Как преподаватель видит себя и каким представляют его ученики? Что нужно сделать, чтобы начальство и ученики уважали, а дела шли успешно? Все дело в имидже. О чем сегодня и поговорим.
Для начала определимся с тем, что такое «образ».
Образ, или как сейчас модно говорить «имидж», — это система внешних характеристик человека. Он призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Образ формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого — уважение, симпатия, признание, доверие и прочее.
И если раньше было справедливым «Встречают по одежке...», то сейчас корректнее будет говорить «Оценивают по луку...». Входят в лук (от английского look — взгляд) и такие мелочи, как очки, часы, украшения, мобильники и прочие атрибуты, которые могут бросаться в глаза или мимоходом отмечены окружающими.
И, конечно, оценивают не только по одежде, но и по манере держаться, общаться, вести урок, проводить другие мероприятия.
Кто придумывает имидж
В первую очередь сам человек (в данном случае — учитель). Сознательно или подсознательно, но он носит ту одежду и ведет себя так, как хочет, чтобы его воспринимали другие. Помимо этого, сильно влияют на образ людей СМИ. Они задают рамки в одежде, аксессуарах, манерах, поведении. И в третьих, навязывают образ окружающие: сотрудники, ученики, родные.
Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему, как публичному человеку, необходимо понимать, что внешний вид — это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно.
Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти.
Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и (важно!) слушать. Жаль, что в пединститутах не учат правильно выбирать тон разговора, тембр голоса и следить за жестикуляцией — очень полезные навыки при проведении занятий.
Бывает, у учителя все это присутствует, но нет народного признания, симпатии учеников. Как стать привлекательным человеком? Простые приемы:
- улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;
- старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;
- будьте естественны;
- делайте комплименты;
- ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;
- поработайте над самооценкой;
- будьте дружелюбны;
- поймите, что у вас нет ответов на все вопросы, и не будьте заносчивы с более слабыми.
Есть проблема: если ваше поведение соответствуем всем пунктам, но не соответствует вашему внутреннему миру, то успеха не добиться. А потому важно, чтобы было желание меняться. Возможно, вам придется задуматься над тем, что пора менять свою жизненную установку и мнение по поводу людей в лучшую сторону.
Как одеться
Очень трудно советовать учителям хорошо одеваться, зная размеры зарплат. Но тем не менее, если вы задумались на своим имиджем, вам пригодятся наши советы.
Безусловно, важно качество одежды. Но порой хорошая одежда слишком дорога, поэтому стоит обратить внимание на фасон, силуэт. Лучше вы будете выглядеть в костюмах, напоминающих прямоугольник с подчеркнутыми углами, менее престижно — во всем свободном, придающем дополнительный объем.
Что касается цвета, то высокий статус «выдает» неброская одежда, которая не забирает на себя все внимание (а главная цель преподавания, как известно, все-таки — давать знания). Проще говоря, одежда учителя ко всему прочему должна демонстрировать профессиональные навыки.
Как вы понимаете, учитель должен олицетворять собой высокий статус в глазах учеников, тогда возникнет дисциплинарная дистанция.
Кроме внешности преподавателю стоит задуматься и над другими качествами, которые тоже буду влиять на образ:
Голос
Голос нужно ставить. У многих начинающих преподавателей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от нити урока.
Но и слишком громкий голос тоже нехорошо, так как раздражает и быстро утомляет.
Монотонный голос также напрягает, и дети сосредоточены на том, что разобрать слова и не уснуть, а не на сути занятия.
Память
Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Учитель, который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет.
В школе приходится слишком много запоминать. Это проблема. Вот способ ее решения.
Другое
Не будут уважать и учителя, для которого не все равны, иначе говоря, который выделяет любимчиков.
Теряет авторитет среди подопечных педагог и потому, что не интересен как личность, а значит, и предмет ребят не заинтересует.
Все начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету.
Что, в конечном счете, должен сформировать имидж, к чему нужно стремиться?
Обаяние!
Обаяние создаст вам позитивное отношение окружающих, позволит сделать общение с вами приятным и комфортным и найти общий язык с учениками.
Для того чтобы точно понять, каков учитель в представлении школьников, задайте им несколько вопросов:
- На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
- Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
- Важно ли для вас, как выглядит учитель?
- Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
- Важны ли для вас личные качества учителя?
- Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?