Урок - творческий проект «Весенняя стихия» Виртуальная экскурсия

Урок - творческий проект

«Весенняя стихия»

Виртуальная экскурсия

 

Методический паспорт:

•          По содержанию – межпредметный

•          По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

•          По форме организации – групповой

•          По срокам выполнения среднесрочный

•          По результатам выполнения – практический

 

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

 

Задачи:

•   содействовать  формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

•          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

•          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

•          Формирование коммуникативных навыков.

 

 

Творческие группы:

·        Литераторы                               литературная гостиная

·        Художники                                художественная  галерея

·        Музыканты                                музыкальный салон

·        Фотокорреспонденты                фотоателье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Весна в музыке:  И. Ф. Стравинский "Весна священная" (балет)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/05e45922-09b5-a832-f6fc-f9c213b83aaf/Stravinsky_Vesna_Opisanie.htm

А. Вивальди . “Весна”, С. Соснин “Солнечная капель”.

Э. Григ. "Весна", "Весенний дождь", "Весенний цветок".

Я. Сибелиус. Симфоническая поэма "Весна".

 С. В. Рахманинов "Весенние воды"

K. Синдинг "Шелест весны"

 

 

Весна в живописи:

И. Левитан. "Ранняя весна", "Март", "Весна. Последний снег", "Весна - большая вода". С. Жуковский "Ранняя весна", "Весенний бурлящий ручей" и др.

 

 Весна в поэзии:

 

А. Белый. "Вecна".  П. Соловьёва. " Подснежник", В. Жуковский. "Весеннее чувство", Б. Пастернак "Единственные дни", С. Есенин. Поэма "Весна", В. Набоков "Весна" и др.

 

Оборудование:

Ø     Компьютер и медиапроектор

Ø     Презентация

Ø     Видеоклипы «Подснежник» и «Весенняя пора»

Ø     Выставка рисунков детей

Ø     Фотовыставка «Весна в моем городе»

 

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

- Я прочитаю вам стихотворения, а вы должны их дополнить. Это поможет нам сформулировать тему нашего урока.

 

В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ......  март

 

Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех.......  апрель

 

В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах..
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ........  май

 

- Что мы с вами назвали?      (месяцы)

 

- В какое время года  мы можем встретиться с этими месяцами?  (весной)

 

Зеленоглаза, весела,
девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
то что всем понравится:
зелень - листьям, нам – тепло,
волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?
Эта девица -............      весна

 

-Так о чем мы будем говорить на уроке?

 

- Как вы понимаете, что такое весна?

 

- Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны…

- Какие главные приметы весны вы можете назвать? (солнце стало выше, день длиннее, дуют теплые ветра, тает снег, капель, ручьи,  проталины, первоцветы и т.д.)

- Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку, фотографы делают снимки, а мастера – дизайнеры изготовляют свои ручные  поделки.

- В нашем классе были сформированы группы детей, которые собирали материал и оформили его в своих итоговых работах.  Но вся их  работа была посвящена  одной теме.     

- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

IIIОсновной этап урока.

- Сегодня мы с вами проведем виртуальную экскурсию,  которая называется   «Весенняя стихия».

 

1. Посещение литературной гостиной

-  Сейчас мы с вами попадем в литературную гостиную. Эту экскурсию проведут ребята – литераторы:  

- Мы с ребятами ходили в библиотеку, там взяли книги со стихотворениями. Нашли стихотворения о весне, печатали их на компьютере, Вместе с воспитателем Любовь Васильевной вечером читали их. Много нового узнали о поэтах, которые сочинили эти стихи. После этого мы оформили весь материал в сборник. Ребята нашего класса учили стихотворения о весне.

Учитель:    Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть?

(Дети читают стихи-2-3 человека)

- Русский композитор П. И. Чайковский посвятил каждому времени года музыкальные произведения и собрал их в одном альбоме «Времена года». Среди них есть одно удивительное произведение, посвященное весне и первоцвету.

 

- Как вы думаете, о чем нам рассказывает это музыкальное произведение?

 

- Эта пьеса откроет нам дверь в мир музыки.

 

- Наши ребята вместе с учителем русского языка и литературы Ольгой Сергеевной приготовили вам всем сюрприз.

(Прослушивание музыкальной пьесы «Подснежник».)

 

- Как называется эта пьеса? - «Подснежник». 

 

- Наши ребята в кружке сделали букетики подснежников, которые они и подарят нашим гостям.

Физминутка  «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе» )

- Сделаем фон картины ( сразу двумя руками)

- Нарисуем солнышко.

- Облака

- Травка

- Деревья

2, Художественная  галерея

- Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. Сейчас мы с вами посетим художественную  галерею.

- Эту экскурсию проведут ребята – художники  :     

- Наша группа называется «Художники». Мы рассматривали картины  художников о весне, познакомились с их творчеством. Вместе с Маликой Николаевной мы создали виртуальный фотоальбом картин. 

- Все ребята нашего класса побывали в роли художников и нарисовали на уроке рисования  свои картины о весне. Мы оформили выставку работ ребят нашего класса.

- Еще мы с ребятами нашего класса  создали клип о весне. 

- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи. Ребята создали клип, в котором вы сможете не только услашать музыку, но и на ее фоне посмотреть картины художников, посвященные весенней поре.

Физминутка для глаз.

3. Музыкальный салон

- А сейчас мы посетим с вами музыкальный салон.. Эту экскурсию проведут ребята – музыканты  :     

- Ребята нашей группы в энциклопедии нашли композиторов, которые сочиняли музыку о весне. Это Петр Ильич Чайковский, Вивальди. Мы прослушали эти произведения вместе со всем классом, помогали ребятам из других групп составлять музыкальную презентацию и клип.

-У Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вои, плачи…. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали….

- Игра так и  называется «Узнай звуки природы».

²    Капель

²    Капель по крышам

²    Воробьи

²    Ручьи

²    Треск льда

4. Фотоателье

-  Экскурсию в фотоателье проведут ребята – фотографы  :      

- Наша группа приготовила фотовыставку «Весна в нашем городе». Мы искали весенние признаки, фотографировали. А потом, сделали фотовыставку.

IV  этап Итог урока:

- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

Vэтап    Рефлексия

- Ребята,  что вам понравилось на нашем уроке?

- Что не понравилось?

- За время всего нашего проекта вы получали  накопительные оценки по разным предметам. Сегодня на уроке все ребятки получают итоговые оценки по литературе – 5.

- Все ваши работы мы соединим вместе в один проект, который называется «Весенняя стихия».

VI  Домашнее задание: 

- Продолжить наблюдения за весенними изменениями в природе в апреле и мае месяце. Закончить оформление фотовыставки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok_k_seminaru.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - творческий проект

«Весенняя стихия»

Виртуальная экскурсия

Методический паспорт:

•          По содержанию – межпредметный

•          По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект

•          По форме организации – групповой

•          По срокам выполнения среднесрочный

•          По результатам выполнения – практический

 

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

Задачи:

•   содействовать  формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

•          Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.

•          Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.

•          Формирование коммуникативных навыков.

Творческие группы:

  • Литераторы                               литературная гостиная
  • Художники                                художественная  галерея
  • Музыканты                                музыкальный салон
  • Фотокорреспонденты                фотоателье

Весна в музыке:  И. Ф. Стравинский "Весна священная" (балет)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/05e45922-09b5-a832-f6fc-f9c213b83aaf/Stravinsky_Vesna_Opisanie.htm

А. Вивальди . “Весна”, С. Соснин “Солнечная капель”.

Э. Григ. "Весна", "Весенний дождь", "Весенний цветок".

Я. Сибелиус. Симфоническая поэма "Весна".

 С. В. Рахманинов "Весенние воды"

K. Синдинг "Шелест весны"

Весна в живописи:

И. Левитан. "Ранняя весна", "Март", "Весна. Последний снег", "Весна - большая вода". С. Жуковский "Ранняя весна", "Весенний бурлящий ручей" и др.

 Весна в поэзии:

 

А. Белый. "Вecна".  П. Соловьёва. " Подснежник", В. Жуковский. "Весеннее чувство", Б. Пастернак "Единственные дни", С. Есенин. Поэма "Весна", В. Набоков "Весна" и др.

Оборудование:

  • Компьютер и медиапроектор
  • Презентация
  • Видеоклипы «Подснежник» и «Весенняя пора»
  • Выставка рисунков детей
  • Фотовыставка «Весна в моем городе»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

- Я прочитаю вам стихотворения, а вы должны их дополнить. Это поможет нам сформулировать тему нашего урока.

В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ......  март

Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех.......  апрель

В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах..
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ........  май

- Что мы с вами назвали?      (месяцы)

- В какое время года  мы можем встретиться с этими месяцами?  (весной)

Зеленоглаза, весела,
девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
то что всем понравится:
зелень - листьям, нам – тепло,
волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?
Эта девица -............      весна

-Так о чем мы будем говорить на уроке?

- Как вы понимаете, что такое весна?

- Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны…

- Какие главные приметы весны вы можете назвать? (солнце стало выше, день длиннее, дуют теплые ветра, тает снег, капель, ручьи,  проталины, первоцветы и т.д.)

- Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку, фотографы делают снимки, а мастера – дизайнеры изготовляют свои ручные  поделки.

- В нашем классе были сформированы группы детей, которые собирали материал и оформили его в своих итоговых работах.  Но вся их  работа была посвящена  одной теме.      

- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?

III Основной этап урока.

- Сегодня мы с вами проведем виртуальную экскурсию,  которая называется   «Весенняя стихия».

1. Посещение литературной гостиной

-  Сейчас мы с вами попадем в литературную гостиную. Эту экскурсию проведут ребята – литераторы:  

- Мы с ребятами ходили в библиотеку, там взяли книги со стихотворениями. Нашли стихотворения о весне, печатали их на компьютере, Вместе с воспитателем Любовь Васильевной вечером читали их. Много нового узнали о поэтах, которые сочинили эти стихи. После этого мы оформили весь материал в сборник. Ребята нашего класса учили стихотворения о весне.

Учитель:    Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть?

(Дети читают стихи-2-3 человека)

- Русский композитор П. И. Чайковский посвятил каждому времени года музыкальные произведения и собрал их в одном альбоме «Времена года». Среди них есть одно удивительное произведение, посвященное весне и первоцвету.

- Как вы думаете, о чем нам рассказывает это музыкальное произведение?

- Эта пьеса откроет нам дверь в мир музыки.

- Наши ребята вместе с учителем русского языка и литературы Ольгой Сергеевной приготовили вам всем сюрприз.

(Прослушивание музыкальной пьесы «Подснежник».)

- Как называется эта пьеса? - «Подснежник».  

- Наши ребята в кружке сделали букетики подснежников, которые они и подарят нашим гостям.

Физминутка  «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе» )

- Сделаем фон картины ( сразу двумя руками)

- Нарисуем солнышко.

- Облака

- Травка

- Деревья

2, Художественная  галерея

- Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. Сейчас мы с вами посетим художественную  галерею.

- Эту экскурсию проведут ребята – художники  :      

- Наша группа называется «Художники». Мы рассматривали картины  художников о весне, познакомились с их творчеством. Вместе с Маликой Николаевной мы создали виртуальный фотоальбом картин.  

- Все ребята нашего класса побывали в роли художников и нарисовали на уроке рисования  свои картины о весне. Мы оформили выставку работ ребят нашего класса.

- Еще мы с ребятами нашего класса  создали клип о весне.  

- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи. Ребята создали клип, в котором вы сможете не только услашать музыку, но и на ее фоне посмотреть картины художников, посвященные весенней поре.

Физминутка для глаз.

3. Музыкальный салон

- А сейчас мы посетим с вами музыкальный салон.. Эту экскурсию проведут ребята – музыканты  :      

- Ребята нашей группы в энциклопедии нашли композиторов, которые сочиняли музыку о весне. Это Петр Ильич Чайковский, Вивальди. Мы прослушали эти произведения вместе со всем классом, помогали ребятам из других групп составлять музыкальную презентацию и клип.

-У Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вои, плачи…. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали….

- Игра так и  называется «Узнай звуки природы».

  • Капель
  • Капель по крышам
  • Воробьи
  • Ручьи
  • Треск льда

4. Фотоателье

-  Экскурсию в фотоателье проведут ребята – фотографы  :      

- Наша группа приготовила фотовыставку «Весна в нашем городе». Мы искали весенние признаки, фотографировали. А потом, сделали фотовыставку.

IV  этап Итог урока:

- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?

- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.

«Я сорвал цветок, и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.

V этап    Рефлексия

- Ребята,  что вам понравилось на нашем уроке?

- Что не понравилось?

- За время всего нашего проекта вы получали  накопительные оценки по разным предметам. Сегодня на уроке все ребятки получают итоговые оценки по литературе – 5.

- Все ваши работы мы соединим вместе в один проект, который называется «Весенняя стихия».

VI   Домашнее задание:  

- Продолжить наблюдения за весенними изменениями в природе в апреле и мае месяце. Закончить оформление фотовыставки.


 

Комментарии

Архипова Светлана Владимировна

урок необычный, интересный. Взяла в свою копилочку