Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

Никитина Наталья Борисовна

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

Влияние родительских установок  на развитие личности

ребенка

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

  В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).

  Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выд­вигать контрустановки. 

Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы да­ете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

Подумайте о последствиях

И вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..."

Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!"

"Горе ты мое!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье мое, радость моя!"

"Плакса-вакса, нытик!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.

"Поплачь, будет легче..."

"Вот дурашка, все готов раздать..."

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!"

"Не твоего ума дело!..."

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?..."

"Ты совсем, как твой папа (мама)..."

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

"Папа у нас замечательный человек!"

"Мама у нас умница!"

"Ничего не умеешь делать, неумейка!"

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй еще, у тебя обязательно получится!"

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..."

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке).

"Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Неряха, грязнуля!"

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..."

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"

"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.."

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!"

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!"

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..."

"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!"

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!"

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты все можешь сам!"

"Всегда ты не вовремя, подожди..."

Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!"

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям?…

·        Я сейчас занят(а)…

·        Посмотри, что ты натворил!

·        Это надо делать не так…

·        Неправильно!

·        Когда же ты научишься?

·        Сколько раз я тебе говорила!…

·        Ты сведешь меня с ума!

·        Вечно ты во все лезешь!

·        Уйди от меня!

·        Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ре­бенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

·        Ты самый любимый!

·        Ты очень многое можешь!

·        Спасибо!

·        Что бы мы без тебя делали?!

·        Иди ко мне!

·        Садись с нами!..

·        Я помогу тебе...

·        Я радуюсь твоим успехам!

·        Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

·        Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь уны­лой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от при­роды наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

Так догадывайтесь!

автор: http://school2.admsurgut.ru/infa/psiho/vliyanieero...

 

Комментарии

Завьялова Елена Витальевна

Всё разложили по полочкам. Спасибо, буду использовать в работе и в семье.