Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.
Развитие творческих способностей детей в условиях применения здоровье сберегающих технологий.
В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческо-му) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вооб-ще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала человека.
Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими,
применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (Например: ученик мо-
жет не только пересказать текст, но и заполнить таблицу по этой теме, провести
элементарные опыты).
Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать (Например: школьник умеет, но не
любит читать, потому что школа учит читать, но не учит самостоятельно добывать
знания).
Развитие – это не наличие знания, а умение определять своё незнание. Учебная деятельность
невозможна, если у детей не развита контролирующая и оценивающая деятельность.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимает роль творца своей деятельности. Отсюда и необходимость строить обучение так, чтобы ученик прео-долевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Отсюда – направленность процесса обучения на решение поисковых и творческих задач. Отсюда – ува-жение к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать позно-вательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие ученика становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обу-
чение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия. Оптимальным условием, обеспечива-ющим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их системе, отвечающей следующим требованиям:
- Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, памяти, внимания, мышления, воображения.
- Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъ-явления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
- Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Не менее важным аспектом развития творческих способностей детей является их здоро-вье. По последним статистическим данным уже в первом классе у 20% школьников учебная нагрузка значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха, нарастанию утом-ляемости, а значит нарушению в развитии учащихся.
Остановимся на психолого-педагогических факторах, потому что они в большей степени зависят от учителя:
* психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
* стиль педагогического общения учителя с учащимися;
* степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;
* соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным особенностям и функциональным возможностям учащихся;
* степень ограничения в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслитель-ных проявлений учащихся на уроке (вообще во время пребывания в школе)
* личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
* обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоциона-льного переключения;
* степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учи-теля;
* профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровье сберегающих обра-зовательных технологий.
Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческих спо-собностей учащихся и сохранить их физическое и психическое здоровье. Положительный эмо-циональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока, привлечь учащихся к активной деятельности.
Далее стоит сказать о целенаправленности обучения на уроке. Любой вид работы соотносится с постановкой цели. Причём важно заметить, на первых этапах обучения цели ставит учитель, затем их ставят дети и своей деятельностью добиваются этих целей. Любой вид работы на уроке соотносится с постановкой цели. Причём, очень важно заметить, на первых этапах обучения цели урока ставит учитель, потом этому учит детей, затем дети ставят их сами
И своей деятельностью стараются добиться поставленных целей урока. Последний этап свидетельствует о творческом характере личности. Приведём пример, учитель готовится с деть-ми провести орфографическую минутку, а для чего она нужна, зачем надо повторять правило безударной гласной в корне. Чтобы дети смогли сформулировать цель этой работы, учитель проводит мини диктант(возможно даже на предыдущем уроке) с опорой на эту орфограмму, в результате взаимопроверки дети видят допущенные ошибки, и теперь они точно знают для чего нужно отрабатывать алгоритм написания безударной гласной. Надо не забыть про тех, кто на-писал мини диктант без ошибок, для них у учителя должно быть готово дополнительное задание творческого характера (которое , конечно, также содержит повтор и отработку этого правила).
Серьёзная проработка учителем постановки целей урока способствует развитию позна-вательного интереса учащихся. Для этого цели урока можно ставить в необычной форме: сказ-ки – загадки, решение «сказочной задачи», сообщение исторических сведений, постановка цели-проблемы. Целенаправленное обучение позволяет ученику почувствовать уверенность в своих силах, помогает самообразовываться, учит ставить перед собой цели и достигать их – это неотъемлемая часть творческого развития человека. А также целенаправленное обучение способствует развитию самооценки и самоконтроля.
Я противник оценочной системы. Вот уже третий набор учащихся я приучаю детей в те-чении первого года обучения к безоценочной системе. Я считаю, что ученик должен идти в шко-лу не за отметкой, а за знаниями. Поэтому детей надо приучать контролировать и оценивать се-бя самостоятельно. У учителя же существует одна оценка – слово «молодец» и по отношению к тем детям, у которых всегда всё получается, и по отношению к тем, кто совершил «маленькую победу над собой»: сегодня написал лучше, чем вчера; решил правильно больше примеров, чем на предыдущем уроке.
Хорошо помогает в работе по развитию самоконтроля тетрадь, где у ученика сделаны записи, что он должен знать и уметь, которую он заполняет сам:
| Я знаю | Я умею |
Все гласные буквы | + |
|
Читать слоги |
| + |
Читать слова |
| - |
Дети чувствуют огромную радость, когда их минусы в этой тетради превращаются в плюсы, что придаёт им уверенность в своих силах и развивает у них положительный мотив учения, а также желание преодолевать небольшие трудности, стремиться к самостоятельности. А также это по-могает избежать попадания ученика в разряд «плохих» и развития у него отрицательного мотива учения, когда ученик боится неприятностей из-за школы, замыкается в себе и не проявляет ни-какой активности.
Для развития творческих способностей детей большую роль играют такие приёмы изло-жения как: занимательность изложения; необычная форма преподнесения материала, вызы-вающая удивление у учащихся; эмоциональность речи; ситуация спора и дискуссии (конечно на более поздних этапах в 3,4 классах); сюжетно- ролевые и дидактические игры, нестандартные уроки и нетрадиционные формы обучения
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
* разминку
* развитие творческих механизмов
* выполнение развивающих частично-поисковых задач
* решение творческих задач
Учитель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их под-готовки. Нельзя забывать и об очень больших перегрузках учащихся, что может повлечь за со-бой утомляемость, понижение интереса к учению, а это значит – отсутствие предпосылок к
развитию творческих способностей учащихся. При развитии этих способностей без здоровье сберегающих технологий не обойтись.
Основные критерии здоровье сберегающих технологий, лежащие непосредственно в компетенции учителя:
- проведение утренней гимнастики и подвижных больших перемен под музыку и с
- речитативом;
- психологическая и гигиеническая обстановка в классе (рекомендуемая посадка в классе на полу кругом);
- от 4 до 7 разнообразных видов деятельности на уроке;
- максимальная продолжительность одного вида работы 7 минут;
- 2-3 физкультминутки на уроке, из выбор осуществляется в зависимости от того, каким видом деятельности были заняты дети, проводятся на положительном эмоциональном фоне;
- проводятся минуты релаксации;
- необходимо разнообразие методов работы: словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа проводится только в конце урока;
- наличие на уроке методов, способствующих творческому отношению учащихся к уроку;
- психологический климат на уроке, наличие эмоциональной разрядки, шутки, похвалы;
- плотность урока 60%,а 40% - снятие напряжения;
- итог урока и домашнее задание проводится не позднее, чем за 5 минут до конца урока;
- домашнее задание сводится до минимума, подбирается индивидуально;
- демократический стиль общения.