Рабочая программа начального образования по окружающему миру для 3 класса
Уровень реализуемой программы
Основная общеобразовательная по окружающему миру. Модуль природоведение. Базовый уровень – модифицированная.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной программы по окружающему миру начального общего образования, авторской программы З.А. Клепининой, утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2004), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится:
– количество часов в год – 34 уч. ч;
– количество часов в неделю – 1 уч. ч;
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В программу внесено ряд изменений. Сокращенно количество часов отведенных на изучение тем, в связи с учебной нагрузкой. Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитиеумений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
оосвоениезнаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Национально - региональный компонент реализуется через темы урока.
Осуществляются межпредметные связи со следующими предметами:
- ИЗО;
- Технология.
- «Край, в котором я живу»
- Литературное чтение;
На уроках окружающий мир используем следующие технологии:
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Разноуровневое обучение;
- Здоровьесберегающие;
- Интегрированное обучение.
Все используемые технологии способствуют развитию познавательного интереса, развитию воображения, памяти, логического мышления.
Содержание учебного материала
(34ч.)
Ориентирование на местности
Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, компасу и природным признакам. Устройство компаса и правила пользования им. План местности, условные знаки, масштаб (без расчетов и числовых выражений, только на уровне, что участки местности переносятся на план в уменьшенном виде). Чтение плана местности. План как источник информации об окружающем мире. Карта. Карты географические и исторические и их особенности. Легенда карты, масштаб (без расчетов и числовых выражений, только на уровне, что территории переносятся на карту в уменьшенном виде). Чтение карты. Карта нашей родины. Столица России - Москва, ее местонахождение на карте.
Практические работы: поиск информации в словарях, энциклопедиях и справочниках; нахождение на местности горизонта и линии горизонта; устройство компаса; ориентирование на местности с помощью Солнца* и компаса; чтение плана; изучение плана своего города (села); чтение географических и исторических карт; карта России (конфигурация территории России, границы, проходящие по суше и воде соответственно сторонам горизонта, наличие разной окраски, Москва на карте России).
Природа родного края
Наша область (край, республика) на карте России, название. Наш административный центр, его название, местонахождение на карте, достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и др.
Формы поверхности: равнины (плоская и холмистая), горы, холмы, овраги. Изображение форм поверхности на арте. Особенности поверхности нашего края. Полезные ископаемые. Что это такое? Полезные ископаемые родного края (2-3 наиболее значимых в нашем крае, знакомство другими полезными ископаемыми может быть проведено по желанию). Изображение полезных ископаемых на арте с помощью условных знаков (2-3 условных знака, словные знаки других полезных ископаемых могут быть даны по желанию и выбору учителя). Значение полезных ископаемых для развития хозяйства края. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Почвы нашего края, их общая качественная характеристика (плодородные, недостаточно плодородные, мало плодородные). Использование почв нашего края в хозяйстве края. Меры по охране почв в крае.
Водоемы, их разнообразие и легко выделяемые отличительные признаки: океан, море, озеро, река, пруд, болото. Изображение водоемов на карте. Роль водоемов природе. Использование водоемов человеком и их охрана. Водоемы нашего края (3-4 разных типа наиболее знакомых), их краткая характеристика, использование в хозяйстве края. Меры по охране водоемов в нашем крае.
Природные сообщества. Что это такое? Разнообразие природных сообществ (водоем, лес, луг, болото). Основные природные сообщества нашего края (2 по выбору учителя), характеристика каждого из них. Растения и животные изучаемых сообществ. Взаимосвязи растений животных в сообществе. Использование каждого сообщества в хозяйстве края. Влияние деятельности человека 3. состояние сообщества и его обитателей. Охрана сообщества и его обитателей. Особо охраняемые растения животные сообществ. Красная книга. Представители растений и животных сообществ нашего края, занесенные Красную книгу. Заповедники, национальные парки нашего края и их роль в охране природы. Сообщества, созданные человеком (поле, сад) (1 по выбору учителя). Растения и животные поля или сада. Значение данного сообщества и хозяйственная деятельность человека в нем. Сельскохозяйственные животные края. Сельское хозяйство как отрасль хозяйства края.
Практические работы: моделирование форм поверхности; нахождение на карте своего края, его административного центра, форм поверхности, водоемов, полезных ископаемых; особенности растений изучаемых сообществ, в том числе и особо охраняемых; моделирование связей в сообществах; составление характеристики природы, истории, достопримечательностей, хозяйства края и охраны природы в нем; участие в доступной природоохранной деятельности; беседы со старшими членами семьи об истории родного края, известных людях; поиск в литературе материалов по истории родного края.
Человек и природа
Строение тела человека. Обзор внешнего строения: голова, конечности (руки, ноги), туловище. Общий обзор внутреннего строения: внутри организма человека находятся разные органы, расположенные в определенном порядке.
Кожа, ее значение. Гигиена кожи, травмы, их причины и предупреждение, первая помощь при небольших травмах (повторение).
Опорно-двигательная система. Скелет, его составные части (череп, позвоночник, грудная клетка, кости конечностей), значение скелета в жизнедеятельности организма. Мышцы, их местоположение и роль в жизнедеятельности организма. Скелет и мышцы как единая опорно-двигательная система. Осанка, осанка правильная и неправильная, значение правильной осанки, ее укрепление. Физкультура, спорт и посильный физический труд в укреплении мышц и осанки. Соблюдение правил безопасного спорта и труда.
Пищеварительная система. Органы пищеварительной системы: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, печень. Их положение в организме. Зубы и уход за ними. Значение органов пищеварения в жизнедеятельности организма. Связь органов пищеварения. Органы пищеварения как единая система. Охрана здоровья пищеварительной системы.
Дыхательная система. Органы дыхания: носовая полость, трахея, бронхи, легкие, их положение в организме. Значение органов дыхания, их связь между собой. Органы дыхания как единая система. Охрана здоровья системы дыхания.
Кровеносная система. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Их положение в организме. Значение органов кровообращения в жизнедеятельности организма. Связь органов между собой. Органы кровообращения как единая система. Охрана и укрепление здоровья системы кровообращения.
Выделительная система. Органы выделения: почки, их положение в организме, мочеточники, мочевой пузырь. Их связь между собой. Органы выделения как единая система. Кожа как орган выделения. Охрана здоровья органов выделения.
Нервная система. Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг, нервы, органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Их положение в организме. Значение органов нервной системы, их связь и роль в жизнедеятельности организма. Охрана здоровья нервной системы.
Практические работы: отделы тела человека; рассматривание кожи через лупу; оказание первой помощи при травмах (имитация) нахождение на себе отдельных органов (самонаблюдение)*; работа опорно-двигательной системы в процессе выполнения различных движений (самонаблюдение)*; работа зубов (самонаблюдение) и правила ухода за ротовой полостью, в том числе и за зубами; работа дыхательной системы (самонаблюдения); работа сердца (самонаблюдения), подсчет пульса; особенности восприятия органов чувств.
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
- способы получения информации об окружающем мире;
- правила ориентировки в учебнике, правила работы с разными печатными источниками информации;
- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
- простые способы ориентирования на местности (по Солнцу, компасу, природным ориентирам); - устройство и назначение компаса;
- особенности и назначение плана и карты, особенности карт географических и исторических;
- способы изображения на плане некоторых объектов местности, на карте - гор, равнин, рек, озер, границы России;
- особенности природы своего края (поверхность, наиболее значимые полезные ископаемые, наиболее распространенный вид почв, растительный и животный мир);
- что такое природное сообщество, особенности 2 природных и 1 культурного сообществ своего края;
- названия и особенности растений и животных сообществ своего края (по 2-3 дополнительно к тому, что знали в предыдущих классах);
- особенности труда людей края, связь с природными особенностями;
- правила охраны природы общие и региональные, особо охраняемые растения и животные края, заповедники (не менее 1) края;
- что дает наш край стране;
- что изучает история края;
- важнейшие исторические события (1-2) на территории края;
- основные традиции, особенности быта, культуры, народные промыслы (по 1-2) края;
- достопримечательности, памятники истории и культуры края, их охрана;
- названия важнейших систем органов организма человека, их ведущие функции;
- способы охраны здоровья систем органов и организма в целом;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье отдельных органов, систем органов, организма в целом;
- приемы оказания первой помощи при небольших травмах.
уметь:
- находить нужную информацию в учебнике, справочниках, словарях, энциклопедиях;
- вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведенных наблюдениях;
- выполнять опыты и пользоваться несложным лабораторным оборудованием;
- определять признаки различных объектов окружающего мира;
- читать план и карту по изученной части легенды;
- различать исторические и географические карты;
- находить на карте и показывать Россию, ее границы, Москву и административный центр своего края;
- устанавливать связи между компонентами внутри природного сообщества;
- составить план из 3-4 вопросов для бесед со старшими по естественнонаучной, обществоведческой и исторической тематике;
- соблюдать правила охраны природы;
- вести самонаблюдения за состоянием здоровья;
- оказывать первую помощь при небольших травмах;
- описывать (устно) отдельные исторические события из истории своего края.
- Ученик должен уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае;
- ориентирования на местности с помощью компаса и природных ориентиров;
- чтения плана и карты своего города (села) по легенде;
- узнавания планов и карт среди других пособий;
- узнавания на иллюстративном материале изученные достопримечательности своего областного (краевого, республиканского) центра;
- узнавания в природе изученных растений и животных;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей безопасности;
- оценки воздействия человека на при роду, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Организация текущего и промежуточного контроля
Класс |
Тема (разделов) |
Контрольная работа |
Самостоятельная работа |
Практикум |
Сроки проведения |
3 |
Ориентирование на местности |
+ |
+ |
+ |
октябрь |
Природа нашего края |
+ |
+ |
+ |
Декабрь Февраль | |
Человек и природа. Здоровье человека. |
+ |
+ |
+
|
Апрель | |
Заключение. Человек в окружающем мире. |
+ |
+ |
|
Май |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
- Дидактический материал
- Таблицы
- Аудио записи.
Для реализации программного содержания используется следующее учебное пособие:
Для ученика:
- Клепинина З.А.. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 3 ч. – Москва: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2009
Для учителя
- Клепинина З.А.. Окружающий мир: методические рекомендации.: – Москва: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Uchebno-tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc2_.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
3 класс
З.А. Клепинина «Окружающий мир»
По учебному плану: 34 недели; 1 час в неделю; 34 часов за год.
№ урока п./п. | Наименование разделов и темы уроков | Тип урока | Вид контроля, измерители | Содержание контроля | Домашнее задание (указать страницы учебника) |
Ориентирование на местности. (5 ч.) | |||||
Горизонт. Линия горизонта. Ориентирование на местности по солнцу. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | Знать понятие об ориентировании. – о горизонте, сторонах горизонта; Уметь: – оценивать свои знания, наблюдательность; – ценить свое время | 5 | |
Компас. Устройство компаса. Ориентирование по компасу. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Знать: – устройство компаса и механизм его действия Уметь: – пользования компасом; – развивать наблюдательность и мышление | 15 | |
Ориентирование по природным признакам. (ОБЖ) | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Знать понятие об ориентировании. Уметь: – оценивать свои знания, наблюдательность; – ценить свое время | 19 | |
План местности. Чтение плана. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Уметь: – читать план местности и составлять его; – пользоваться условными знаками | 26 | |
Карта. Виды карт. Чтение карты. (ОБЖ: Если потерялся в незнакомом городе) | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Иметь представление о физической и исторической карте. Уметь: – читать карту; – пользоваться условными знаками | 33 | |
Природа нашего края (19 ч.) | |||||
Твой край на карте России. Разнообразие форм земной поверхности. Изображение форм поверхности на карте. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | Знать название родного города. понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | 44 | |
Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые твоего края. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный опрос | Учащиеся должны уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры) | 55 | |
Водоемы. Родник. Водоемы твоего края.(ОБЖ: Меры безопасности на водоеме) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | 71 | |
Почва. Использование и охрана почв. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Знать главное отличие почвы – плодородие, способы сохранения плодородия почвы Уметь определять состав почвы, объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы | 82 | |
Лес как природное сообщество.(ОБЖ: Наши леса - наше богатство) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, правила поведения в природе. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | 84 | |
Растения и животные леса. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Понимать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | 86 | |
Лес и человек. (ОБЖ: Если ты потерялся в лесу) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | 88 | ||
Луг как природное сообщество. | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать о значении лугов для человека. Уметь рассуждать, объяснять возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком | 94 | |
Растения и животные луга. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | 98 | |
Луг и человек.(ОБЖ: Опасные животные и насекомые) | Комбинированный урок | Графический диктант | 100 | ||
Проверочная работа по теме : Природное сообщество. | |||||
Болото как природное сообщество. Растения и животные болота. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Уметь: – выявлять причинно-следственные связи и зависимости; – ответственно относиться к сохранению красоты и многообразия природы | 107 | |
Отчет о проделанной работе | 110 | ||||
Болото и человек.(ОБЖ: Съедобные грибы, ягоды, плоды) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | 112 | ||
Водоем как природное сообщество | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать: – о возможном негативном воздействии человека на водоемы; – о природоохранных мероприятиях по сохранению красоты и разнообразия растений и животных | 116 | |
Растения и животные водоема. | Урок применения знаний и умений Практическая работа | Отчет о проделанной работе | 120 | ||
Использование и охрана растений и животных водоемов. (ОБЖ: Беда на льду) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | 124 | ||
Растения и животные поля (или сада). Поле (или сад) как культурное сообщество. Поле (или сад) и человек. | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | 2 часть. 3 | |
Домашние (сельскохозяйственные) животные края | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными | 28 | |
Природные ресурсы нашего края. Что дает твой край стране.(ОБЖ: С огнем не шутят) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать об использовании природных богатств родного края | 32 | |
Человек и природа. Здоровье человека. (8 ч.) | |||||
Человек в мире природы. Внешнее строение тела человека. | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Учащиеся должны знать/понимать правила сохранения и укрепления здоровья | 66 | |
Кожа. Гигиена кожи. (ОБЖ: Первая помощь при повреждениях кожи.) | Урок применения знаний и умений практическая работа | Отчет о проделанной работе | Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта для удовлетворения познавательных интересов | 73 | |
Скелет. Строение скелета. Осанка. Укрепление осанки. | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей | 80 | |
Пищеварительная система. Органы пищеварение. Охрана здоровья органов пищеварения. Гигиена рта.(ОБЖ: Что делать при пищевых отравлениях?) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | 94 | |
Дыхательная система. Органы дыхания. Охрана здоровья органов дыхания. (ОБЖ: Если случился пожар) | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | 108 | |
Кровеносная система. Органы кровеносной системы. Сердце и его тренировка. | Урок применения знаний и умений практическая работа | Отчет о проделанной работе | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс | 118 | |
Нервная система. Органы нервной системы. Охрана здоровья нервной системы. | Комбинированный урок | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | 131 | |
Органы чувств. Организм человека - единое целое. | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | 141 | |
Заключение (2ч.) | |||||
Человек в окружающем мире. | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный; индивидуальный (тест) | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | 154 | |
Впереди лето. (ОБЖ: Соблюдение личной и общественной гигиены – залог твоего здоровья и окружающих. | Урок - игра | Фронтальный | 160 |
1 полугодие
Месяцы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | ||||||||||||
недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Темы разделов | Ориентирование на местности. (5 ч.) | Природа нашего края (11 ч.) |
2 полугодие
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||
недели | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Темы разделов | Природа нашего края (8 ч.) | Человек и природа. Здоровье человека. (8 ч.) | Заключение (2ч.) |