Урок спектакль "Его величество ГЛАГОЛ"
Сценарий праздника.
Его Величество Глагол.
Сцена №1:
Ведущий:
Сегодня мы поговорим с вами об одной из частей речи.А вот о какой угадайте сами.Вот как он сам о себе говорит.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду и всё в движение придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт. (Эта часть речи — глагол).
Выходит Глагол: Здравствуйте,ребята!
Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю,на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю,кусты подстригаю,
И чисто-пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю
А после работы в тени отдыхаю.
Ведущий: Здравствуй,дядюшка Глагол.А когда Вы спите,Вы тоже что-то делаете?
Глагол: Ну конечно!Во-первых,я сплю,потом храплю,соплюи пыхчу.Ведь действие-моя жизнь!!!
Ведущий: Запомните ребята!
Глаголы- это слова,которые называют действия людей , животных или
предметов.
Глаголы отвечают на вопросы: Что делать?
Что сделать?
Что делал?
Что сделал?
Что делает?
Что сделает?
Что будет делать?
Игра №1.
«Поймай глагол».
(Соревнование на самый внимательный ряд.Ведущий называет слова.Нужно хлопать в ладоши,если услышишь глагол.)
1.Вытирал,подметал,запивал,самосвал,поливал.
2.Носил,лепил,заплатил,угодил,крокодил,повредил.
3.Зажёг,обжёг,флажок,дружок.
4.Зашёл,подмёл,навёл,осёл.
5.Копал,привёл,укол.
6.Протёр,затёр,шофёр,бобёр.
Игра №2. «Зоопарк».
Я приглашаю вас в зоопарк.Я буду вам наших животных предьявлять.Только их сейчас в вольерах нет.Их на астроли увезли в северные страны,северным людям показывать.Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вам буду рассказывать,что это животное делает,а вы по глаголам угадывать ,кто это:
1.Шипит,ползает,извивается. (змея)
2.Каркает летает.ворует.(ворона).
3.Хрюкает,чавкает,пачкается (свинья)
4.Блеет,бодается,дает молоко.(коза)
5.Мяукает,вылизывается,лакает молоко.(кошка)
6.Сторожит,лает,кусается (собака)
ОБЩАЯ:Кричит,топает,свистит,кувыркается,толкается,плюётся.
(Вот уж не знаю как выглядит этот неизвестный науке зверь,но сразу видно,что он полхо воспитан.А увас в класее нет ребят похожих на него?).
Игра №3.
Вызываются по 3 человека от 3 классов.Они должны записать как можно больше глаголов, которые увидят в танце.Наши девочки приготовили в подарок дядюшке Глаголу танец.
Сцена №3. «Правописание НЕ с глаголом».
Ведущий: Со всеми дружит,со всеми нашёл общий язык.И только гордая частица НЕ всегда стоит отдельно от глагола.
Запомните правило:Не с глаголом пишется раздельно!
Игра №4: Хлопините в ладоши,когда услышите частицу «НЕ».
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички.
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом.
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте.
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне
Никаких упрёков.
Даже если я и НЕ
Выучу уроков!!!
Сказка «Сила любви».
(Читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок,а артисты исполняют роль пантомимой).
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.Трудной и печальной была эта любовь.Он говорил : «Люблю!»,а она ему: «Не люблю».Он признавался : «Верю!»,а она ему: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно.Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью,если докажешь,что жить без меня не можешь!»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам.Когда же он возвратился к своей любимой,она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!Недоумеваю!»И вдруг замерла от неожиданности,оказавшись рядом с Глаголом.Так Глагол доказал,что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
Ведущая: Запомните ,в словах «НЕГОДУЮ», «НЕНАВИЖУ», «НЕДОУМЕВАЮ», частица НЕ пишется слитно.
Ведущая:К нам в гости пожаловала ….Тётушка Черепаха.
Тётушка черепаха,сколько вам лет?Я слышала,черепахи очень долго
живут.
Черепаха:Ах,ребята,когда стареешь ,хочешь не хочешь,а приходится думать
о времени.Я вот частенько вспоминаю ПРОШЛОЕ. Как давно это
было!
(Далее текст читает главная героиня,а ещё три девочки изображают её в разных временах).
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ.
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И няней — мартышкой.
Я пела,плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Ах,это прошедшее время!Чудесное ,милое время!
Зато сейчас в НАСТОЯЩЕМ, одна проза:
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их купаю
От ног до ушей.
Я штопаю,глажу,стираю,
Игрушки за них убираю.
Мету,отмываю,кручу,кипячу,
Хвалю и ругаю,Шучу и ворчу.
Так мчится моё настоящее,
Нисколько меня не щадящее.
Ведущая:Неужели всё так печальго?Ведь вы ещё молодая,и у вас в БУДУЩЕМ.....
ЧЕРЕПАШКА: Я вот всё думаю,что БУДЕТ,если вдруг...
В понедельник или среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобраздников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начнуя там форсить ,
Платья новые носить,
Буду плавать,буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
А когда мне надоест,
Запланирую отеъзд.
И вернусь обратно к ним,
К .езобраздникам моим.
ВЕДУЩАЯ:обратите внимание,черепашка говорит о своих действиях в ПРОШЛОМ,НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ.
ЧЕРЕПАШКА:Верно,и всё это благодаря глаголу.Ведь глаголы изменяются по временам:могут стоять в ПРОШЕДШЕМ,НАСТОЯЩЕМ или БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.
ВЕДУЩАЯ: В прошедшем времени глаголы отвечают на вопросы
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
В настоящем времени:
ЧТО ДЕЛАЮ?
В будущем времени:
ЧТО СДЕЛАЮ?
ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ?
ИГРА №5.По сцене разбросаны карточки с глаголами.Дети должны собрать карточки с глаголами только одного какого-либо времени.(1 -с прошедшим,2- с настоящим,а 3- с будущим.)Посмотрим кто быстрее и правильнее.
Игра №6.Отгадай загадкукоторая составлена почти из одних глаголов.
-
Летом вырастают,осенью опадают.(листья)
-
Бежит,бежит -не выбежит,течёт,течёт — не вытечет.(река)
-
На сене лежит,сама не ест и другим не даёт.(собака)
-
Не лает, не кусает, а в дом не пускает .(замок)
-
Стучат,звенят,бегут,идут,да только с места не сойдут.(часы)
-
В воде не тонет,в огне не горит,из воды родиться,а огня не боится.(лёд)
Сцена №5 ИНФИНИТИВ.
ГЛАГОЛ: Да я люблю изменяться по временам.Но как бы я не изменялся , я всегда возвращаюсь в свою начальную форму — инфинитив. Как у вас есть форма школьная,у меня же есть начальная, неопределённая.В такой форме я отвечаю только на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
ВЕДУЩАЯ: Почему же дядюшка Глагол,эта красивая форма называется неопределённая?
ГЛАГОЛ:Потому что в такой форме невоз можно определить моё время.
А вот и три моих любимых окончания в неопределённой формы.
ТЬ ТИ ЧЬ
ИГРА №7:Доскажи словечко в неопределённой форме.(окончания поднимают свои таблички по мере необходимости.)
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
ИГРА №8. В неопределённой форме глагола очень интересно играть в слова
наоборот.
(Ведущий называет глагол,а ребята должны подобрать антоним.Играем всем залом или по командам.).
Смеяться — плакать
радоваться — грустить
здороваться- прощаться
поднимать — опускать
нагревать — охлаждать
исчезать — появляться
начинать- заканчивать
разрешать — запрещать
покупать — продавать
нападать - защищать
СЦЕНА № 6
ВЕДУЩАЯ: Но иногда у некоторых возникают проблемы при употреблении глаголов.Вот послушайте.
СЦЕНКА ПРО КОРОЛЯ И ТРУБАДУРОЧКУ.
КОРОЛЬ: Скушай булочку моя Трубадурочка!
Принцесса: Ладно,лож!Ох,моя бедная фигурочка!
КОРОЛЬ: Положи сказать бы надо,а не лож.
Ложь - тогда, когда ты врёшь.
Принцесса: Ложу,ложишь,ложим,ложут,вы положите.
Я спряженья знаю,упрекнуть не можете.
КОРОЛЬ: Без приставки нет глаголов с корнем «ЛОЖЬ».
Ты откуда их берёшь?
Если время настоящее — кладу,кладёт.
Ох,по русскому опять будет незачёт.
Это просто наказанье ,а не дочь!
Нет, пойду я лучше прочь!
Принцесса: Не хочу я больше быть Трубадурочкой,
Недоучкой,недотёпой,просто дурочкой
Дай учебник лучше вместо булки мне!
Ой, в своём ли я уме!
СЦЕНА №7 «Спряжение глаголов».
ВЕДУЩАЯ: Ну,вот мы смогли перевоспмтать даже такую капризную принцессу.А вот про какие- такие спряжения упомянула принцесса, дядюшка Глагол?
ГЛАГОЛ: О это очень длинная история!Но если хотите ,слушайте....Все глаголы делятся на 2 группы:1 спряжение и 2 спряжение.А произошло это так....
История о спряжениях.
(Текст читает ведущий или хорошо подготовленный ребёнок,а артисты изображают пантомимой).
Есть у меня друзья — глагольчики-лилипутики.Имена у них очень странные — совсем коротенькие.Но такие дают в лилпутьем городе с незапамятных времён — традиция!Зовут моих друзей -У,-Ю,-ЕШЬ,ЁШЬ,-ЕТ,-ЁТ,-ЕМ,-ЁМ,-ЕТЕ,ЁТЕ,
-УТ,-ЮТ.
А ещё есть другие- -ИШЬ,-ИТ.-ИМ,-ИТЕ,-АТ,-ЯТ.
Раньше они очень дружили между собой.Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон,зубастый,весь в чешуе.Он дохнул огнём,лязгнул зубами и потребовал привести ему на съеденье несколько лилипутиков потолще.
Лилипутики У,Ю, ЕШЬ,ЁШЬ, ЕТ,ЁТ, ЕМ,ЁМ, ЕТЕ,ЁТЕ, УТ,ЮТ до смерти перепугались.Они посовещались и решили задобрить Дракона.На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького У и его брата — близнеца Ю,подобострастно поклонились злодею и сказали : «ЕШЬ,ЕШЬ!».
«Да уж я ем,ем!»- улыбнулся дракон,завязывая на шее салфетку и довольно потираа лапы.А несчастные близнецы ,сидя на тарелке,дрожали от страха и тихо плакали.
Зато лилипуты У,Ю, (это други У.Ю — однофамильцы тех,которых собирался съестл Дракон),ИШЬ.ИТ,ИМ.ИТЕ,АТ,ЯТ не испугались Дракона.
«ИШЬ, какой хитрый,Ишь чего захотел!»
«Им Драконам только позволь, и весь город сожрут,никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипут,котрого так и звали — ИШЬ.Он возглавил армию,в которую и вступили отважные лилипутики.Вооружившись мечами и копьями,они пошли войной на Дракона.Вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.
А бояки в это время прятались в подвале дома.Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города,волоча свой зелёный хвост.Бояки вылезли из своего убежища.Но смельчаки им даже руки не подали.Мало того — они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.
Лилипуты -трусишки У.Ю. ЕШЬ.ЁШЬ. ЕТ,ЁТ, ЕМ,ЁМ, ЕТЕ,ЁТЕ, УТ,ЮТ остались в своём прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК,ведь этот город был построен первым.
А лилипутики -смельчаки У,Ю, ИШЬ,ИТ,ИМ,ИТЕ, АТ,ЯТ построили себе отличный новый город и назвали его ВТОРОСПРЯЖЕНСК. Правит обоими городами МЕР по имени УДАРЕНИЕ.Он следит,чтобы жители города
ПЕРВОСПРЯЖЕНСКА не переезжали в город Второспряженск,чтобы был порядок и не было путаницы в русском языке.Так они и живут дор сих пор.
ВЕДУЩАЯ:Ребята ,вызапомнили,какие глаголы относятся к 1-му спряжению?
А какие ко 2-му?(Таблица появляется на экране)
1 спряжение |
2 спряжение |
-У- Ю |
-У -Ю |
-ЕШЬ- ЁШЬ -ЕТЕ -ЁТЕ |
-ИШЬ -ИТЕ |
- ЕТ - ЁТ -УТ -ЮТ |
-ИТ -АТ -ЯТ |
Сцена №7.
ВЕДУЩАЯ: Но у многих бывают затруднения при спряжении глаголов.
Песня о спряжении.
(На мотив песенки «Учат в школе»).
-
-
Тонким пёрышком писать
-
Промокашкой промокать
Уж давно не учат
В современной школе.
Но глаголы проспрягать
Будут на дом задавать
и сейчас и через год
И через сто лет.
-
Легче ребус разгадать ,
Чем глагол «хотеть» спрягать.
Я потею,ты потеешь, мы потеем.
Я хочу,и хочут все, хочем мы -
Хохочут все.
Почему? Я не пойму,
Не разумею.
3. Начинаю вновь спрягать,
Окончания менять.
Проспрягаю -ка я во втором спряженьи:
Ты хотишь и он хотит,
В классе смех опять стоит,
А учитель покраснел от возмущенья.
-
-
-
Ты в учебник не смотрел,
-
-
Мы хотим,чтобы ты сел,
У меня на слово «хочем» аллергия.
Окончанье с буквой «Е»
Лишь в ендинственном числе.
А во множенственном гласные лишь «И», «Я».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЕДУЩАЯ: Мы очень надеемся,что вам понравилось путешествовать с дядюшкой Глаголом.И вы будете такими же деятельными и активными.
Песня «Ты — человек».
1. Куда подует ветер,туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
ПРИПЕВ: Но ты - человек ,
Ты и сильный, и смелый.
Своими руками
Судьбу свою сделай.
Иди против ветра ,
На месте не стой.
Пойми не бывает
Дороги простой.
2. Где рельсы проложили,там ходят поезда,
Куда пастух погонит,туда идут стада.
-
Теперь не доверяют,как прежде чудесам.
На чудо не надейся,судьбой командуй сам.