Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

Рахимбердиева Ольга Валентиновна

 

Развитие творческих способностей детей в условиях применения здоровье сберегающих технологий.

              В основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческо-му) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вооб-ще  невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они  определяют развитие творческого потенциала человека.

Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими,

                применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (Например: ученик мо- 

                жет не только пересказать текст, но и заполнить таблицу по этой теме, провести

                элементарные опыты).

Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать (Например: школьник  умеет, но не

                любит читать, потому что школа учит читать, но не учит самостоятельно добывать

                знания).

Развитие – это не наличие знания, а умение определять своё незнание. Учебная деятельность

                невозможна, если у детей не развита контролирующая и оценивающая деятельность.

             Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимает роль творца своей деятельности. Отсюда и необходимость строить обучение так, чтобы ученик прео-долевал небольшие трудности, с некоторым напряжением добивался результата. Отсюда – направленность процесса обучения на решение поисковых и творческих задач. Отсюда – ува-жение  к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования.

             Для осуществления развивающих целей обучения  необходимо активизировать позно-вательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

             Целенаправленное, интенсивное развитие ученика становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обу-

чение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают  правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия. Оптимальным условием, обеспечива-ющим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное  предъявление их системе, отвечающей следующим требованиям:

  • Познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, памяти, внимания, мышления, воображения.
  • Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъ-явления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым,  ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.
  • Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

           Не менее важным аспектом развития творческих способностей детей является их здоро-вье. По последним статистическим данным уже в первом классе у 20% школьников учебная нагрузка значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ведёт к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и отдыха, нарастанию утом-ляемости, а значит нарушению в развитии учащихся.

           Остановимся на психолого-педагогических факторах, потому что они в большей степени зависят от учителя:

           * психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

           * стиль педагогического общения учителя с учащимися;

           * степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;

           * соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным особенностям и функциональным возможностям учащихся;

           * степень ограничения в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслитель-ных проявлений учащихся на уроке (вообще во время пребывания в школе)

           * личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

           * обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоциона-льного переключения;

           * степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учи-теля;

           *  профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровье сберегающих обра-зовательных технологий.

              Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческих спо-собностей учащихся и сохранить их физическое и психическое здоровье. Положительный эмо-циональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока, привлечь учащихся к активной деятельности.

             Далее стоит сказать о целенаправленности обучения на уроке. Любой вид работы соотносится с постановкой цели. Причём важно заметить, на первых этапах обучения цели ставит учитель, затем их ставят дети и своей деятельностью добиваются этих целей. Любой вид работы на уроке соотносится с постановкой цели. Причём, очень важно заметить, на первых этапах обучения цели урока ставит учитель, потом этому учит детей, затем дети ставят их сами

 И своей деятельностью стараются добиться поставленных целей урока. Последний этап свидетельствует о творческом характере личности. Приведём пример, учитель готовится с деть-ми провести  орфографическую минутку, а для чего она нужна, зачем надо повторять правило безударной гласной в корне. Чтобы дети смогли сформулировать  цель этой работы, учитель проводит мини диктант(возможно даже на предыдущем уроке) с опорой на эту орфограмму, в результате взаимопроверки дети видят допущенные ошибки, и теперь они точно знают для чего нужно отрабатывать алгоритм написания безударной гласной. Надо не забыть про тех, кто на-писал мини диктант без ошибок, для них у учителя должно быть готово дополнительное задание творческого характера (которое , конечно, также содержит повтор и отработку этого правила).

            Серьёзная проработка учителем постановки целей урока способствует развитию позна-вательного интереса учащихся. Для этого цели урока можно ставить  в необычной форме: сказ-ки – загадки, решение «сказочной задачи», сообщение исторических сведений, постановка цели-проблемы. Целенаправленное обучение позволяет ученику почувствовать уверенность в своих силах, помогает самообразовываться, учит ставить перед собой цели и достигать их – это неотъемлемая часть творческого развития человека.  А также целенаправленное  обучение способствует развитию самооценки и самоконтроля.

            Я противник оценочной системы. Вот уже третий набор учащихся я приучаю детей в те-чении первого года обучения к безоценочной системе. Я считаю, что ученик должен идти в шко-лу не за отметкой, а за знаниями. Поэтому детей надо приучать контролировать и оценивать се-бя самостоятельно. У учителя же существует одна оценка – слово  «молодец» и по отношению к тем детям, у которых всегда всё получается, и по отношению к тем, кто совершил «маленькую победу над собой»: сегодня написал лучше, чем вчера; решил правильно больше примеров, чем на предыдущем уроке.

            Хорошо помогает в работе по развитию самоконтроля тетрадь, где у ученика сделаны записи, что он должен знать и уметь, которую он заполняет сам:

        

 

Я знаю

Я умею

Все гласные буквы

+

 

Читать слоги

 

+

Читать слова

 

-

 

Дети чувствуют огромную радость, когда их минусы в этой тетради превращаются в плюсы, что придаёт им уверенность в своих силах и развивает у них положительный мотив учения, а также желание преодолевать небольшие трудности, стремиться к самостоятельности. А также это по-могает избежать попадания ученика в разряд «плохих» и развития у него отрицательного мотива учения, когда ученик боится неприятностей из-за школы, замыкается в себе и не проявляет ни-какой активности.

           Для развития творческих способностей детей большую роль играют такие приёмы изло-жения как: занимательность изложения; необычная форма преподнесения материала, вызы-вающая удивление у учащихся; эмоциональность речи; ситуация спора и дискуссии (конечно на более поздних этапах в 3,4 классах); сюжетно- ролевые и дидактические игры, нестандартные уроки и нетрадиционные формы обучения

           В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач  занятия включают в себя четыре последовательных этапа:

       * разминку

       * развитие творческих механизмов

       * выполнение развивающих частично-поисковых задач

       * решение творческих задач

      Учитель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их под-готовки. Нельзя забывать и об очень больших перегрузках учащихся, что может повлечь за со-бой утомляемость, понижение интереса к учению, а это значит – отсутствие предпосылок к

развитию творческих способностей учащихся. При развитии этих способностей без здоровье сберегающих технологий не обойтись.

        Основные критерии здоровье сберегающих технологий, лежащие непосредственно в компетенции учителя:

  • проведение утренней гимнастики и подвижных больших перемен под музыку и с
  • речитативом;
  • психологическая и гигиеническая обстановка в классе (рекомендуемая посадка в классе  на полу кругом);
  • от 4 до 7 разнообразных видов деятельности на уроке;
  • максимальная продолжительность одного вида работы 7 минут;
  • 2-3 физкультминутки на уроке, из выбор осуществляется в зависимости от того, каким видом деятельности были заняты дети, проводятся на положительном эмоциональном фоне;
  • проводятся минуты релаксации;
  • необходимо разнообразие методов работы: словесный, аудиовизуальный, наглядный, самостоятельная работа проводится только в конце урока;
  • наличие на уроке методов, способствующих творческому отношению учащихся к уроку;
  • психологический климат на уроке, наличие эмоциональной разрядки, шутки, похвалы;
  • плотность урока 60%,а 40% - снятие напряжения;
  • итог урока и домашнее задание проводится не позднее, чем за 5 минут  до конца урока;
  • домашнее задание сводится до минимума, подбирается индивидуально;
  • демократический стиль общения.