Пути формирования учебной познавательной деятельности у первоклассников

Косолапова Марина Александровна

 

Пути  формирования учебной познавательной деятельности у первоклассников

 

Чтобы в должной мере осуществлять систему развития и повышения качества знаний учащихся, мы, учителя первых классов, одной из важнейших содержательно-целевых линий своей работы считаем формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в 1 классе, особенно в первом полугодии, дети овладевают системой действий , необходимых на последующих этапах; учатся слышать, видеть, запоминать, выполнять задания учителя. Оттого, насколько эффективно пройдет данный этап, зависит многое. Поэтому в арсенале каждого учителя есть множество методов и приемов, позволяющих учащимся активно включаться в учебный процесс, удерживать внимание, развивать память, логическое мышление.

У одних детей лучше развито зрительное восприятие и зрительная память, у других - слуховое и слуховая память, и в большинстве - через движения, оперирование предметами, моторику. Ученику первого класса мало услышать, ему надо увидеть, а еще лучше потрогать. Поэтому в нашей работе очень много наглядности, дидактических игр, действий с предметами.

Немного расскажу об особенностях работы в своем классе. Я работаю по программе «Школа 2100»   в   рамках   допустимой   в   нашей   школе учебной нагрузки: «Обучение грамоте», «Чтение» и «Русский язык» авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и Пронина О.В., «Математика 1 класс» Петерсон Л.Г.

Задача номер 1 учителя начальных классов - научить детей читать четко, правильно, выразительно. Поскольку все мои ученики пришли в школу читающими в разной степени, важно так организовать урок, чтобы никому не было скучно, чтобы техника и беглость чтения совершенствовались. Поэтому в каждый урок чтения я включаю читательскую разминку:

  • Чтение скороговорки или чистоговорки;
  • Словесный аукцион (используя 4 согласные и любые гласные составлять слова - кто больше, кто последний);
  • Вспышка- чтение и запоминание с доски 5 слов в течение 20-30 секунд, воспроизведение этих слов по памяти и составление с ними предложений.

Эта небольшая по времени разминка прекрасно тренирует речь, зрительную память, артикуляцию, концентрирует внимание, развивает навык чтения, но при условии систематичности ее проведения.

Разнообразные виды чтения удобно проводить по левой странице учебника «Моя любимая азбука»,    где   дается    большой    объем    слов, расширяющий активный и пассивный словарь ребенка-чтение по цепочке, хоровое, выборочное, многократное, жужжащее, с отрывом и т. д.

Вторая страница азбуки, правая, на каждом уроке отведена для работы с текстом. Причем оформление ее позволяет четко организовывать работу по формированию типа правильной читательской деятельности. На странице учебника дается иллюстрация, заголовок, фамилия автора и текст. Правильный тип читательской деятельности - это трехступенчатый процесс индивидуального осмысления текста, а в дальнейшем и книги (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Вот как эти три этапа реализуются с текстами «Моей любимой азбуки». Вначале учащиеся рассматривают иллюстрацию, читают опорные слова на доске, заголовок и высказывают свои предположения - о чем может говориться в данном тексте. Затем следует самостоятельное знакомство с текстом (чтение про себя или вполголоса), чтение вслух. По ходу чтения учитель комментирует, задает вопросы. Это второй этап - дети перепроверяют первоначальное предположение. На третьем этапе задаются вопросы ко всему тексту, вновь обращается внимание на заголовок, насколько он соответствует содержанию, на иллюстрацию - ко всему тексту или к отдельной его части. Это третий этап - осмысление на уровне содержания. При  правильном    подходе    к организации восприятия текста, а в дальнейшем и книги, дети учатся обдуманно выбирать книги, умеют читать осмысленно, вдумчиво, обращать внимание на характеры героев, особенности авторской манеры.

Я строю урок чтения так, что читают дети сами, практически отсутствует чтение учителя как эталон. Через анализ текста учащиеся сами методом проб приходят к выбору скорости, интонации, громкости чтения. Потом идет коллективное обсуждение, кому же из ребят наиболее удачно, выразительно удалось прочитать. Мы завели альбомы по чтению, где отслеживаем на графиках развитие скорости чтения лично каждого ученика.

Кроме того, я практикую в этих альбомах составление опорных схем при обучении пересказу. Помимо этого - придумывание своих иллюстраций к тексту, творческие задания. Очень интересна, на мой взгляд, работа по фонетике предложена авторами данного учебника. При знакомстве с новым звуком и буквой появляется опорная схема - некий человечек. Здесь своя символика, которая легко усваивается и воспринимается, как игра: у согласных на голове шляпки, потому что при их произнесении встречаются различные препятствия (губы, зубы, язык и т.д.); а вот у гласных нет преград, потому и шляпки на человечке нет; если согласный глухой, то на нем шляпка черный цилиндр, если согласный звонкий, то на человечке шляпка-колокольчик; башмачки у гласных красного цвета, у согласных твердых - синего, у мягких согласных - зеленого. Затем эта символика в упрощенном виде переносится на фонетический анализ слова. В дальнейшем звукобуквенный анализ делается по стандарту среднего звена. Такой анализ проводится систематически на каждом уроке чтения, иногда в прописях, где слово записано прописными буквами. Не секрет, что у детей в начальной школе возникает проблема ухудшения почерка при переходе письма с узкой линейки на широкую. В прописях О.В.Прониной, по которым я работаю, дети учатся писать сразу в широкую линейку. Основополагающий фактор такого подхода - легче научить, чем переучивать. Сквозной темой всего курса русского языка является словообразование и морфемика, ведь грамотное письмо тесно связано с умением видеть  состав  слова.  Поэтому  еще  в  период обучения грамоте вводятся понятия корень слова, приставка, суффикс. В дальнейшем знания о частях слова расширяются, конкретизируются.

Вообще, слово уже в 1 классе рассматривается с трех сторон - фонетический состав, лексическое значение, морфемный состав. И это является системой, в 4 классе дополняется еще один аспект - морфологический. Весь курс обучения грамоте создает основу, базу для формирования орфографической зоркости, орфографических умений.

Надо сказать, что все учебники Образовательной системы «Школа 2100...» объединены тематически. И если, например, на уроке чтения изучается произведение Н.Носова «Приключения Незнайки », то в учебнике математики есть целый урок, в заданиях которого присутствуют герои этой   сказки. Математика помимо обучающих заданий содержит логические и комбинаторные задачи, развивающие мышление, нестандартный подход к выбору путей решения. Основная задача в 1 классе — отработать состав чисел в пределах 10, навыки устных вычислений до 20. Поэтому для отработки этих навыков я использую множество дидактических       игр (  «Космонавты», «Парашютисты», «Велосипедные        гонки», «Карусель» и т. п.). Регулярная проверка навыков - раз в неделю 10 примеров за 5 минут - дает возможность каждому ученику отслеживать свою динамику.

Очень нравится первоклассникам работать с «геометрическим лото», в котором 4 группы фигур четырех цветов и разного размера. Это пособие помогает особенно тем детям, у которых развита двигательная память, впрочем, любому ребенку важно самому выполнять манипуляции с предметами.

Учитель 1 категории Косолапова Марина Александровна