Разработка урока окружающего мира 1 класс
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. В.Н.Щеголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Методическая разработка урока окружающего мира
1 класс УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков
«Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью?»
Сычева Екатерина Валериевна
учитель начальных классов
второй квалификационной категории.
п.Светлый 2010
Тема «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»
Урок – путешествие.
Цель:
Образовательная: формировать представления о звездах, Солнце.
Развивающая: развивать познавательную активность, речь, воображение. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.
Воспитательная: воспитывать уважение к друг другу, чувство прекрасного (через картинки и музыку); учить видеть необычное в неживой природе; показать насколько удивителен мир;
Оборудование и ресурсы: карандаши, мультимедийный проектор, у каждого ученика – пластилин (синий, красный, белый, желтый).
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если расшифруете слово. (Ракета) Слайд 2.
- А куда мы полетим на ракете? А что мы можем там увидеть?
- Я предлагаю отправиться в путешествие по звёздному небу, где нас ждёт только самое удивительное.
II. Повторение изученного материала .
- Но, чтобы отправиться в космос, нужно выполнить задание, которое приготовил для нас Муравьишка. Слайд 3
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
8. Часть велосипеда.
9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.
10. Время года, которое наступает после осени.
11. Основная работа этого человека – печь хлеб
12. В нее одевались первобытные люди.
По вертикали:
1. Первый месяц весны.
3. Излюбленная пища белых медведей.
4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”
5. Крупное животное, житель жарких стран.
6. Часть велосипеда.
7. Третий день недели.
8. Часть велосипеда.
Ответы:
По горизонтали: 1. Астроном. 2. Страус. 3. Рама. 4. Динозавры. 5. Зима. 6. Пекарь. 7. Шкуры.
По вертикали: 1. Март. 2. Рыбы. 4. Мороз. 5. Слон. 6. Педаль. 7. Среда. 8. Руль.
- Работа над новой темой.
– С заданием справились.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Итак, приготовились к путешествию. Спинки прямые, начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск. Слайд 4.
Мы попадаем в космос, посмотрите как там удивительно и красиво. Слайд5 .
- Пока мы с вами летали, Муравьишка уже приготовил для вас вопрос. Читаем вопрос. «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?» Слайд 6. (Ответы детей.)
Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Слайд 7. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. Слайд 8. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Слайд 9. И только ночью становятся видны звезды.слайд 10
Я предлагаю вам отгадать загадку:
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям улыбается. (Небо и Солнце). Слайд 11.
– Что такое Солнце?
– Расскажет нам о Солнце Алсу. (Приложение 1)
– Так что же такое Солнце?
- Что интересного вы узнали про Солнце из рассказа Алсу?
IV Физминутка
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)
Муравьишка приготовил для вас еще загадку.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды) Слайд 12.
– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?
Ответы детей.
V Работа по учебнику.
– Ребята, давайте с вами рассмотрим рисунок на стр. 22.
- О звёздах нам расскажет Даша. (Приложение 2)
– Так что же такое звезды?
- Какие бывают Звёзды? По цвету? (голубые, белые, желтые, красные). Какие звёзды горячие? (белые, голубые).Холоднее белых? (жёлтые). Холоднее Солнца? (красные). Слайд 13-14
По размеру?
- Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Само Солнце называют жёлтым карликом.
- Вернитесь к рисунку на стр. 22. Что можно сказать про Альдебарана? (холодный гигант). Про Регул и Сириус? (нормальные горячие Звёзды). Про Солнце? (менее горячий карлик).
- Почему такая большая звезда, как Альдебаран, на небе меньше, чем Солнце и не греет лучше. Чем Солнце? (далеко расположена).
Вывод: - Самые яркие звёзды испускают в 100 тыс. раз больше тепла и света, чем Солнце. Но Солнце – самая близкая к Земле звезда, поэтому она даёт нам достаточное количество тепла и света.
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? (расположены далеко от Земли)
VI Практическая работа слайд 15
У вас у каждого на столе лежит пластилин.
- Предлагаю вылепить их из пластилина (дети лепят).
Вывод: – Что такое звезды? Что такое Солнце? Слайд (вывод: Солнце – звёзда)
– Что создает нам Солнце?
– Почему днем не видно другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звёзд незаметен)
– Кто изучает звезды? (астроном) слайд 16
– С помощью чего астроном изучает звезды? (телескоп) слайд 17
- В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Из самых ярких звёзд они мысленно составляли загадочные рисунки и придумывали к ним сказочные истории. На небосводе 88 созвездий. На территории нашей страны – можно видеть 54. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена, которые пришли из Др.Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд.
- Что такое созвездия? (группа звёзд)
Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
Это созвездие состоит из 7 ярких звёзд. Слайд.
-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Но ярких звёзд – 8.
Стр.23 (учебник)
Миф о созвездии Льва:
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”. Слайд18
Давайте рассмотрим еще два созвездия: созвездие Ориона и созвездие Большого и Малого Пса.
VII Итог урока. Слайд 21
А чтобы закрепить наши знания мы выполним графический диктант. Вы должны будете ответить на вопросы если ваш ответ да- , нет -
(У каждого ребенка на столе конверт с солнышками и звездочками. Они выкладывают у себя на парте.) (приложение 3)
- Солнце – ближайшая к Земле звезда.
- Звезды – огромные пылающие шары.
- Солнце – самая большая звезда.
- В созвездии Большой Медведицы девять ярких звезд.
- Созвездия – это группы звёзд.
- Звёзды по размеру и цвету все одинаковые.
Теперь мы должны проверить С этим заданием все хорошо справились. Молодцы!
У меня еще есть для вас сюрприз. На доске вы видите кусочек ночного неба, но на нем нет ни одной звездочки. А у вас эти звездочки есть. Давайте небу поможем найти свои звездочки. (Дети прилепливают звезды)
VIII Релаксация: ( приложение 4)
- Кого похвалить и за что? Кто похвалить может себя и за что?
Солнышки на партах. Нарисуйте своё настроение после этого урока.
IX Домашнее задание (приложение 5)
Задание на листочках: Соединить звёзды, чтобы получилось созвездие