Саморегуляция педагога. Положительный настрой педагога - залог успеха урока.
Деловая игра для педагогов.
Цель: показать педагогам, что утомляемость им присуще также как детям, это мешает учителю работать; показать необходимость снятия перегрузки; учить педагогов ослаблять психическую напряженность; развивать внутренние психические силы; управлять собой; сохранять свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности.
Оборудование: спокойная мелодичная музыка, у каждого на столе белый лист бумаги, цветные карандаши.
Ход игры.
- Уважаемые коллеги, вы посетили уроки, внеклассные мероприятия, заслушали теоретическую часть, как вы думаете, устали вы или нет? Давайте проверим.
Тест на конфликтность.
1. Представьте себе, что в транспорте начинается спор. Ваши действия:
*Предпочитаете не вмешиваться -4.
*Встаните на сторону потерпевшего -2.
*Обязательно вмешаетесь и будете отстаивать свою точку зрения -0.
2. Критикуете ли вы на собрании руководителей?
*Нет -4.
*Иногда в зависимости от ваших личных отношений с руководителем -2.
*Всегда критикуете за ошибки -0.
3. Руководитель группы предлагает план работы на год. План кажется вам нерациональным. У вас есть свой план, который вы находите более предпочтительным. Ваши действия:
*Предложпте свой план, если уверены, что Вас поддержат коллеги -4.
*Будете отстаивать свой план при любых обстоятельствах -2.
*Предпочтёте промолчать, опасаясь неприятных последствий -0.
4. Любите ли вы спорить со своими друзьями или товарищами:
* Только с теми, кто не обижается – 4.
* Да, но только по принципиальным вопросам – 2.
* Спорите со всеми и по любому поводу – 0.
5. Кто-то пытается пролезть в очередь вперёд Вас. Ваши действия.
* Считая, что вы не хуже, следуете его примеру – 4.
* Молча возмущаетесь – 2.
* Открыто высказываете негодование - 0.
6. Ваша коллега давала открытый урок, в нём были новые методики. Часть из них, с Вашей точки зрения, содержит серьёзные ошибки. Ваше мнение при обсуждении будет решающим. Ваши действия:
* Выскажитесь и по отрицательным и по положительным аспектам работы – 4.
* Выделите только положительные стороны и предложите совершенствовать работу – 2.
* Отметите только ошибки, так как новатор не должен допускать профессиональных ошибок - 0.
7. Кто-то из членов семьи всё время говорит вам о бережливости, а сам постоянно делает дорогие и бессмысленные покупки, более того, постоянно интересуется вашим мнением по поводу этих покупок:
* Вы одобряете покупки, говоря, что они хороши уже потому, что доставляют радость человеку – 4.
* Говорите, что это вещь безвкусна – 2.
* Устраиваете скандал – 0.
8. Вы видите, что в школе во время перемены подростки из седьмого класса курят. Ваша реакция:
* Думаете, что не стоит вмешиваться, так это не ваши ученики – 4.
* Делаете замечание – 2.
* Берёте ребят за руки и ведёте к завучу – 0.
9. В кафе Вас обсчитали. Ваши действия:
* Подумаете с лёгким презрением, что официант сам позаботился о своих чаевых – 4.
* Попросите пересчитать – 2.
* Устроите скандал – 0.
10. В гостинице во время отпуска Вы обратили внимание на пренебрежительное отношение администратора к клиентам. Что вы предпримите:
* Не будете поднимать этот вопрос , так как считаете, что это ничего не изменит – 4.
* Пожалуетесь владельцу отеля -2.
* Будете вымешать своё недовольство на техперсонале -0.
11. Вы спорите с младшим братом-подростком. И убеждаетесь, что он прав. Ваши действия:
*Будете продолжать спор-4.
*Признаете его правоту -2.
*Из страха потерять авторитет проявите агрессивность- 0.
- Не всегда конфликтность является чертой характера, очень часто это влияние стресса, напряжённости, усталости.
Тест «Угрожает ли вам нервный срыв»».
1. Трудно ли Вам обращаться к кому - либо за помощью?
*Да, всегда – 3.
*Очень часто -2.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
2. Думаете ли Вы о своих проблемах в свободное время?
*Очень часто – 2.
*Часто – 4
*Иногда – 2.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
3. Если Вы видите, что у человека что0то не получается, испытываете ли Вы желание сделать это вместо него?
*Да, всегда -5.
*Очень часто -4.
*Иногда -2.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
4. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?
*Да, всегда -5.
*Очень часто -4.
*Иногда -2.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
5. Сколько времени уделяете себе вечером?
*Более трёх часов -0.
*Два – три часа -0.
*Больше часа -2.
*Ни минуты -4.
6. Если кто-то объясняет Вам что-либо с излишними подробностями, имеете ли Вы привычку перебивать?
*Да, всегда -4.
*Часто -3.
*В зависимости от обстоятельств -2.
*Редко -1.
*Нет -0.
7. О Вас говорят, что Вы вечно спешите?
*Да, это так -5.
*Часто спешу -4.
*Спешу, как все, иногда -1.
*Спешу в очень редких случаях -0.
*Редко -0.
8. Трудно ли Вам отказаться от вкусной еды?
*Да, всегда -3.
*Часто -2.
*Иногда -0.
*Редко -0.
*Никогда -0.
9. Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно?
*Да, всегда -5.
*Часто -4.
*Иногда -3.
*Редко -1.
*Никогда -0.
10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
*Очень часто -5.
*Часто -4.
*Случается -3.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
11. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о скучных, пустых вещах?
*Очень часто -5.
*Часто -4.
*Иногда -1.
*Редко -0.
*Никогда -0.
12. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
*Очень часто -4.
*Часто -3.
*Иногда -2.
*Очень редко -1.
*Никогда -0.
13. Любите ли Вы давать советы?
*Да, всегда -4.
*Очень часто -3.
*Иногда -1.
*Очень редко -0.
*Никогда -0.
14. Долго ли Вы колеблетесь, прежде чем принять решение?
*Всегда -3.
*Очень часто -2.
*Часто -1.
*Редко -0.
*Никогда -0.
15. В каком темпе вы говорите?
*Торопливо, скороговоркой -3.
*Быстро -2.
*Спокойно -0.
*Медленно -0.
*Важно -0.
Подсчёт баллов.
От 45 до 63 - нервный срыв для Вас реальная возможность, обратите внимание на своё здоровье, подобная нервозность может быть средством авитаминоза, общего переутомления. Различные виды неблагополучия в личной жизни, утомляемость и напряжённость в работе, невротизирующая семейная атмосфера могут провоцировать склонность к нервным срывам.
От 20 до 45 – постарайтесь относится к жизни поспокойнее. Вы вполне в состоянии контролировать себя сами, анализируйте происходящее, старайтесь смотреть на процессы со стороны. Не забывайте о том, что физкультура и водные процедуры полезны не только вашим ученикам, но и Вам. Помните, что работа педагога сопряжена с большими тратами витаминов, следите за питанием.
До 19 и – Вам удаётся сохранить спокойствие и уравновешенность, старайтесь и впредь избегать волнений, не обращайте внимание на пустяки, не воспринимайте мелкие неудачи как жизненную драму.
0 – вообще-то такой результат у Вас вероятнее всего, невозможен. Это результат безынициативного, скучного человек
- Думаю, что нервного срыва у Вас не произойдёт, но некоторое эмоциональное напряжение у Вас наступило.
Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, он становится перевозбуждённым, раздражается, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетенции. Давайте выполним несколько упражнений, которые помогут снять вашу усталость, раздражительность.
Игры – релаксации.
Упражнение 1 «Весенний луч».
Упражнение выполняется индивидуально, помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
- Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, руки тёплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луч разглаживает морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и учениками.
- Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!».
Упражнение 2 «Пресс»
Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии.
- Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несёт.
Упражнение 3 «Голова».
Предлагаю Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 4 «Настроение».
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый белый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как Вам больше хочется, в полном соответствии с Вашим настроением. Попробуйте представить, что Вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих Ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникли спонтанно, без специального контроля с Вашей стороны.
После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите.
Вы заметили? Всего пять минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.
Упражнение 5 «Открытость».
Перед Вами собеседник. Сделайте своё лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что Вы его внимательно слушаете и понимаете. «Распахните» свою душу перед человеком, с которым Вы общаетесь, старайтесь психологически близко подойти к нему (после упражнений послушайте лёгкую музыку с закрытыми глазами и постарайтесь ни о чём не думать)
Думаю, что эти упражнения помогут Вам снимать ежедневное напряжение и с новыми силами и в хорошем настроении идти на урок к детям. Творческих успехов.
Используемая литература.
- Н.В.Самоукина «Игры, в которые играют…» - психологический практикум, г.Дубна, издательский дом «Феникс» 2002г.
- «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» - учебное пособие под общей редакцией Н.В.Сократова, Москва 2005г.
Комментарии
Большое спасибо. Надо