«Дифференцированный подход в обучении младших школьников русскому языку как фактор личностного развития учащихся»
Опубликовано 02.09.2010 - 23:25 - Суханосова Наталья Александровна
Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности. Обучение русскому языку будет успешным, эффективным, направленным на становление личности, если исходит из учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
В школу поступают дети с разным уровнем физических, психических и личностных способностей. Этот факт требует неодинаковых условий обучения.
В связи с этим я столкнулась с проблемами:
- Проблема ограниченности учебных средств, позволяющих реализовать индивидуальный подход;
- Проблема обязательности стандартного контроля (уровень сформированности);
- Проблема временных рамок изучения темы.
Я поставила следующие задачи:
- Изучить индивидуальные особенности ;
- Выделить группы учащихся:
- с различным уровнем усвоения материала;
- с уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения
- Разработать систему разноуровневых заданий, индивидуальных - листов заданий, включающие такие приемы, которые помогают самостоятельно справиться с заданиями.
Выделила три условные группы:
- Учащиеся с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения, которые прежде других попадают в разряд слабых, они медлительны, не успевают за темпом, хотя могут учиться успешно. Для них разрабатываю индивидуальнее листы, с заданиями меньшего объема на уже пройденный материал.
- Учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Чтобы запомнить материал нужны многократные повторения. Им полезно давать индивидуальные листы с алгоритмом работы. При этом учитываю, что хорошо освоив теорию они допускают ошибки на практике. Поэтому важно предлагать устное объяснение каждого действия.
Например: алгоритм написания безударной гласной в корне слова.
- Прочитай
- Поставь ударение
- Выдели корень
- Измени слово или подбери однокоренное. Найди проверочное.
- Напиши слово, вставь букву
- Обозначь орфограмму
- Учащиеся с уравновешенными процессами возбуждения и торможения: разрабатываю разные задания по уровню сложности, развивающего характера.
Виды дифференцированных заданий (зависят от цели, которую я ставлю):
- Разноуровневые по степени сложности
- Индивидуальные дифференцированные листы
- Групповые задания
- Упражнения с минимальным или максимальным количеством заданий
Комментарии
Спасибо, Наталья
Спасибо, Наталья Александровна! Полезный материал!