Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир". 1 класс. Школа 2100.
Предварительный просмотр:
курса «Окружающий мир»
1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа курса «Окружающий мир» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса «Я и мир вокруг», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2010), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2010 - 2011 уч. г.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
Срок реализации программы – 33 учебных недели.
Программа «Окружающий мир» рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Из них:
- проверочных работ - 2 ч.;
- итоговых контрольных работ - 1 ч.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программного содержания используется:
1. Учебно-методический комплект:
2. ЦОРы:
- Определитель растений Ханты-Мансийского округа. 2008. Издательство Баско.
«КиМ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»:
- «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
- «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2»
3. Комплект таблиц по окружающему миру для 1 класса.
4. Комплект наглядных пособий «Окружающий мир», 1 класс.
Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курсе интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности.
Важнейшими линиями развития личности ученика средствами курса окружающего мира являются: знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру.
Задача учителя - с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. С целью достижения выше указанных задач обучение осуществляется через знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, сделав школьника даже при минимуме сообщаемых знаний сознательным участником жизни. С самых первых шагов изучения окружающего мира ребёнок учится понимать каждое явление природы, влияние, роль и место человека в нем. Школьникам необходима помощь взрослых в построении целостной картины мира. Для этого ежедневно и ежечасно нужно помогать ребятам осмысливать их опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир, осознавать цену и смысл своих поступков и поступков окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, уточняя возникающие при этом вопросы, человек приучается понимать окружающий его мир, у него возникают привычки (навыки) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру - важная цель курса «Окружающего мира». В рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.
В основе обучения в рамках «Школы 2100» лежит деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Основная цель курса: познакомить школьников с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта.
Задачи обучения:
- выработать умения решать возникающие перед школьником проблемы на основе их собственного опыта;
- развивать умение обучающихся понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных задач и жизненных проблем.
Решение проблемных задач - главный способ осмысления мира. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. При этом усвоить школьникам необходимо лишь минимум содержания (важнейшие понятия и связи, обозначенные в таблице требований). Это становится возможным благодаря принципу минимакса.
Особенность курса - системное введение понятий. В основе усвоения понятий лежит их многократное применение на уроке, которое приводит к встраиванию нового изученного понятия в формирующуюся в голове ученика картину мира.
Важнейшие (выделены жирным шрифтом) и основные понятия
курса «Окружающий мир»
Тема | Понятия (1 класс) |
Природа | Живые и неживые природные богатства |
Тело | Тело человека |
Вещество | Знакомство с тремя состояниями |
Энергия | |
Воздух | Воздух как природное богатство. Значение воздуха для дыхания |
Вода | Вода - природное богатство. Знакомство с тремя состояниями воды, с круговоротом воды. |
Небесные тела | Солнечный свет - природное богатство. |
Форма земли | |
Смена дня и ночи | Признаки дня и ночи в природе и жизни людей. |
Сезонные явления в природе и их причина | Основные особенности и отличия каждого времени года. |
Материки | |
Формы земной поверхности (горы, равнины) | |
Водоём | |
Полезные ископаемые | Подземные кладовые - природное богатство. |
Погода и климат | Какая бывает погода? |
План и карта | |
Живые организмы | Свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов. |
Грибы | |
Растения | Растения - природное богатство. Сходство и различие растений и животных. Примеры растений. |
Культурные растения | Основные группы культурных растений. Примеры культурных растений. |
Животные | Животные - богатство природы. Сходство и различие растений и животных. Примеры животных. |
Домашние животные | Основные группы домашних животных. Примеры домашних животных. |
Человек | Человек узнаёт мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг. Элементарные сведения о строении человека. Отличительные особенности разумного существа - человека. |
Правила гигиены | Знакомство с режимом дня. Знакомство с съедобными и ядовитыми грибами. |
Основы безопасности жизнедеятельности | Правила безопасного поведения на улице, в быту. Противопожарная безопасность. |
Связи в природе | Связь человека с природой. |
Круговорот | |
Почва | |
Экосистема | Первичные представления о роли организмов в природе. |
Природные зоны | |
Охрана природы | Правила поведения в природе. |
Личность | Роль опыта в жизни человека. Роль руки и слов в общении. Человек узнает о мире с помощью родителей, учителей и книг. |
Хозяйство людей | Знакомство с хозяйством людей. |
Деление общества | Представление о городе. Основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий. |
Культура | |
Государство | |
История |
Содержание программы
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
- Как мы понимаем друг друга (9 ч)
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показывать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже».
- Как мы узнаем, что перед нами (4 ч)
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
- Как ты узнаешь мир? (4 ч)
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
- Твоя семья и твои друзья (7 ч)
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника.
- Что нас окружает (10 ч)
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Хозяйство человека. Изготовление вещей на фабриках и заводах. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства : животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
ЭКСКУРСИЯ «Безопасная дорога в школу»
- Живые обитатели планеты (11 ч)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Свойства живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных. Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека.Человек – разумное существо. Забота о природе. Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
- Отчего и почему (1 ч)
Последовательность событий и ее причины.
- Времена года (15 ч)
Осень, зима, весна, лето и их признаки. Погода, растения и животные в разные времена года. Путешествие воды. Правила поведения при грозе.
ЭКСКУРСИЯ в парк: «Осенняя природа», «Зимняя природа», «Весенняя природа», ЭКСКУРСИЯ в Шапшинское урочище.
- Повторение изученного материала (2 ч.)
- Учимся решать жизненные задачи (3 ч.)
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
|
|
Календарно-тематическое планирование
курса «Окружающий мир»
№ | Дата | Тема урока |
|
Как мы понимаем друг друга | |||
Как мы будем учиться | |||
Я – школьник | |||
Путешествуем, не выходя из класса | |||
Ценный совет | |||
Зачем нужен жизненный опыт | |||
Где и куда | |||
Где и куда | |||
Учимся определять верх и низ | |||
Раньше и позже | |||
Как мы узнаем, что перед нами | |||
Предметы и их признаки | |||
Предметы и их признаки | |||
Сочетания предметов | |||
Сочетания предметов | |||
Времена года | |||
Осенняя природа. Экскурсия «Лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный…» | |||
Осень – природа готовится | |||
Осень – природа готовится | |||
Как ты узнаешь мир | |||
Наши помощники – органы чувств | |||
Наши помощники – память и ум | |||
Родители, учителя и книги | |||
Самостоятельная работа. Как мы узнаем мир. | |||
Твоя семья и друзья | |||
Ты и твоя семья | Семейный альбом | ||
Ты и твоя семья | |||
Учимся быть самостоятельными | |||
Учимся быть самостоятельными | |||
Ты и твои друзья | |||
Ты и твои друзья | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Времена года | |||
Зимняя природа. Экскурсия «Чародейкою-зимой заколдован лес стоит…» | |||
Зима: покой природы | |||
Зима: покой природы. Самостоятельная работа. | |||
Проверочная работа. Зима: покой природы. | |||
Учимся решать жизненные задачи | |||
Что нас окружает | |||
Город, в котором мы живем | |||
Село, в котором мы живем | |||
Учимся быть пешеходами. | |||
Экскурсия «Безопасная дорога в школу» | |||
Хозяйство человека | |||
Хозяйство человека | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Богатство природы | |||
Твердые тела, жидкости и газы | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Времена года | |||
Экскурсия «Весенняя природа». | |||
Весна: пробуждение природы. | |||
Весна: пробуждение природы. Проверочная работа. | |||
Живые обитатели планеты | |||
Живое и неживое | |||
Растения и животные | |||
Равновесие в природе | |||
Домашние любимцы | |||
Домашние любимцы и комнатные растения | |||
Удивительный мир рыб. | |||
Наши помощники – домашние животные и культурные растения | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Человек – разумное существо | |||
Природа и мы | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Времена года | |||
Лето – природа цветет и плодоносит | Летнее задание | ||
Отчего и почему | |||
Повторение. Самостоятельная работа. | |||
Итоговая контрольная работа за год. | |||
Анализ контрольной работы. Учимся решать жизненные задачи | |||
Учимся решать жизненные задачи | |||
Экскурсия в Шапшинское урочище. | |||
Повторение изученного за год. | |||
Повторение изученного за год. |
Комментарии
Ответ на благодарность
Рада, что вам пригодилась программа, приятно, что смогла облегчить вам работу. Удачи в работе!