайте проверим.

Тест на конфликтность.

      1. Представьте себе, что в транспорте начинается спор. Ваши действия:

              *Предпочитаете не вмешиваться -4.

              *Встаните на сторону потерпевшего -2.

              *Обязательно вмешаетесь и будете отстаивать свою точку зрения -0.

       2. Критикуете ли вы на собрании руководителей?

               *Нет -4.

               *Иногда в зависимости от ваших личных отношений с руководителем -2.

               *Всегда критикуете за ошибки -0.

       3. Руководитель группы предлагает план работы на год. План кажется вам нерациональным. У вас есть свой план, который вы находите более предпочтительным. Ваши действия:

               *Предложпте свой план, если уверены, что Вас поддержат коллеги -4.

               *Будете отстаивать свой план при любых обстоятельствах -2.

               *Предпочтёте промолчать, опасаясь неприятных последствий -0.

       4. Любите ли вы спорить со своими друзьями или товарищами:

              *   Только с теми, кто не обижается – 4.

              *   Да, но только по принципиальным вопросам – 2.

              *  Спорите со всеми и по любому поводу – 0.

         5. Кто-то пытается пролезть в очередь вперёд Вас. Ваши действия.

              *  Считая, что вы не хуже, следуете его примеру – 4.

              *  Молча возмущаетесь – 2.

              *  Открыто высказываете негодование  - 0.

         6. Ваша коллега давала открытый урок, в нём были новые методики. Часть из них,  с Вашей точки зрения, содержит серьёзные ошибки. Ваше мнение при обсуждении будет решающим. Ваши действия:

              * Выскажитесь и по отрицательным и по положительным аспектам работы – 4.

              * Выделите только положительные стороны и предложите совершенствовать работу – 2.

              *   Отметите только ошибки, так как новатор не должен допускать профессиональных ошибок - 0.

        7. Кто-то из членов семьи всё время говорит вам о бережливости, а сам постоянно делает дорогие и бессмысленные покупки, более того, постоянно интересуется вашим мнением по поводу этих покупок:

              * Вы одобряете покупки, говоря, что они хороши уже потому, что доставляют радость человеку – 4.

              *  Говорите, что это вещь безвкусна – 2.

              *  Устраиваете скандал – 0.

        8. Вы видите, что в школе во время перемены подростки из седьмого класса курят. Ваша реакция:

              *  Думаете, что не стоит вмешиваться, так это не ваши ученики – 4.

              *  Делаете замечание – 2.

              *  Берёте ребят за руки и ведёте к завучу – 0.

         9. В кафе Вас обсчитали. Ваши действия:

              *  Подумаете с лёгким презрением, что официант сам позаботился о своих чаевых – 4.

              *  Попросите пересчитать – 2.

              *  Устроите скандал – 0.

        10. В гостинице во время отпуска Вы обратили внимание на пренебрежительное отношение администратора к клиентам. Что вы предпримите:

              * Не будете поднимать этот вопрос , так как считаете, что это ничего не изменит – 4.

              * Пожалуетесь владельцу отеля -2.

              * Будете вымешать своё недовольство на техперсонале -0.

         11.  Вы спорите с младшим братом-подростком. И убеждаетесь, что он прав. Ваши действия:

              *Будете продолжать спор-4.

              *Признаете его правоту -2.

              *Из страха потерять авторитет проявите агрессивность- 0.

- Не всегда конфликтность является чертой характера, очень часто это влияние стресса, напряжённости, усталости.

Тест «Угрожает ли вам нервный срыв»».

1. Трудно ли Вам обращаться к кому - либо за помощью?

                       *Да, всегда – 3.

*Очень часто -2.

*Очень редко -0.

*Никогда -0.

   2. Думаете ли Вы о своих проблемах в свободное время?

               *Очень часто – 2.

               *Часто – 4

               *Иногда – 2.

               *Очень редко -0.

               *Никогда -0.

  3. Если Вы видите, что у человека что0то не получается, испытываете ли Вы желание сделать это вместо него?

               *Да, всегда -5.

               *Очень часто -4.

               *Иногда -2.

               *Очень редко -0.

               *Никогда -0.

  4. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

               *Да, всегда -5.

               *Очень часто -4.

               *Иногда -2.

               *Очень редко -0.

               *Никогда -0.

  5. Сколько времени уделяете себе вечером?

               *Более трёх часов -0.

               *Два – три часа -0.

               *Больше часа -2.

               *Ни минуты -4.

   6. Если кто-то объясняет Вам что-либо с излишними подробностями, имеете ли Вы привычку перебивать?

               *Да, всегда -4.

               *Часто -3.

               *В зависимости от обстоятельств -2.

               *Редко -1.

               *Нет -0.

   7. О Вас говорят, что Вы вечно спешите?

               *Да, это так -5.

               *Часто спешу -4.

               *Спешу, как все, иногда -1.

               *Спешу в очень редких случаях  -0.

               *Редко -0.

   8. Трудно ли Вам отказаться от вкусной еды?

               *Да, всегда -3.

               *Часто -2.

               *Иногда -0.

               *Редко -0.

               *Никогда -0.

   9. Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно?

               *Да, всегда -5.

               *Часто -4.

               *Иногда -3.

               *Редко -1.

               *Никогда -0.

 10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

               *Очень часто -5.

               *Часто -4.

               *Случается -3.

               *Очень редко -0.

               *Никогда -0.

  11.  Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о скучных, пустых вещах?

               *Очень часто -5.

               *Часто -4.

               *Иногда -1.

               *Редко -0.

               *Никогда -0.

  12.   Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

               *Очень часто -4.

               *Часто -3.

               *Иногда -2.

               *Очень  редко -1.

               *Никогда -0.

   13. Любите ли Вы давать советы?

               *Да, всегда -4.

               *Очень часто -3.

               *Иногда -1.

               *Очень редко -0.

               *Никогда -0.

   14.  Долго ли Вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

               *Всегда -3.

               *Очень часто -2.

               *Часто -1.

               *Редко -0.

               *Никогда -0.

   15.  В каком темпе вы говорите?

               *Торопливо, скороговоркой -3.

               *Быстро -2.

               *Спокойно -0.

               *Медленно -0.

               *Важно -0.

Подсчёт баллов.

От 45 до 63 -  нервный срыв для Вас реальная возможность, обратите внимание на своё здоровье, подобная нервозность может быть средством авитаминоза, общего переутомления. Различные виды неблагополучия в личной жизни, утомляемость и напряжённость в работе, невротизирующая семейная атмосфера могут провоцировать склонность к нервным срывам.

От 20 до 45 – постарайтесь относится к жизни поспокойнее. Вы вполне в состоянии контролировать себя сами, анализируйте происходящее, старайтесь смотреть на процессы со стороны. Не забывайте о том, что физкультура и водные процедуры полезны не только вашим ученикам, но и Вам. Помните, что работа педагога сопряжена с большими тратами витаминов, следите за питанием.

До 19 и – Вам удаётся сохранить спокойствие и уравновешенность, старайтесь и впредь избегать волнений, не обращайте внимание на пустяки, не воспринимайте мелкие неудачи как жизненную драму.

0 – вообще-то такой результат у Вас вероятнее всего, невозможен. Это результат безынициативного, скучного человек

- Думаю, что нервного срыва у Вас не произойдёт, но некоторое эмоциональное напряжение у Вас наступило.

Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, он становится перевозбуждённым, раздражается, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетенции. Давайте выполним несколько упражнений, которые помогут снять вашу усталость, раздражительность.

Игры – релаксации.

Упражнение 1  «Весенний луч».

       Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

- Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, руки тёплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луч разглаживает морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками.

 - Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.

Выполняя упражнение,  вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!».

 

Упражнение 2 «Пресс»

        Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии.

- Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несёт.

 

Упражнение 3 «Голова».

        Предлагаю Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

 

Упражнение 4 «Настроение».

         Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый белый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение.  Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникли спонтанно, без специального контроля с Вашей стороны.

        После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите.

        Вы заметили? Всего пять минут, а Ваше эмоционально – неприятное  состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

 

Упражнение 5 «Открытость».

        Перед Вами собеседник. Сделайте своё лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что Вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым Вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему (после упражнений послушайте лёгкую музыку с закрытыми глазами и постарайтесь ни о чём не думать)

       Думаю, что эти упражнения помогут Вам снимать ежедневное напряжение и с новыми силами и в хорошем настроении идти на урок к детям. Творческих успехов.

 

 

 

Используемая литература.

  1. Н.В.Самоукина «Игры, в которые играют…» - психологический практикум, г.Дубна, издательский дом «Феникс» 2002г.
  2. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» - учебное пособие под общей редакцией Н.В.Сократова, Москва 2005г.

             

 

Комментарии

Лень Наталья Викторовна

Большое спасибо. Надо "попробовать" на себе и своих коллегах.