Правописание звонких и глухих согласных перед согласными
Русский язык, 2 класс. По книге Г.А. Бакулиной "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye.pptx | 2.69 МБ |
Urok_po_teme_pravopisanie_parnyh_soglasnyh_pered_soglasnymi..docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Число, месяц, день недели. Классная работа.
Слон, лев, шакал и бегемот С утра отправились в поход. На минутке чистописания мы будем писать буквы, которые обозначают звук, встречающийся в словах стихотворения четыре раза [ т ] буквы т, д
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
дта дтб дтв …
Т . трад . , з . вод, м . двед . , гор . д , м . роз, к . р . ндаш . е ь а о е ь о а а
ТЕТРАДЬ ЗАВОД МЕДВЕДЬ ГОРОД МОРОЗ КАРАНДАШ СУЩ. СУЩ. СУЩ. СУЩ. СУЩ. СУЩ. (что?) (что?) (что?) (что?) (что?) (кто?) [ т ’ ] [ т ] [ т ’ ] [ т ] [ c ] [ ш ]
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным звуком на конце?
Медве . ь ? Медве ди , нет медве дя д Чтобы не ошибиться в правописании слов с парным согласным на конце, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
ОЗАБВТЕРАДК
ОБЕД ЗАВТРАК
ЗАВТРАК ОБЕД И Ы
Ложка хороша к … Кормить … За … соловей, а после … - воробей. Ужин не нужен, был бы … Не будет хлеба, не будет и ... Каков дед, таков и …
Ложка хороша к обеду. Кормить завтраками. За обедом - соловей, а после обеда - воробей. Ужин не нужен, был бы обед. Не будет хлеба, не будет и обеда. Каков дед, таков и обед.
ЗУБКИ БЕРЁЗКА ТРАВКА ГОРОДСКОЙ НОГТИ СТОРОЖКИ [ П ] [ С ] [ Ф ] [ Т ] [ К ] [ Ш ] Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными?
Чтобы проверить написание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными, надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный.
Зу . ки - тра . ка – но. ти – берё . ка – Горо . ской – Сторо . ка - зубок трава ноготок берёза города сторожить б в г з д ж
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Корова, петушки, кружка, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка.
ло.ка , игру.ка , к.ту.ка , клю.ва ; доро.ка , кры.ка , варе.ка , но.ка ; л.ша.ка , лю.ской,л.па.ка , зага.ка ; мину.ка , моне.ка , гря.ка , конфе.ка ; оши.ка , ру.ка , тру.ка , ла.ка . Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте.
рубка РУБКА Надстройка на палубе судна разного назначения, в том числе для управления, а также помещение сходного назначения в дирижабле, на радиостанции. Ходовая р. (из к-рой управляется ход судна). Рулевая р. Боевая р. II. РУ́БКА рубить
Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы. Ду . ок , ду . ки , ду . б 3 б 1 б 2 Зу.ки , зу ., зу.ок Коло., коло.ок , коло.ки Голу.ь , голу.ок , голу.ка
Распределите слова по группам в соответствии со схемами. Вставьте пропущенные буквы.
1. 2. 3. П.дгото.ка , кра.ка , гру ., ска.ка , п.са.ка , гри.ки,гра ., п.гру.ка , з.кла.ка , бли.кий , б.рё.ка , ду.ки , ма.ь , про.ка , уло ., . тга.ка , п.вя.ка , ко.ка , дру . .
(В) тихой в.де м.л.кают ры.ки . (У) пруда растут б.рё.ки и ду.ки . (К) пруду в.дёт у.кая д.ро.ка . В нашем с.ле ест. х.роший пру. . 1. 2. 3. 4.
Из слов, находящихся в строке, составьте новое слово, используя для этого их первые слоги. Забор, гадкий, камера Кролик, ватрушка, каша Овчина, царапина Русалка, башмак, канат Рокот, ботва Пояс, годность, какаду = загадка =кроватка =рубашка = робот = погодка = овца
Табуре.,крова.ка , ча.ка , тя.ка , алма ., кру.ка , рома.ка , люти ., конфе.ка , морко.ка , лопа.ка , изумру ., зя.лик , пряни . .
Родовое понятие Видовое понятие сладости цветы посуда драгоценные камни мебель птицы овощи орудия труда
Ро.кий , ло.кий , дер.кий; Селё.ка , сли.ки , ро.ки ; Пя.ка , но.ка , голо.ка .
1.) Напишите слова, которые начинаются с буквы С . 2.) Напишите слова с парным согласным [ ж ] в середине. 3.) Напишите слова с парным согласным [ в ] в середине. 4.) Напишите два оставшихся прилагательных. 5.) Напишите слово с парным согласным [ т ] в середине.
Прочитайте предложения. Подумай, какие нужно осуществить с ними действия, чтобы получилась зимняя зарисовка? Зарисовку напишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы.
Услужливый м.ро . з.т.нул реки л..ком. По лист.ям шуршит дож.ь . Ре.кий ветер теребит в.рху.ки д.ревьев . Во все стороны двинулись мощные потоки в.ды . До самых бр.вей нахлобучили они белосне.ные ша.ки . Надели пуховые варе.ки . Шустрые сн.гири порхают по ши.кам елей.
О ЧЁМ МЫ ГОВОРИЛИ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным звуком на конце?
Тетра ь ? Тетра ди , нет тетра до чки д Чтобы не ошибиться в правописании слов с парным согласным на конце, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Чтобы проверить написание слов с парными согласными, которые находятся перед другими согласными, надо подобрать проверочное слово, в котором после парного согласного следует гласный.
М О Л О Д ! Ц Ы
М О Л О Д ! Ц Ы
НАРИСУЙ СВОЮ ОЦЕНКУ УРОКУ
http://photo.99px.ru/? new_img_p=60 - знаки вопроса http:// yro.narod.ru/bibliotheca/rubricator/elbib21.htm - книги http:// www.forum.u-samovara.ru/lofiversion/index.php?t11-1550.html - лягушата
Предварительный просмотр:
Тема урока: правописание звонких и глухих согласных перед согласными.
Цели урока: познакомить со способами проверки парных согласных перед согласными. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, мышление, творческую активность учащихся на каждом этапе урока. Воспитывать интерес к предмету.
Разминка: (буквенный диктант)
-Век живи – век … (Учись).
-Что при испуге уходит в пятки? (Душа).
-Как зовут предводительницу лесных разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»? (Атаманша).
-Тело деревянное, одежда рваная, не ест, не пьёт, огород стережёт. (Чучело).
-Имя богатыря из города Мурома? (Илья).
У Д А Ч И !
Получилось слово: у д а ч и !
На доске написаны строки:
Слон, лев, шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
Задание: прочитать написанные стихотворные строчки и определить, какие буквы будут сегодня написаны на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза.
Дети определяют, что на чистописании они будут записывать буквы т и д. Эти буквы есть в словах бегемот, утра, отправились, в поход и обозначают звук [т ].
Учащиеся дают характеристику этого звука.
В словах бегемот, утра, отправились, поход звук [т]- согласный, глухой, парный, твёрдый.
У. Назовите все парные согласные.
Д. б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
Повторение написания букв д и т по образцу.
Учитель предлагает учащимся определить последовательность букв и самостоятельно закончить написание цепочки букв на минутке чистописания.
Повторение изученного материала
На слайде слова: т.трад., з.вод, м.двед., гор.д, м.роз, к.р.ндаш.
Дети читают слова и определяют какие буквы нужно написать вместо точек.
У. По какому принципу можно объединить все эти слова?
Д. Это словарные слова. Все слова являются именами существительными.
Все эти слова заканчиваются на парный согласный звук.
У. Какие различия вы видите в данных словах?
Д. Пять слов отвечают на вопрос что? , а существительное медведь на вопрос кто?
В словах тетрадь, город, завод, медведь, мороз – по два слога, а в слове карандаш – три слога.
Слова тетрадь, город, завод, медведь, мороз – заканчиваются на букву, обозначающую звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.
У. Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце?
Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Словарно – орфографическая работа.
На слайде запись :
О З А Б В Т Е Р А Д К
У. Внимательно посмотрите на запись и определите слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
Д. Это слова завтрак и обед.
У. Найдите смысловое сходство этих понятий (приём пищи).
А в чём различие? (Завтрак – это утренняя еда, а обед – еда в середине дня).
Дети записывают эти два слова в тетрадь и выделяют орфограммы.
У. Какую ещё орфограмму вы заметили в словах?
Д. На конце слов завтрак и обед парные согласные.
У. Проверьте устно их написание.
Д. Завтраки, обеды.
На слайде пять пословиц с изученными словами и один фразеологический оборот. Дети с помощью учителя восстанавливают пословицы и объясняют их смысл. (Имеет смысл распечатать этот слайд для каждого ученика).
У. Вспомните, о чём мы сегодня говорили на минутке чистописания и во время повторения изученного? Как вы думаете, с чем будет связана новая тема сегодняшнего урока?
Д. Мы говорили о парных согласных и их правописании на конце слов. Значит , новая тема будет связана с правописанием парных согласных.
Изучение нового материала.
На слайде написаны слова:
Зубки берёзка
Травка городской
Ногти сторожка
У. Что объединяет эти слова?
Д. В середине каждого слова есть парный согласный.
У. Перед какими буквами находятся парные согласные?
Д. Перед буквами согласных звуков.
Дети произносят слова и замечают , что произношение парных согласных, если они стоят перед согласными не совпадает с их написанием.
Учащиеся сами пытаются вывести правило о правописании слов с парными согласными перед согласными.
Вывод закрепляется при помощи слайда.
Физкультминутка
На слайде написаны слова: корова, петушки, кружки, глаза, лошадка и др.
Учитель указывает на то или иное слово, а дети выполняют приседание, если в этом слове парный согласный стоит перед согласным, и хлопок, если в слове один парный согласный.
Закрепление
Для закрепления предлагаются разные задания на выбор учителя (см. слайды 23 – 37). Слайды 29 и 33 следует скопировать для каждого ученика.
Обобщение пройденного
Рефлексия