Рабочая учебная программа курса "Обучение грамоте". Школа 2100.
Предварительный просмотр:
курса «Обучение грамоте»
1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Программа курса «Обучение грамоте», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2010), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2010 - 2011 уч. г.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
В основе курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а её целью является углубление общего образования и развитие личности каждою ученика.
Обучение грамоте - составная часть курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи
с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
- звуковой состав и обозначение звуков буквами;
- состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по мощью приставок);
- грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
- лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами
сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).
Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.
Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.
Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Уроки обучения письму интегрируются с уроками обучения чтению.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.
Срок реализации программы – 23 недели.
Программа «Обучение грамоте» рассчитана на 207 часов (9 интегрированных часов в неделю)
Периодичность уроков обучения письму - 5 ч. в неделю. Всего 115 часов.
Из них внеклассного чтения – 4 ч.
Проверка техники чтения – 3 ч.
Периодичность уроков обучения грамоте - 4 ч. в неделю. Всего 92 часа.
Из них уроков развития речи – 2 ч.
Самостоятельная работа по письму (списывание с печатного текста) – 1 ч.
Проверочная работа – 1ч.
Предполагаемый результат. Результаты изучения курса «Обучения грамоте» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на формирование функционально грамотной и коммуникативной личности, которая сможет применить данные знания и умения в дальнейшем обучении русскому языку. Предполагается овладение средним и высоким уровнем знаний, умений и навыков.
Основные понятия курса
- слово, предложение, текст;
- слог, ударение, ударный слог, безударный слог;
- звуки, гласные и согласные звуки (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные);
- буквы (печатные и письменные, строчные и заглавные);
- шрифт печатный, шрифт письменный;
- алфавит.
Содержание программы
Добуквенный период (32 часа)
Задача добукварного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, произносить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (175 часов).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, ц, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв ш, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов. Предложений, текстов с печатного образца.
Календарно-тематическое планирование
курса «Обучение грамоте (чтение)»
Календарно-тематическое планирование
курса «Обучение грамоте (письмо)»
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
К концу 1-го года обучения дети должны
Знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твердость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
соединения; - правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Компетенции:
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
- языковое и речевое развитие;
- овладение культурой родного языка;
- устное общение;
- приём и выдача информации;
- игровая деятельность
Учебно-методическое обеспечение
Образовательная система «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется:
1. Учебно-методический комплект:
Учебник (автор, название, издательство, год издания) | Рабочие тетради, учебные пособия (для учащихся) | Методическая литература (в помощь учителю) |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. - 3-е изд., перераб. - М.: «Баласс», 2009. | 1. Пронина О.В. «Мои волшебные пальчики». Прописи для первоклассников в 5-ти тетрадях. Изд. 3-е, испр. М.: Баласс, 2009. 2. Пронина О.В., Лебедева Е.П., Мальцева О.Ю. Тетрадь для печатания, 1 класс. М.: Баласс, 2008. | 1. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Пронина О.П., Яковлева М.А. «Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя.- М. : Баласс, 2009. 2. Комплект наглядных пособий по курсу «Обучение грамоте» |
2. ЦОРы:
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс»
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Комплект таблиц по обучению грамоте
4. Комплект наглядных пособий по курсу «Обучение грамоте».
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / [Сост. Е.С. Савинов] М. : Просвещение , 2010 - (Стандарт второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- М. : Баласс, 2010.
- Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
Приложение к программе
Правила письма (памятка)
- Пиши с наклоном.
- Пиши легко, не нажимая на ручку.
- Пиши слог безотрывно.
- Пиши слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
- Пиши чётко, ровно, без помарок.