Урок - творческий проект «Весенняя стихия» Виртуальная экскурсия
Урок - творческий проект
«Весенняя стихия»
Виртуальная экскурсия
Методический паспорт:
• По содержанию – межпредметный
• По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
• По форме организации – групповой
• По срокам выполнения среднесрочный
• По результатам выполнения – практический
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
• содействовать формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
• Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
• Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
• Формирование коммуникативных навыков.
Творческие группы:
· Литераторы литературная гостиная
· Художники художественная галерея
· Музыканты музыкальный салон
· Фотокорреспонденты фотоателье
Весна в музыке: И. Ф. Стравинский "Весна священная" (балет)
А. Вивальди . “Весна”, С. Соснин “Солнечная капель”.
Э. Григ. "Весна", "Весенний дождь", "Весенний цветок".
Я. Сибелиус. Симфоническая поэма "Весна".
С. В. Рахманинов "Весенние воды"
K. Синдинг "Шелест весны"
Весна в живописи:
И. Левитан. "Ранняя весна", "Март", "Весна. Последний снег", "Весна - большая вода". С. Жуковский "Ранняя весна", "Весенний бурлящий ручей" и др.
Весна в поэзии:
А. Белый. "Вecна". П. Соловьёва. " Подснежник", В. Жуковский. "Весеннее чувство", Б. Пастернак "Единственные дни", С. Есенин. Поэма "Весна", В. Набоков "Весна" и др.
Оборудование:
Ø Компьютер и медиапроектор
Ø Презентация
Ø Видеоклипы «Подснежник» и «Весенняя пора»
Ø Выставка рисунков детей
Ø Фотовыставка «Весна в моем городе»
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Подготовительный этап.
- Я прочитаю вам стихотворения, а вы должны их дополнить. Это поможет нам сформулировать тему нашего урока.
В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ...... март
Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех....... апрель
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах..
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ........ май
- Что мы с вами назвали? (месяцы)
- В какое время года мы можем встретиться с этими месяцами? (весной)
Зеленоглаза, весела,
девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
то что всем понравится:
зелень - листьям, нам – тепло,
волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -............ весна
-Так о чем мы будем говорить на уроке?
- Как вы понимаете, что такое весна?
- Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны…
- Какие главные приметы весны вы можете назвать? (солнце стало выше, день длиннее, дуют теплые ветра, тает снег, капель, ручьи, проталины, первоцветы и т.д.)
- Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку, фотографы делают снимки, а мастера – дизайнеры изготовляют свои ручные поделки.
- В нашем классе были сформированы группы детей, которые собирали материал и оформили его в своих итоговых работах. Но вся их работа была посвящена одной теме.
- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
IIIОсновной этап урока.
- Сегодня мы с вами проведем виртуальную экскурсию, которая называется «Весенняя стихия».
1. Посещение литературной гостиной
- Сейчас мы с вами попадем в литературную гостиную. Эту экскурсию проведут ребята – литераторы:
- Мы с ребятами ходили в библиотеку, там взяли книги со стихотворениями. Нашли стихотворения о весне, печатали их на компьютере, Вместе с воспитателем Любовь Васильевной вечером читали их. Много нового узнали о поэтах, которые сочинили эти стихи. После этого мы оформили весь материал в сборник. Ребята нашего класса учили стихотворения о весне.
Учитель: Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть?
(Дети читают стихи-2-3 человека)
- Русский композитор П. И. Чайковский посвятил каждому времени года музыкальные произведения и собрал их в одном альбоме «Времена года». Среди них есть одно удивительное произведение, посвященное весне и первоцвету.
- Как вы думаете, о чем нам рассказывает это музыкальное произведение?
- Эта пьеса откроет нам дверь в мир музыки.
- Наши ребята вместе с учителем русского языка и литературы Ольгой Сергеевной приготовили вам всем сюрприз.
(Прослушивание музыкальной пьесы «Подснежник».)
- Как называется эта пьеса? - «Подснежник».
- Наши ребята в кружке сделали букетики подснежников, которые они и подарят нашим гостям.
Физминутка «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе» )
- Сделаем фон картины ( сразу двумя руками)
- Нарисуем солнышко.
- Облака
- Травка
- Деревья
2, Художественная галерея
- Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. Сейчас мы с вами посетим художественную галерею.
- Эту экскурсию проведут ребята – художники :
- Наша группа называется «Художники». Мы рассматривали картины художников о весне, познакомились с их творчеством. Вместе с Маликой Николаевной мы создали виртуальный фотоальбом картин.
- Все ребята нашего класса побывали в роли художников и нарисовали на уроке рисования свои картины о весне. Мы оформили выставку работ ребят нашего класса.
- Еще мы с ребятами нашего класса создали клип о весне.
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи. Ребята создали клип, в котором вы сможете не только услашать музыку, но и на ее фоне посмотреть картины художников, посвященные весенней поре.
Физминутка для глаз.
3. Музыкальный салон
- А сейчас мы посетим с вами музыкальный салон.. Эту экскурсию проведут ребята – музыканты :
- Ребята нашей группы в энциклопедии нашли композиторов, которые сочиняли музыку о весне. Это Петр Ильич Чайковский, Вивальди. Мы прослушали эти произведения вместе со всем классом, помогали ребятам из других групп составлять музыкальную презентацию и клип.
-У Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вои, плачи…. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали….
- Игра так и называется «Узнай звуки природы».
² Капель
² Капель по крышам
² Воробьи
² Ручьи
² Треск льда
4. Фотоателье
- Экскурсию в фотоателье проведут ребята – фотографы :
- Наша группа приготовила фотовыставку «Весна в нашем городе». Мы искали весенние признаки, фотографировали. А потом, сделали фотовыставку.
IV этап Итог урока:
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
Vэтап Рефлексия
- Ребята, что вам понравилось на нашем уроке?
- Что не понравилось?
- За время всего нашего проекта вы получали накопительные оценки по разным предметам. Сегодня на уроке все ребятки получают итоговые оценки по литературе – 5.
- Все ваши работы мы соединим вместе в один проект, который называется «Весенняя стихия».
VI Домашнее задание:
- Продолжить наблюдения за весенними изменениями в природе в апреле и мае месяце. Закончить оформление фотовыставки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Otkrytyy_urok_k_seminaru.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - творческий проект
«Весенняя стихия»
Виртуальная экскурсия
Методический паспорт:
• По содержанию – межпредметный
• По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект
• По форме организации – групповой
• По срокам выполнения среднесрочный
• По результатам выполнения – практический
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
• содействовать формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
• Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
• Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
• Формирование коммуникативных навыков.
Творческие группы:
- Литераторы литературная гостиная
- Художники художественная галерея
- Музыканты музыкальный салон
- Фотокорреспонденты фотоателье
Весна в музыке: И. Ф. Стравинский "Весна священная" (балет)
А. Вивальди . “Весна”, С. Соснин “Солнечная капель”.
Э. Григ. "Весна", "Весенний дождь", "Весенний цветок".
Я. Сибелиус. Симфоническая поэма "Весна".
С. В. Рахманинов "Весенние воды"
K. Синдинг "Шелест весны"
Весна в живописи:
И. Левитан. "Ранняя весна", "Март", "Весна. Последний снег", "Весна - большая вода". С. Жуковский "Ранняя весна", "Весенний бурлящий ручей" и др.
Весна в поэзии:
А. Белый. "Вecна". П. Соловьёва. " Подснежник", В. Жуковский. "Весеннее чувство", Б. Пастернак "Единственные дни", С. Есенин. Поэма "Весна", В. Набоков "Весна" и др.
Оборудование:
- Компьютер и медиапроектор
- Презентация
- Видеоклипы «Подснежник» и «Весенняя пора»
- Выставка рисунков детей
- Фотовыставка «Весна в моем городе»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап.
- Я прочитаю вам стихотворения, а вы должны их дополнить. Это поможет нам сформулировать тему нашего урока.
В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ...... март
Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех....... апрель
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах..
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ........ май
- Что мы с вами назвали? (месяцы)
- В какое время года мы можем встретиться с этими месяцами? (весной)
Зеленоглаза, весела,
девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
то что всем понравится:
зелень - листьям, нам – тепло,
волшебство - чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -............ весна
-Так о чем мы будем говорить на уроке?
- Как вы понимаете, что такое весна?
- Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна – это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны…
- Какие главные приметы весны вы можете назвать? (солнце стало выше, день длиннее, дуют теплые ветра, тает снег, капель, ручьи, проталины, первоцветы и т.д.)
- Каждый человек по-своему видит приход весны. Поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку, фотографы делают снимки, а мастера – дизайнеры изготовляют свои ручные поделки.
- В нашем классе были сформированы группы детей, которые собирали материал и оформили его в своих итоговых работах. Но вся их работа была посвящена одной теме.
- Что толкнуло нас и захотелось самим попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
III Основной этап урока.
- Сегодня мы с вами проведем виртуальную экскурсию, которая называется «Весенняя стихия».
1. Посещение литературной гостиной
- Сейчас мы с вами попадем в литературную гостиную. Эту экскурсию проведут ребята – литераторы:
- Мы с ребятами ходили в библиотеку, там взяли книги со стихотворениями. Нашли стихотворения о весне, печатали их на компьютере, Вместе с воспитателем Любовь Васильевной вечером читали их. Много нового узнали о поэтах, которые сочинили эти стихи. После этого мы оформили весь материал в сборник. Ребята нашего класса учили стихотворения о весне.
Учитель: Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть?
(Дети читают стихи-2-3 человека)
- Русский композитор П. И. Чайковский посвятил каждому времени года музыкальные произведения и собрал их в одном альбоме «Времена года». Среди них есть одно удивительное произведение, посвященное весне и первоцвету.
- Как вы думаете, о чем нам рассказывает это музыкальное произведение?
- Эта пьеса откроет нам дверь в мир музыки.
- Наши ребята вместе с учителем русского языка и литературы Ольгой Сергеевной приготовили вам всем сюрприз.
(Прослушивание музыкальной пьесы «Подснежник».)
- Как называется эта пьеса? - «Подснежник».
- Наши ребята в кружке сделали букетики подснежников, которые они и подарят нашим гостям.
Физминутка «Художники» (упражнение «Рисуем в воздухе» )
- Сделаем фон картины ( сразу двумя руками)
- Нарисуем солнышко.
- Облака
- Травка
- Деревья
2, Художественная галерея
- Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. Сейчас мы с вами посетим художественную галерею.
- Эту экскурсию проведут ребята – художники :
- Наша группа называется «Художники». Мы рассматривали картины художников о весне, познакомились с их творчеством. Вместе с Маликой Николаевной мы создали виртуальный фотоальбом картин.
- Все ребята нашего класса побывали в роли художников и нарисовали на уроке рисования свои картины о весне. Мы оформили выставку работ ребят нашего класса.
- Еще мы с ребятами нашего класса создали клип о весне.
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи. Ребята создали клип, в котором вы сможете не только услашать музыку, но и на ее фоне посмотреть картины художников, посвященные весенней поре.
Физминутка для глаз.
3. Музыкальный салон
- А сейчас мы посетим с вами музыкальный салон.. Эту экскурсию проведут ребята – музыканты :
- Ребята нашей группы в энциклопедии нашли композиторов, которые сочиняли музыку о весне. Это Петр Ильич Чайковский, Вивальди. Мы прослушали эти произведения вместе со всем классом, помогали ребятам из других групп составлять музыкальную презентацию и клип.
-У Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вои, плачи…. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали….
- Игра так и называется «Узнай звуки природы».
- Капель
- Капель по крышам
- Воробьи
- Ручьи
- Треск льда
4. Фотоателье
- Экскурсию в фотоателье проведут ребята – фотографы :
- Наша группа приготовила фотовыставку «Весна в нашем городе». Мы искали весенние признаки, фотографировали. А потом, сделали фотовыставку.
IV этап Итог урока:
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
V этап Рефлексия
- Ребята, что вам понравилось на нашем уроке?
- Что не понравилось?
- За время всего нашего проекта вы получали накопительные оценки по разным предметам. Сегодня на уроке все ребятки получают итоговые оценки по литературе – 5.
- Все ваши работы мы соединим вместе в один проект, который называется «Весенняя стихия».
VI Домашнее задание:
- Продолжить наблюдения за весенними изменениями в природе в апреле и мае месяце. Закончить оформление фотовыставки.
Комментарии
урок необычный, интересный.