Развитие творческого воображения...
Предварительный просмотр:
1.Наименование опыта.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Данный опыт посвящен одной из важных проблем – развитию творческих способностей учащихся. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовать) свои возможности.
2.Условия возникновения и становления опыта.
Школа как учреждение, призванное обучать и воспитывать детей и молодежь, существует сегодня в тяжелейших условиях. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких нравственных извечных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Школа вводит ребенка в мир Культуры, всерьез и системно знакомит с Искусством. В школе детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Именно школа удовлетворяет и сохраняет детскую потребность в игре и творчестве, вводя ребенка в мир Искусства и помогая освоиться в нем, быть не только потребителем, но и творцом.
Большое влияние на формирование опыта оказал интерес к проблеме творческого развития каждого ребенка в вверенном мной классе. При тестировании учащиеся данного класса показали низкий уровень развития творческих способностей. Это связано с тем, что в классе есть дети из неполных , малообеспеченных семей. Часть родителей являются безработными – 10,8%, 34,2% имеют среднее образование, 3% - неполное среднее образование. Как правило, родители в таких семьях не могут оказать достойную помощь в развитии творческих способностей своего ребенка.
Сложность и непредсказуемость жизненных вопросов , стоящих перед ребенком, требует, чтобы во главе угла в школьном образовании оказалась ориентация на развитие качеств, помогающих социализации ребенка.
В решении проблемы социализации, на мой взгляд, необходимо выделить ведущий аспект - в процессе обучения ребенок должен научиться мыслить творчески : уметь анализировать ситуации, интегрировать и синтезировать информацию, делать выводы .
Важно развивать у учащихся дивергентное мышление и богатое воображение.
3.Актуальность опыта.
Актуальность данного опыта заключается в том, что школа создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребенку в духовном и творческом самовоплощении.
Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – это социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и реализовать свои возможности..
Предлагаемый опыт также создает условия для включения ученика в изучение произведения, формирования читателя, способного к полноценному восприятию и самостоятельности. Литература дает представление о широкой картине мира, обогащает нравственно и эмоционально, развивает воображение и речь, помогает сформировать общую гуманитарную культуру человека.
4.Теоретическая база опыта.
Целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была обоснована в 30-е годы XX века выдающимся ученым – психологом Л.С.Выготским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые. Идеи Л.С.Выготского получили воплощение в программе развивающего обучения Л.В.Занкова. В основу моего опыта и легли идеи Л.С.Выготского, Л.В.Занкова.
Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья: актриса силою своего таланта пробуждает совесть, заставляет рыдать и смеяться тысячи людей; художник творит чудо, передавая на полотне вечную прелесть мира и человеческих порывов; ученый и конструктор создают машину, самолет, корабль, которые им кажутся пределом мечты, науки и дизайна; учитель видит в своих учениках Ломоносова, Козловского, Ахматову или просто добрую, любящую, заботливую маму. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни минуты счастья и часы, окрыленные вдохновением: это были моменты счастья.
Так что же такое творчество, воображение, особенно творческое воображение, фантазия? Как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие? Что характеризует людей, которые настроены на создание этого нового, которые склонны к творческому поиску? Психологов давно интересовали эти вопросы. Сначала ответы были слишком общие и описательные. Например, творческая одаренность характеризовалась как способность к успешному приспособлению к новым задачам и условиям жизни. Затем более детально были описаны качества творческого мышления. К творческим способностям стали относить такие, как зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию» (т.е. к сжатым формулировкам), способность к «сцеплению»(т.е. увязыванию новой информации со старой), способность к переносу (применение старых знаний в новой ситуации), готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца и др.
Л.С.Выготский связывал творчество с созданием нового, «причем новое не обязательно должно быть «построением» ума или чувства, живущим и обнаруживающим только в самом человеке».
Творчество – деятельность, результатом которого является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.(Психологический словарь).
Творчество – деятельность, создающая «…нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» (Рубинштейн С.А.)
В словаре С.И Ожегова понятия творчество, фантазия, воображение трактуются так:
«Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей».
«Воображение – способность воображать, творчески мыслить, фантазировать».
«Фантазия – способность к творческому воображению».
Таким образом, все эти понятия тесно связаны между собой. В нашей повседневности творчеством обычно называют деятельность в области искусств, конструирование, составление и реализацию новых проектов, научное познание, так сказать, созидание разума. Элемент творчества может присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в воспитании детей, в чтении книги (сопереживание героям, воображение – первая ступенька к творчеству), в выращивании растений и т.д.
Один из компонентов творчества – это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые потом воплощаются в произведения. Воображение – основа любого творчества. Л.С.Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека». Следовательно, «чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека...» [Выготский 1991, 10]. Педагогический вывод из этого «заключается в необходимости расширять опыт ребенка... Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил... тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» [Выготский 1991, 11].
«Второй формой связи фантазии и реальности является другая, более сложная связь... между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности» [Выготский 1991, 12]. Имеется в виду связь с образами, которые ребенок получает из книг, картин, музыки и т.п.
Третья форма — эмоциональная связь действительности и воображения. «Эта связь проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления, мысли и образы…, … существует еще и обратная связь воображения с эмоцией...» [Выготский 1991, 13].
Четвертая форма связи воображения и действительности существенно отличается от предыдущих тем, что построения фантазии могут собой представлять нечто существенно новое, не соответствующее какому-то реальному предмету. Будучи воплощено человеком, сделавшись вещью, это новое начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи и на людей. «Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие» [Выготский 1991, 16].
О роли воображения в формировании детского творчества писали многие отечественные и зарубежные психологи (С.Л.Рубинштейн, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, Ю.А. Полуянов, К.К.Сергеев, и др.). С.Л.Рубинштейн подчеркнул особую роль воображения в познании, считая, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействуют её разрешению [Рубинштейн 1976].
Исследования воображения, проводимые О.М.Дьяченко показывают, что отличительной чертой воображения ребенка является полное отсутствие предварительного замысла, и важнейшей линией в развитии воображения она считает развитие его направленности [Дьяченко 1986].
Если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать , то многие теряются и отказываются это сделать. Именно поэтому воображение необходимо развивать с детства.
Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам, подражание – имитация. Так, писатель пользуется обычными словами, усвоенными в детстве и употребленными разными людьми миллионы раз; его языковое творчество проявляется в наилучшем выборе слов, в придании им новых оттенков значения в необычных сочетаниях, в создании образов, «переносных» смыслов. Творческая деятельность создала все материальные и духовные ценности. Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью( от латинского creation – творчество, сотворение).
Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность».К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь сообразительность, нестандартные решения задач;
у многих детей – ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью;
активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;
хорошая память, развитые познавательные умения;
готовность и способность к исполнительским видам деятельности.
Совместимо ли творчество с начальным обучением?
Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно - в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка….
Начальное обучение может быть построено на разветвленных системах творческих решений и открытий( субъективно-творческие задачи). Так, ученик 1-го класса не догматически усваивает правило употребления точки в конце предложения, а решает СТЗ: «Нам надо записать текст из 3 предложений. Как будем обозначать границу между предложениями?» Создается ситуация игры и поиска. Дети, разумеется,
уже видели, как напечатаны предложения в книжке, но они предлагают в начале предложения рисовать черточку вверх. А в конце предложения – вниз: «птицы поют»; в конце рисовать флажок. В итоге они согласятся обозначить начало и конец предложения так как нужно. Но этот вывод они получат самостоятельно.
Подобным образом дети, решая СТЗ, «изобретают» свои системы букв, правила правописания и т.п. При решении СТЗ существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами.
5. Новизна.
Непременным условием обучения являются сотрудничество, сотворчество, субъект-субъектные отношения, взаимовыручка, понимание и принимание каждого ребенка. Личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью, рефлексивностью и др., формируются с помощью личностно-ориентированной системы обучения.
6.Ведущая педагогическая идея.
Возлюби ребенка!
В.А. Сухомлинский.
Мой творческий замысел заключается в том, чтобы повысить эффективность развития творческих способностей посредством включения в урок как видов работ общепринятых, так и видов работ, которые стимулируют творческую деятельность ребенка.
Опираясь на труды Выготского, в своей деятельности я встала перед необходимостью :
1.Учитывать особенности детского мышления .
2.Учитывать первичность эмоций в восприятии произведений искусства.
3.Учитывать разнополюсность этих эмоций при восприятии произведений искусства.
4.Учитывать «Катарсис»(«взрыв») как итог взаимодействия разных эмоциональных полюсов.
Важное место я отвожу диалогизации учебного процесса, атмосфере сотворчества на уроках, что предполагает организацию групповой и парной работы, организацию индивидуальной работы на уроках.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова построена таким образом, что учитывает свойства любой личности и представляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения возможность реализовать себя в познании. Концепцией дидактической системы является личностно – деятельностный подход в обучении, который рассматривает личность через категории субъекта, свободы, саморазвития, целостности, самообразования, самореализации, а сам учебный процесс, его категории – задачи, содержание, методы, формы, средства – как личностно значимые для учащихся.
Личностно – ориентированные ситуации органически связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности учащегося. Это приемы проблемно – поисковые, исследовательские, методы диалогического общения.
7.Технология.
Цель опыта: исследовать эффективность использования средств художественной литературы в процессе развития творческого воображения.
Задачи:
1.Выявить педагогические условия, благоприятствующие развитию творческого воображения
2.Систематизировать виды творческих заданий, используемых на уроках литературного чтения
4.Выявить результативность развития творческого воображения.
Каковы же педагогические условия, благоприятствующие развитию воображения?
А.Создание особенностей ситуации, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы.
Б.Воспитание необходимых способностей, качеств личности творца.
В.Создание творческого климата в коллективе.
Важным условием для развития творческого воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею. Этому способствуют уроки на природе. В ходе подготовки к уроку настраиваю учащихся на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на маленькие капельки росы, которые , которые сверкают на листочках, как алмазы и т.п. Предлагаю погладить рукой кору деревьев и внимательно в нее вглядеться. Что там нарисовала природа? На что это похоже? Кто-то увидел сказочное существо, кто-то необычную птицу. На что похожи облака? Какого цвета небо? О чем поет ветер? Что могут рассказать листья? На дом можно предложить написать сочинение «Путешествие капельки», «Путешествие ветра» и т. д.( или нарисовать сказочное существо, необычную птицу…).
На уроках литературного чтения дети много рисуют, чаще всего непосредственно во время чтения произведения учителем или при повторном чтении, когда идет более осознанное вслушивание и уточнение первоначального восприятия. Через рисунок ученик передает отношение к художественному образу, точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.
В своей работе использую такие приемы: прием одушевления, перевоплощения, уподобления.
Прием одушевления. Задания даются по группам.
-Представь себя поэтом и посмотри на мир глазами поэта. Расскажи о предмете, будто он живой. Обсуди в группе(распределение заданий для групп)1. О чем думает цветок в вазе? 2. О чем думает уютное кресло? 3. О чем думает муха, сидящая на потолке? 4. О чем думает воробей зимой? И т. п. Отчет групп.
После знакомства с отрывком из произведения Дж. Родари «Чипполино» (1 класс) предлагаю: нарисуй, как ты представляешь лимонных и луковых человечков.
Поучиться оживлять предметы можно у загадок. После прочтения: нарисуй отгадки в виде живых персонажей.
Прием перевоплощения и уподобления. Собери набор картинок о животных, вытяни карточку, произнеси монолог от имени своего персонажа. Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое. А теперь вообрази себя лисой, медведем, волком . А теперь ты тетрадь, лежащая на столе; дождинка, падающая на землю. Сопоставь мысли двух персонажей по одному и тому же поводу: хозяин и пес на прогулке, попугай в клетке и мальчик, корова и малыш над чашкой молока, рыба в пруду и рыбак…Перевоплощаясь в разные образы, дети начинают чувствовать образы, лучше понимать произведения и идею автора.
Громадные возможности для игровой деятельности представляют уроки литературного чтения. Например, при прохождении темы «Мифы» можно провести игру «Литературный футбол». Класс делится на две команды. Капитаны формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, и «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому защита может «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде. Играем в «Лего». Соедини двух животных в одно фантастическое. Дай название своему животному. Расскажи, какими качествами обладает твое животное, что оно может делать. Задание «изобретатель»: «Крот и экскаватор», «Одуванчик и парашют»…Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения.
Самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», инсценирование произведений, где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность выбрать каждому ребенку работу по душе и силам. Дети очень любят такие уроки, огорчаются, если не успели всех выслушать. Приходится дать возможность проявить и показать себя во внеурочное время.
Виды творческих заданий, используемых на уроках:
1.Разные виды анализа художественного текста.
2.Творческие пересказы.
3.Дописывание сюжета.
4.Рисунок.
5.Отзывы, рецензии, диафильмы.
6.Реклама.
7.Сочинения.
8.Дидактические игры.
9.Инсценирование, театральные постановки и т.п.
Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, изо, окружающего мира. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением , этническими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться ; весь поток познания идет по каналам языка; через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый рече-мыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, то есть акт творческий. Речь – канал развития интеллекта. Язык- средство литературного творчества – поэзии, прозы, журналистики. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество. Границы творчества трудно уловимы, так как может проявиться и в малом: в особом, насыщенном звучании голоса; в уместной шутке, в создании юмористической ситуации; в сопереживанию литературному герою, в перевоплощении в него; в быстроте соображения, в наблюдательности…На грани творчества находится и такое чтение, когда юный читатель как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в книге: это – наивно-реалистическое восприятие читаемого.
Но возможен и другой подход: юный читатель оказывается как бы рядом с писателем, изменяет сюжет рассказа, иногда вводит новые эпизоды, читатель сам распоряжается судьбами героев. Первый случай может быть расценен как эмоционально-творческий, второй – как логический. Из первого вытекает выразительное чтение, драматизация, музыкальная композиция, иллюстрирование, свободный пересказ; Второй вариант предполагает составление плана, расстановку и характеристику персонажей, моделирование сюжета, его изменение, введение новых героев.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую хочется разгадать( тайна возбуждает творчество – так сказал Эйнштейн). Творчество всегда самонадеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Урок литературного чтения, как никакой другой, подходит для открытого диалога. Уже в период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего «разговорить» детей, помочь им овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением.
Фрагмент 1.( первый урок обучения грамоте)
Тема урока: история обучения.
1.Психологический настрой.
- Здравствуйте!
-Слово какое чудесное,
Доброе, красивое, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
-Скажем мы новому дню,
Здоровья желаем всем и всему.
2.Работа над темой.
Поднимите руку, кто уже умеет читать. Удивили! Прочитайте с доски:
Я пришел учиться.
-Как вы понимаете?
- Хотите отправиться в путешествие? А что такое путешествие?
Куда вы хотите отправиться путешествовать? А на каком транспорте?
Сегодня мы совершим невероятное путешествие …А вот куда, узнаете сами. Садитесь поудобнее в нашу машину времени, закройте глаза. Начинаем отсчет времени.(Вместе)
-10, 9, 8,…1, старт! (На доске появляются рисунки древних животных, растений, первобытных людей).
-Представьте себе место, где жили наши предки: течет широкая река. Один берег высокий, другой – низкий. Рядом лес. Из леса выходит человек.(Дети открывают глаза).
-Что человеку нужно для жизни? ( вода, пища, жилье)
- Где могли люди находить себе еду?( В лесу, в реке..)
-Какую еду они могли есть?( мясо мамонта, рыбу, собирать орехи, мед…)
-Хотите поиграть? Разделимся на 2 команды: девочки и мальчики. Мальчики будут добывать пищу на обед – охотиться на мамонта. А девочки – собирать грибы, ягоды, коренья. ( подведение итогов).
Фрагмент 2.
Тема: История речи.
-Какое у вас сегодня настроение? Все проснулись? ( Дети хором отвечают : «Да!»)
-Какое слово вы сейчас сказали?
- Да!
- А всегда ли человек мог говорить?( ответы детей)
Работа с учебником. ( стр. 6)
-Помогите нашему предку. Почему его не понимают?(общается жестами).
Работа в группах.
- Попробуйте придумать и рассказать нам о сегодняшнем дне в школе при помощи жестов.
(Отчет групп).
Далее учитель показывает жесты, а дети угадывают, что хотел сказать учитель.
Фрагмент 3.
Тема: История письменной речи.
«Прочитай» письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Р.Киплинг.
- Что она хотела сообщить?(Затем, после ответов прочитать сказку)
-Какие мысли у вас возникли?
-Хотите сами попробовать нарисовать сообщение?( Работают на альбомных листах).
Затем дети выходят, показывают рисунки, а остальные ученики угадывают, что хотел сказать данный ученик.
Работа над развитием творческих способностей учащихся ведется на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь. Работа над текстом начинается с простых заданий, с подбора эпитетов к простому тексту. Например, после того, как дети прочитали несколько стихотворений и поработали над изобразительными средствами, в частности над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты или дописать рассказ, который прочитан без окончания. Затем степень самостоятельности ученика увеличивается. Дети уже могут самостоятельно написать сказку, рассказ или даже написать миф для объяснения явлений природы.
Так постепенно, шаг за шагом, целенаправленно, начиная с первого класса, развивая у детей творческое воображение, фантазию можно развить наблюдательность, умение анализировать, принимать нестандартные решения, выражать словами свои мысли и чувства, а значит, и развивать творческую личность.
8.Результативность.
Результатом данной работы стало:
1.Высокий уровень познавательной активности.
2.Развитие навыков анализа произведения.
3.Положительная динамика мотивационной сферы учащихся.
4.Повышение уровня развития творческого воображения.
5.Положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, свободными в общении.
Учащиеся с нетерпением ждут новых уроков, новых открытий и в себе, и в окружающем мире. Дети принимают активное участие в различных творческих конкурсах: сочиняют сказки, загадки, инсценируют художественные произведения, выразительно читают стихи, поют песни и занимают 1-е места. В районном конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб» в номинации «Творческая работа» (2006г.) дети стали лауреатами.
.
Комментарии
Спасибо!
Добрый день, Ирина Владимировна. Большое спасибо за материал. Интересные мысли о твоческой личности. Действительно, почаще надо возвращаться к истокам русской педагогики. Успехов Вам и вашим ученикам.