Рабочая учебная программа курса "Математика". 1 класс. Школа 2100.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса «МАТЕМАТИКА»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа курса «Математика» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Программа курса математики для четырехлетней школы», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2010), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2010 - 2011 уч. г.
Срок реализации программы – 33 учебных недели.
На изучение данного курса отводится 132 часа (4 часа в неделю). В том числе:
- нетрадиционных уроков (прогулки с целью наблюдения, дидактические игры на свежем воздухе) - 8 ч.
- самостоятельных работ - 4 .
- итоговая контрольная работа - 1 ч.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по математике осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов. Самостоятельные работы и итоговая контрольная работа проводятся в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Учебно-методическое обеспечение
Образовательная система «Школа 2100»
Для реализации программного содержания используется:
1. Учебно-методический комплект:
Учебник (наименование, автор, издательство, год издания) | Рабочие тетради, учебные пособия | Методическая литература |
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1 класса в 3-х частях. Часть 1, 3. М. : Баласс, 2008. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1 класса в 3-х частях. Часть 2. М. : Баласс, 2009. | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика», 1-й класс. М. : Баласс, 2009. Козлова С.А., Гераськин Н.В., Кузнецова И.В. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 1-го класса. М. : Баласс, 2009. Козлова С.А., Рубин А.Г. Самостоятельные и конирольные работы к учебнику «Математика», 1 класс. - Изд. 2-е, испр. М. : Баласс. 2009. | Демидова Т.Е.,. Козлова С.А, Тонких А.П. Методические рекомендации для учителя. Моя математика. - М., Баласс, 2008 год. |
2. ЦОРы:
- «1С» и «МОС»: Образовательная коллекция. МАТЕМАТИКА. СЧЁТ. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы.
- «1С»: Образовательная коллекция. Изучаем единицы измерения! Интерактивный тренажёр.
- «Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 1 класс». 1, 2, 3, 4 части.
3. Комплект таблиц по математике для 1 класса.
4. Счетный материал.
5. Набор плоских геометрических фигур.
6. Набор объёмных геометрических тел.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними.
2. Величины и их измерение.
3. Текстовые задачи.
4. Элементы геометрии.
5. Элементы алгебры.
6. Элементы стохастики.
7. Нестандартные и занимательные задачи.
Содержание программы
Общие понятия. 14 часов.
Признаки предметов. (7 часов)
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения. (7 часов)
Сравнениегрупп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. (89 часов)
Числа от 1 до 9. Натуральное число как4 результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. (19 часов)
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах десяти.
Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонентов. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на …», «уменьшить на …», «больше на …», «меньше на …».
Сложение и вычитание в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. Состав чисел от 11 до 19.
Величины и их измерения.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1см, 1дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
- раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
- задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …»;
- задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине», «между», «за» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>», «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и боле действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а - 5 и а - 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида: а + х = b; х - а = b.
Элементы стохастики.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Занимательны и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Вопросы, рассматривающиеся пропедевтически.
Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов.
Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание, составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение (10 часов)
Рабочая программа по математике (1-й кл.)
по учебнику Т.Е Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких
Раздел в предмете | Цель (объем и глубина усвоения учащимися) | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Способ проверки достижения | Кол-во часов (всего 132) |
Числа и величины | Устная и письменная нумерация чисел 1–2-го десятка. Представления о способах записи чисел и величин | Мерка, единичный отрезок, числовой отрезок, см, дм, кг, л | Сравнивать множества предметов по количеству, определить численность множества, записать ее известными способами | Определить количество предметов, длину предмета. | 20 |
Арифметические действия | Навыки сложения и вычитания | В пределах 20 | Объяснить способ получения результата | Устный счет, арифметический диктант | 40 |
Текстовые задачи | Понятие о задаче (структура задачи, модель) | Задачи, решаемые на основе нахождения целого или части | Объяснить, что обозначает на модели запись, «одеть» схему, составить схему к задаче, решить, записать решение | Решение задач | 26 |
Геометрические величины | Представления об использо-вании мерок для определения величины | Длина | Пользоваться линейкой для измерения длины заданного отрезка | Практическая работа на измерение длины отрезка, сложение и вычитание отрезков. | 14 |
Пространственные отношения, геом. фигуры | Четкие пространственные представления о геометрических фигурах | Прямая и кривая, отрезок, ломаная, замкнутая ломаная треугольник, угол, прямой угол, прямоугольник | Давать характеристики геометрических фигур по различным свойствам (цвет, форма, размер) | Практическая работа на распознавание, классификацию и изображение изученных фигур | 12 |
Работа с данными | Чтение информации с сюжетных рисунков, предметных моделей, схематических изображений | Рисунок, математическая запись, модель, схема | Установить соответствие математической записи и рисунка, Составить текст задачи по модели | Чтение и запись математических выражений, использование схем и предметной наглядности при решении задач | 10 |
Резерв времени | 10 |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1-го класса
1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
– названия и обозначения операций сложения и вычитания;
– таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
Учащиеся должны уметь:
– сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
– находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
– решать простые задачи:
- а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
- б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
- в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую
замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
– таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
– название компонент и результата действий сложения и вычитания, зависимость между ними;
– переместительное свойство сложения;
– единицы измерения длины, объема и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Учащиеся должны уметь:
– выделять признаки предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал;
– выделять часть предметов из большей группы на основе общего признака (видовое отличие),
объединять группы предметов в большую группу (целое) на основе общего признака (родовое
отличие);
– производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
– находить значения выражений, содержащих два действия (сложение и/или вычитание) без
скобок;
– сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
– решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
– узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол;
– определять длину данного отрезка;
– читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трех строк и трех
столбцов;
– заполнять таблицу, содержащую не более трех строк и трех столбцов;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух
действий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2010-2011 учебный год
Математика. 1 класс
№ | Дата | Тема урока | |
1 четверть (8,5 недель) - 34 часа | |||
Признаки предметов - 7 часов | |||
Цвет. Знакомство с радугой. | |||
Форма. | |||
Размер. | |||
Размер, форма, цвет. Урок - исследование реальных объектов. | Прогулка с целью исследования реальных объектов. | ||
Признаки предметов | |||
Признаки предметов | |||
Признаки предметов | |||
Отношения - 7 часов | |||
Дидактические игры на свежем воздухе. | |||
Порядок: первый, второй… | ИКТ | ||
Равно, не равно. | |||
Больше, меньше. | |||
Больше, меньше. Урок-импровизация | Дидактические игры на свежем воздухе. | ||
Прямая и кривая линии. Практическая работа. | ИКТ | ||
Прямая и кривая линии. Луч. | |||
Числа от 1 до 10 (55 часов) | |||
Один. Много. Число и цифра 1. | ИКТ | ||
Один. Много. Число и цифра 1. Наблюдение за реальными объектами на местности. | Прогулка с целью наблюдения и закрепления знаний | ||
Замкнутые и незамкнутые кривые. | |||
Число и цифра 2. | |||
Числа 1, 2 и цифры 1, 2. Математический диктант. | |||
Понятия «больше», «меньше», «равно». Урок-наблюдение за реальными объектами. | Прогулка с целью сравнения групп реальных объектов. | ||
Равенства и неравенства. | |||
Отрезок. | |||
Число и цифра 3. Урок - игра «Разведчик» на свежем воздухе. | Поиск групп из трех реальных предметов. | ||
Число и цифра 3. | |||
Ломаная. Замкнутая ломаная. Треугольник. | |||
Сложение. | |||
Сложение. Урок-импровизация. | Дидактические игры на свежем воздухе. | ||
Вычитание. | |||
Выражение. Значение выражения. | |||
Целое и части. Математический диктант. | |||
Целое и части. Урок-путешествие. | Большое путешествие по окрестности за маленькими открытиями. | ||
Сложение и вычитание отрезков. | |||
Число и цифра 4. | |||
2 четверть (7 недель) - 28 часов | |||
Число и цифра 4. | |||
Мерка. Единичный отрезок. | |||
Числовой отрезок. | |||
Угол. Прямой угол. | |||
Прямоугольник. | |||
Число и цифра 5. | |||
Числа 1-5. Математический диктант. | |||
Числа 1-5. | |||
Числа 1-5. | |||
Числа 1-5. | |||
Число и цифра 6. | |||
Числа 1-6. | |||
Числа 1-6. | |||
Числа 1-6. | |||
Число и цифра 7. | |||
Числа 1 – 7. Математический диктант. | |||
Слагаемое. Сумма. | |||
Переместительное свойство сложения. | |||
Числа 1-7. Слагаемое, сумма. | |||
Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | |||
Числа 1-7. | |||
Число и цифра 8. Математический диктант. | |||
Числа 1-8. | |||
Число и цифра 9. | |||
Числа 1 - 9. | |||
Число и цифра 0. | |||
Числа 0 – 9. | |||
Число 10. | |||
3 четверть (10 недель - дополнительная неделя каникул) - 36 часов | |||
Таблица сложения. | |||
Таблица сложения. Математический диктант. | |||
Числа и цифры. Римские цифры. | |||
Числа 0 – 10. | |||
Числа 0 – 10. | |||
Самостоятельная работа. Числа 0 – 10. | |||
Работа над ошибками. Числа 0 – 10. | |||
Задача (17 часов) | |||
Задача. | |||
Задачи на нахождение целого или части. | |||
Задачи на нахождение целого или части. | |||
Обратная задача. | |||
Задачи на разностное сравнение. | |||
Задачи на разностное сравнение. | |||
Решение задач. | |||
Решение задач. Математический диктант. | |||
Закрепление знаний. | |||
Задачи на увеличение числа. | |||
Решение задач. | |||
Задачи на уменьшение числа. | |||
Решение задач. | |||
Решение задач. | |||
Решение задач. | |||
Самостоятельная работа. Решение задач. | |||
Работа над ошибками. | |||
Уравнение (4 часа) | |||
Уравнение. | |||
Уравнение. Математический диктант. | |||
Проверка решения уравнения. | |||
Уравнение. | |||
Величины (13 часов) | |||
Величина. Длина. | |||
Длина. Сантиметр. | |||
Длина. Дециметр. | |||
Длина. Решение задач. | |||
Длина. Решение задач. | |||
Величины. Масса. Килограмм. | |||
Сравнение, сложение и вычитание величин. Математический диктант. | |||
Величины. Объём. Литр. | |||
4 четверть (8,5 недель) - 34 часа | |||
Сложение и вычитание величин. | |||
Величины. Решение задач. | |||
Решение задач. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Работа над ошибками. | |||
Числа от 10 до 20 (19) | |||
Числа от 10 до 20. | |||
Числа от 10 до 20. | |||
Числа от 10 до 20. | |||
Числа от 10 до 20. Математический диктант. | |||
Табличное сложение. | |||
Табличное сложение. | |||
Табличное сложение. | |||
Табличное сложение. | |||
Табличное вычитание. | |||
Табличное вычитание. | |||
Табличное сложение и вычитание. | |||
Табличное сложение и вычитание. | |||
Табличное сложение и вычитание. | |||
Табличное сложение и вычитание. | |||
Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
Самостоятельная работа. Сложение и вычитание в пределах 20. | |||
Работа над ошибками. | |||
Повторение изученного в 1 классе (10 часов) | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Итоговая контрольная работа. | |||
Работа над ошибками. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. | |||
Повторение изученного в 1 классе. |