Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
г. НУРЛАТ НУРЛАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
« СОГЛАСОВАНО» « СОГЛАСОВАНО» « СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО Заместитель руководителя по УВР Руководитель МОУ «СОШ № 2» ____________ / Иванова К. А / МОУ «СОШ № 2» _______________ /Хисамова Р. С./
протокол № _________________ _____________ /Ибрагимова Г. Г./ Приказ №______
от «___»______________2010 г «____» ____________2010 г от «____» ____________2010 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 2 «В» класс
Мухаметова Лариса Анатольевна, высшая категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______________
от «______» ________________2010 г.
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных.Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Учебно- тематическое планирование учебного материала
по предмету «Окружающий мир 2 класс».
Класс 2 «В»
Учитель Мухаметова Лариса Анатольевна
Количество часов:
Всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков –4ч, тестов – 3ч.,
Планирование составлено на основе УМК «Перспектива» руководитель проекта Ю. П. Леонова, автор концепции «Перспектива» Климанова Л. Ф.,
Учебник Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2010 г.;
Дополнительная литература Плешаков А. А. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях, издательство «Просвещение», 2010 г.
№ темы | Тема раздела | Количество часов |
1 раздел | Вселенная, время, календарь. | 15 часов |
2 раздел | Осень. | 19 часов |
3 раздел | Зима | 15 часов |
4 раздел | Весна и лето. | 19 часов |
Итого | 68 часов. |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Страницы учебника | Тип урока | Цели урока | Планируемые результаты | Дом. задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
1раздел «Вселенная, время, календарь»-15 часов | ||||||||
1 | Мы - союз народов России | Стр. 3-7 | Урок изучения нового. | познакомить детей с тем, какой материал будет изучаться во 2 классе; дать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения; продолжить углубление знаний о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; знакомство с политико-административной картой России; формировать доброжелательное отношение друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. | называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации. | теоретический материал на с. 4—7 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради. | ||
2 | Мы - жители Вселенной | Стр. 8-11 | Урок изучения нового. | формировать представления о строении Вселенной, Солнечной системы, планетах и спутниках планет; помочь детям понять зависимость жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | научиться видеть взаимосвязь Земли и Вселенной, усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. | теоретический материал на с. 8—11 учебника, задания № 1 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради. | ||
3 | Наш «космический корабль» - Земля. | Стр. 12-15 | Урок изучения нового. Практическая работа с компасом | дать понятие о горизонте, сторонах горизонта, компасе; научить обращению с компасом. | усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научиться обращаться с компасом, опре- делять стороны горизонта. | теоретический материал на с. 12— 13 учебника, задание № 1 на с. 8 рабочей тетради. | ||
4 | Экскурсия «Что нас окружает?» | Урок-экскурсия | Учить наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему. | Уметь наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой; заполнять дневник наблюдений. | теоретический материал на с. 14—15 учебника, выполнить задание рубрики «Подума- ем!» и ответить на вопросы рубрики «Проверим себя». | |||
5 | Время | Стр. 16-19 | Урок изучения нового. | сформировать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; ввести понятие «единицы измерения времени»; познакомить детей с разными типами старинных и современных часов как явлением истории и культуры разных стран и народов мира. | уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; рассказать о старинных и современных часах; объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы. | теоретический материал на с. 16— 19 учебника, задание № 3 на с. 13 рабочей тетради (прак- тическая работа «Часы»). | ||
6. | Сутки и неделя. | Стр. 20-23 | Урок изучения нового. | сформировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи; познакомить детей с древними легендами, объясняющими смену дня и ночи как фантастического действия волшебных существ; расширять способы творческой активности детей — вербальной, изобразительной и др. | уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю; выбрать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления на основе соответствующих произведений художественного творчества народов своего края (загадки и сказки о Солнце и Луне, о дне и ночи). | теоретический материал на с. 20— 23 учебника, задание № 5 на с. 15 рабочей тетради. | ||
7. | Месяц и год. | Стр. 24 -27 | Урок изучения нового. | сформировать представления детей о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой в течение года. | уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества. | теоретический материал на с. 24— 27 учебника. Выполнить рисунки или сделать игрушки, в которых Луна, месяц, год были бы изображены в виде сказочных персонажей. | ||
8. | Время года. | Стр. 28-31 | Урок изучения нового. | сформировать представления детей о причине смены времен года, о последовательности этой смены и о связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | с помощью схемы уметь объ- яснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их сле- дования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. | теоретический материал на с. 28— 31 учебника, задание № 3 на с. 21 рабочей тетради. | ||
9 | Экскурсия «Живая и неживая природа» | Урок-экскурсия | Учить наблюдать за живой и неживой природой, познакомить с географической площадкой, записывать наблюдения в дневник. | Уметь формулировать информацию о наблюдаемых объектах, заполнять дневник наблюдений. | Оформить дневник наблюдений. | |||
10 | Погода. | Стр. 32-35 | Урок изучения нового. Практическая работа с термомотром. | формировать понятие «погода»; познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра. | усвоить понятие о погоде; научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. | измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради на с. 23 | ||
11 | Календарь – хранитель времени, страж памяти | Стр. 36-39 | Урок изучения нового. | дать представление о календаре как очень древнем явлении мировой культуры, тесно связанном с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; познакомить детей с разнообразными видами и устройством старинных и современных календарей. | понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в све- дениях, представленных на странице современного кален- даря, находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких. | теоретический материал на с. 36— 39 учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 26—27 рабочей тетради. | ||
12 | Красные дни календаря | Стр. 40-43 | Урок изучения нового. | познакомить детей с важнейшими праздниками современного российского гражданского календаря как способом дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе). | теоретический материал на с. 40— 43 учебника, задание № 2 на с. 29 рабочей тетради. | ||
13 | Народный календарь | Стр. 44-47 | Урок изучения нового. | сформировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые да ют нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой. | знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за опре- деленными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | теоретический материал на с. 44— 47 учебника, задание № 4 на с. 31 рабочей тетради. | ||
14 | Экологический календарь | Стр. 48-51 | Урок обобщения и систематизации знаний | продолжать формирование экологического сознания детей; дать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; познакомить с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. | понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы, использовать в своей деятельности посильные способы охраны природы. | теоретический материал на с. 48— 51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради. | ||
15 | Контрольное тестирование | Стр. 52 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. | Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. | Нарисовать любимый уголок природы | ||
2 раздел «Осень» - 19 часов | ||||||||
1 | Осенние месяцы | Стр. 53-57 | Урок изучения нового. | учить детей соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; показать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками И. И. Левитаном и А. А. Пластовым и с главными темами их художественного творчества. | научиться находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | теоретический материал на с. 54— 57 учебника, задание № 4 на с. 37 рабочей тетради. | ||
2 | Осень в неживой природе | Стр. 58-61 | Урок изучения нового. | показать зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите; обобщить повседневные наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью; дать понятие о дне осеннего равноденствия. | понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной по- верхности по отношению к Солнцу и от характера ее осве- щенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды. | теоретический материал на с. 58— 61 учебника, задание № 4 на с. 38—39 рабочей тетради; ознакомиться с игрой «В кулика» (с. 60 учебника) | ||
3 | Экскурсия «Осенние изменения в природе». | Урок-экскурсия | Кроме образовательных целей ознакомления младших школьников с сезонными изменениями в живой природе, осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья. | Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений | Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок по итогам экскурсии | |||
4 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Стр. 62-65 | Урок изучения нового. | познакомить детей с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия у разных народов России; научить детей различать общее и особенное в этих праздни- ках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за ее дары людям. | уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявить благодарность природе в условиях современной жизни. | теоретический материал на с. 62—65 учебника, задание № 2 на с. 40 рабочей тетради. | ||
5 | Звёздное небо осенью | Стр. 66-69 | Урок изучения нового. | продолжить знакомство второклассников со звездами и созвездиями; познакомить с созвездиями Большая Медведица и Лебедь. | понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими мифами о них. | теоретический материал на с. 66— 69 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 42—43 рабочей тетради. | ||
6 | Трава у нашего дома | Стр. 70-73 | Урок изучения нового. | продолжить начатое в 1 классе знакомство с наиболее часто встречающимися травянистыми растениями; научить, пользуясь атласом-определителем «От земли до неба», распознавать травянистые растения. | понять причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. | теоретический материал на с. 70—71 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 44—45 рабочей тетради. | ||
7 | Старинная женская работа | Стр. 74-77 | Урок изучения нового. | познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество. | уметь назвать последователь- ность трудовых операций в работе со льном; научиться вы- полнять задание учителя, распределяя операции между со бой в группе. | теоретический материал на с. 74— 77 учебника, задание № 2 на с. 46 рабочей тетради. | ||
8 | Деревья и кустарники осенью | Стр. 78-81 | Урок обобщения и систематизации знаний | продолжить знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы. | понять причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжить развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | теоретический материал на с. 78—80, задания № 3 и № 4 на с. 49 рабочей тетради. | ||
9 | Чудесные цветники осенью | Стр. 82-85 | Урок Закрепления изученного | продолжить начатое в 1 классе знакомство детей с садовыми цветами; учить создавать и ценить красоту; обобщить знания учащихся об осенних цветах, полученные из непосредственного опыта, и сообщить новые сведения. | вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. | теоретический материал на с. 82— 85 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 50—51 рабочей тетради. | ||
10 | Проверочная работа | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения материала по данному разделу, учить анализировать ошибки. | Показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью их исправления. | Нарисовать рисунок «Любимое время года» | |||
11 | Грибы | Стр. 86-89 | Урок изучения нового. | дать понятие о грибах как особом царстве живой природы; изучить строение гриба; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | понять, почему грибы выде- лены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | теоретический материал на с. 86—89 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради. | ||
12 | Шестиногие и восьминогие | Стр. 90-93 | Урок обобщения и систематизации знаний. | продолжить начатое в 1 классе знакомство с насекомыми; дать понятие о паукообразных; позна- комить с этапами развития бабочки и стрекозы; воспитывать бережное отношение к природе, и в частности к насекомым и паукообразным. | знать, чем отличаются насе- комые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. | теоретический материал на с. 90— 93 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 55 рабочей тетради; | ||
13 | Птичьи секреты | Стр. 94-97 | Урок комплексного применения знаний, закрепление пройденного | продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе. | понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц. | теоретический материал на с. 94— 96 учебника, задание № 2 на с. 57 рабочей тетради | ||
14 | Как разные животные готовятся к зиме | Стр. 98-101 | Урок изучения нового. | познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме; продолжать прививать любовь к родной природе. | понять, как животные гото- вятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | теоретический материал на с. 98— 100 учебника, задание № 2 на с. 59 рабочей тетради. | ||
15 | Невидимые нити в осеннем лесу | Стр. 102-105 | Урок изучения нового. | формирование знаний о связях в природе; научить детей выявлять эти связи в осеннем лесу на конкретных примерах. | узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. | теоретический материал на с. 102—105 учебника, вторая часть задания № 2 на с. 60 рабочей тетради, задание № 3 на с. 61 рабочей тетради. | ||
16 | Осенний пруд | Стр. 106-109 | Урок изучения нового. | сформировать представления детей о многообразной работе осенью в городах и селах, соотнеся ее с особенностями осенней живой и неживой природы; воспитывать в детях уважение к труду на земле и желание заботиться о всех живых существах накануне предстоящей зимы. | знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | теоретический материал на с. 106—109 учебника, задание № 2 на с. 62—63 рабочей тетради. | ||
17 | Будь здоров! | Стр. 110-113 | Урок изучения нового. | познакомить детей с правилами здорового образа жизни в осенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. | выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | теоретический материал на с. 110— 112 учебника, задание № 3 на с. 65 рабочей тетради. | ||
18 | Охрана природы осенью | Стр. 114-117 | Урок изучения нового. | познакомить детей с правилами охраны природы при сборе ее даров осенью; продолжить изучение страниц Красной книги, обращая внимание детей на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью. | освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | теоретический материал на с. 114— 117 учебника, задание № 5 на с. 69 рабочей тетради. | ||
19 | Контрольное тестирование | Стр. 118 -126 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учить анализировать ошибки | Показать уровень усвоения изученного материала, проанализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов | Нарисовать рисунок «Моя малая родина» | ||
3 раздел « Зима» - 15 часов | ||||||||
1 | Зимние месяцы | Стр. 3-7 | Урок изучения нового. | учить детей соотносить признаки зимы в природе и особенности жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного искусства; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художниками А. К. Саврасовым и И. И. Шишкиным и с главными темами их художественного творчества. | научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | теоретический материал на с. 4—6 учебника, задание № 5 на с. 5 рабочей тетради. | ||
2 | Зима-время наук и сказок | Стр. 8-11 | Урок обобщения и систематизации знаний | углубить представление детей о том, как учились дети в старину; расширять знание народных погодоведческих примет; учить пониманию нравственного значения сказок народов России; развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства, учить своими словами описы- вать состояние персонажей, их взаимные отношения, опре- делять, какими средствами передает внутреннее состояние героев художник. | знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. | теоретический материал на с. 8—10 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 6—7 рабочей тетради. | ||
3 | Зима в неживой природе | Стр. 12-15 | Урок изучения нового. | дать понятие о зимних природных явле- ниях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снего- пад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем; научить видеть красоту зимней природы. | обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | теоретический материал на с. 12—14 учебника, задания № 1, № 2 и № 4 на с. 8—9 рабочей тет- ради. | ||
4 | Экскурсия «Зимние изменения в природе». | Урок-экскурсия | Цель этой экскурсии — разгадка «зага- док» зимнего леса: наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Главное при этом — создание атмосферы любования загадочной красотой спящего леса. | Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе, записывать их в дневник наблюдений | Оформить дневник наблюдений, нарисовать рисунок по итогам экскурсии | |||
5 | Звездное небо зимой | Стр. 16-19 | Урок комплексного применения знаний, обобщение знаний. | продолжить знакомство с картой звездно- го неба; познакомить детей с созвездиями Малая Медведица и Орион, с Полярной звездой и звездой Сириус. | научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. | теоретический материал на с. 16—18 учебника, задания № 2 и № 5 на с. 10—11 рабочей тетради, выполнить задание рубрики «Откроем атлас-определитель» на с. 19 учебника. | ||
6 | Зима в мире растений | Стр. 20-23 | Урок закрепления изученного | закрепить знания детей о зимних погод- ных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе. | запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | теоретический материал на с. 20—22 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 13 рабочей тетради; отве- тить на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника. | ||
7 | Зимние праздники | Стр. 24-27 | Урок-игра | познакомить детей с общими и различны- ми чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года. | знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | теоретический материал на с. 24— 27 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 14—15 рабочей тетради. | ||
8 | Растения в домашней аптечке | Стр. 28-31 | Урок изучения нового. | дать представление о разнообразии ле- карственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования. | уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных расте- ниях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях. | теоретический материал на с. 28—31 учебника, задание № 3 на с. 17 рабочей тетради. | ||
9 | Зимняя жизнь птиц и зверей | Стр. 32-35 | Урок обобщения и систематизации знаний | показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; прививать стремление помогать животным пережить зиму. | усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | теоретический материал на с. 32—35 учебника, задание № 3 на с. 19 рабочей тетради; прочи- тать главу «Страница двадцатая — о тех птицах, которые остаются с нами зимой» из книги «Зеленые страницы» (с. 173—180). | ||
10 | Невидимые нити в зимнем лесу | Стр. 36-39 | Урок обобщения и систематизации знаний | продолжить формирование знаний о свя- зях в природе; научить детей выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах. | узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | теоретический материал на с. 36—38 учебника, выполнить задание рубрики «Поиграем!» на с. 39 учебника. | ||
11 | В феврале зима с весной встречается впервой | Стр. 40-43 | Урок изучения нового. | познакомить детей с особым положением февраля в годовом круге; с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта; дать представление о нравственном значении этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье. | знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или другой местный праздник февраля) и вы- брать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. | теоретический материал на с. 40—43 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 23 рабочей тетради. | ||
12 | Зимний труд | Стр. 44-47 | Урок изучения нового. | познакомить детей со старинной тради- цией зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; дать представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел. | понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за расте- ниями и животными; понимать необходимость поддер- живать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | теоретический материал на с. 44—47 учебника, задание № 4 на с. 25 рабочей тетради. | ||
13 | Будь здоров! | Стр. 48-51 | Урок-игра | познакомить детей с правилами здорово- го и безопасного образа жизни в зимний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России, развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом, корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. | выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | теоретический материал на с. 48—50 учебника, задание № 3 на с. 27 рабочей тетради. | ||
14 | Охрана природы зимой | Стр. 52-55 | Урок изучения нового. | развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы; укреплять бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц; продолжить изучение страниц Крас- ной книги. | соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | теоретический материал на с. 52—55 учебника, задания № 1, № 2 и № 3 на с. 28—29 рабочей тет- ради. | ||
15 | Проверочная работа по теме «Зима» | Стр. 56 | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки учеников с целью восполнения пробелов. | Показать уровень усвоения материала по теме «Зима», проанализировать ошибки | |||
4 раздел «Весна и лето» - 19 часов | ||||||||
1 | Весенние месяцы | Стр. 57-61 | Урок изучения нового. | учить детей соотносить признаки на- ступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; продолжить знакомство детей с художниками А. К. Саврасовым и Б. М. Кустодиевым и с главными темами их художественного творчества. | научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | теоретический материал на с. 58—60 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 33 рабочей тетради. | ||
2 | Весна в неживой природе | Стр. 62-65 | Урок обобщения и систематизации знаний | продолжить изучение сезонных измене- ний в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных весенних явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы; особо остановиться на проблемах безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). | понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | теоретический материал на с. 62—64 учебника, задания№ 2 и№ 4 на с. 34—35 рабочей тетради. | ||
3 | Экскурсия « Весенние изменения в природе» | Урок-экскурсия | Цели данной экскурсии разнообразны. Это не только знакомство с раннецветущими растениями, но и создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветаю- щей природы. | Наблюдать сезонные изменения в природе, заполнить дневник наблюдений по теме «Весенние изменения в природе» | прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идет о первых цветах, встречающих весну» из книги «Зеленые страницы» (с. 25—36). | |||
4 | Весна- утро года | Стр. 66-69 | Урок закрепления изученного | продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы; познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны и с праздником нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края. | уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | теоретический материал на с. 66—68 учебника, задания № 4 и № 5 на с. 37 рабочей тетради. | ||
5 | Звездное небо весной | Стр. 70-73 | Урок комплексного применения знаний | продолжить знакомство детей со строением Вселенной; рассмотреть положение на небе изученных созвездий весной; дать понятие о созвездиях Кассиопея и Лев, научить находить их на звездном небе. | запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. | теоретический материал на с. 70—72 учебника, задания № 2, № 3 и № 4 на с. 38—39 рабочей тетради. | ||
6 | Весеннее пробуждение растений | Стр. 74-77 | Урок обобщения и систематизации знаний | обобщить и расширить сведения, полу- ченные на экскурсии, о раннецветущих травянистых растениях и цветении деревьев; развивать у детей эстетическое восприятие природы и стремление беречь ее. | понять причины, по кото- рым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | теоретический материал на с. 74—77 учебника, задания № 2, № 4, № 5, № 6 и № 7 на с. 41—43 рабочей тетради. | ||
7 | Чудесные цветники весной | Стр. 78-81 | Урок изучения нового. | познакомить детей с культурными растениями весеннего цветника, с мифами и легендами, связанными с этими цветами; развивать эстетическое восприятие и творческие способности учащихся. | запомнить названия куль- турных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | теоретический материал на с. 78—81 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 45 рабочей тетради. | ||
8 | Весна в мире насекомых | Стр. 82-85 | Урок изучения нового. | показать весеннее пробуждение насеко- мых, их красоту; учить не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического восприятия. | научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | теоретический материал на с. 82—84 учебника, задания № 2 и № 3 на с. 46—47 рабочей тетради; прочитать рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Ве- ликан на поляне» (с. 27—30). | ||
9 | Весна в мире птиц и зверей | Стр. 86-89 | Урок изучения нового. | сообщить детям о весеннем поведении птиц и зверей: возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зве- рей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах. | узнать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | теоретический материал на с. 86—88 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 48—49 рабочей тетради; подготовиться к выполнению в классе задания № 2 на с. 89 учебника. | ||
10 | Контрольное тестирование | Урок проверки, оценки и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения знаний по теме «Весна» в форме тестирования, анализ ошибок. | В тестовых заданиях показать уровень усвоения материала, анализ ошибок с целью ликвидации пробелов | Нарисовать рисунок «Весна в природе» | |||
11 | Невидимые нити в весеннем лесу | Стр. 90-93 | Урок обобщения и систематизации знаний | продолжить формирование знаний о свя зях в природе; научить детей выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах. | узнать о взаимосвязях ме- жду растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | теоретический материал на с. 90—93 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 51 рабочей тетради. | ||
12 | Весенний труд | Стр. 94-97 | Урок изучения нового. | познакомить детей с видами старинной женской и мужской работы весной, сопоставить их с современными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле, углубляя в детях понимание важности земледельческого труда для жизни людей во все времена. | научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить на- блюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | теоретический материал на с. 94—97 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради. | ||
13 | Старинные весенние праздники | Стр. 98-101 | Урок-игра | познакомить детей с народными обычая ми весенних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы; сопоставить между собой традиции отношения к березе в культуре разных народов России; определить нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера. | уметь выразительно произ носить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | теоретический материал на с. 98— 101 учебника, задание № 4 на с. 55 рабочей тетради. | ||
14 | Будь здоров! | Стр. 102-105 | Урок изучения нового. | познакомить детей с правилами здорового и безопасного образа жизни в весенний период; продолжить приобщение детей к игровой культуре народов России; развивать в ходе игры навыки благожелательного общения детей друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях детей. | выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, редусмотренные игрой. | теоретический материал на с. 102— 104 учебника, задание № 3 на с. 57 рабочей тетради. | ||
15 | Охрана природы весной | Стр. 106-109 | Урок обобщения и систематизации знаний | развивать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты весенней природы; укреплять на этой основе бережное отношение к природе, познакомив детей с правилами охраны ее весной, со способами защиты и помощи зверям и птицам; продолжить изучение страниц Красной книги, отмечая недопустимость вредного влияния людей на природу весной (сбор первоцветов, поджог прошлогодней травы и т. д.). | самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). | теоретический материал на с. 106— 109 учебника, задания № 1 и № 3 на с. 58—59 рабочей тетради. | ||
16 | Лето красное | Стр. 110-113 | Урок изучения нового. | учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе, а также события в жизни людей летом со значением старинных названий летних месяцев в языке народов своего края; показать социально-нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; развивать эмоционально-ценностное отношение детей к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества; расширять словарный запас младших школьников, учить их использовать выразительные средства родного языка для описания красоты летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме; познакомить детей с художником А. И. Куинджи и с главной особенностью его художественного творчества; вспомнить о главной теме в творчестве И. И. Шишкина. | научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | теоретический материал на с. 110— 112 учебника, задания № 3, № 4 и № 8 на с. 63—65 рабо- чей тетради. | ||
17 | Летние праздники и труд | Стр. 114-117 | Урок изучения нового. | познакомить детей с народными обычаями летних старинных праздников, выявить их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; сопоставить между собой традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой и весной в культуре народов России (то есть сравнить друг с другом все типы празднования нового года в разные сезоны, о которых было рассказано в учебнике ранее); определить нравственный смысл кален- дарных праздников в культуре народов России и мира, подведя итог полученным в течение года знаниям. | научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о ста- ринных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. | теоретический материал на с. 114— 116, выполнить творческое задание на с. 68 рабочей тетради. | ||
18 | Проверочная работа | Стр. 118 | Урок проверки, и коррекции знаний. | Проверить уровень усвоения изученного материала по всем разделам, анализ ошибок, корректировка знаний. | Показать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года, корректировка знаний. | Нарисовать рисунок «Здравствуй, лето» | ||
19 | Повторение изученного за год | Стр. 119-126 | Урок повторения знаний. | Обобщить и систематизировать полученные знания в ходе викторины по изученным темам | Повторить в игровой форме основной материал изученный в течение учебного года | Задание на лето «Дневник наблюдений» |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Список литературы
Литература для учащихся:
- Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 2 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 2 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
- Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2010
- Дополнительная:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2009
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
Пособия для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008
- Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 2 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007
Комментарии
благодарность за размещение материала