Разработка урока по математике 3 класс
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики.
Тема: Римские цифры.
Класс: 3.
Форма проведения: урок с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
- Образовательная: знакомство с письмом римских цифр и чисел.
- Развивающая: развитие познавательного интереса и познавательной активности, мышления (умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать); внимания; развитие математической речи, памяти.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь при работа в группах.
Задачи:
- познакомить детей с римскими цифрами и их написанием;
- дать представление об использовании римских цифр на практике;
- научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;
- закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование урока: лист контроля для устного счёта, карточки с заданиями для работы в группах; мультимедийный проектор; экран; презентация.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Добрый день и добрый час.
Все получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.
- Сегодня к нам пришли гости, посмотреть как вы открываете математические тайны.
- Актуализация опорных знаний и мотивация.
- Вы любите тайны? (Да)
- Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с того, что мы уже знаем.
1) - Запишите числа: 305, 480, 67, 1000, 5сот.+3дес.+9ед., 8сот.+6ед., 2сот.+7дес., 5дес.+4ед.
- Проверьте себя, сверившись с листом контроля (вывешивается на доске).
- У кого получилось так же, как и на листе контроля, поднимите руку. (Молодцы!)
- У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись?
- Что надо знать, чтобы правильно считать и записывать многозначные числа? (Значение цифр, разряды чисел, позиции цифр, нумерацию – цифровое обозначение предметов, расположенных в последовательном порядке.)
- Кто вспомнит, какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) Это знание нам сегодня пригодится на уроке.
2) - У вас на столах лежат конверты с карточками. Работая в группах по 4-5 человек, вам необходимо как можно быстрее распределить их на группы.
- По какому принципу делили? (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре) Что вам помогло?
- Постановка темы и цели урока.
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры. *)
- Где применяются в современности римские цифры? * (В часах*, исторические даты*, календари*, тома и главы книг*, для обозначения пунктов плана, в краткой записи…)
- На уроке мы совершим экскурсию в историю чисел, научимся читать, записывать, сравнивать римские цифры, а также производить с ними простые вычисления.
- Открытие детьми нового знания.
- Сейчас мы с вами окажемся в древнем мире, перенесёмся в другие страны и посмотрим, как человеческим обществом были придуманы цифры.
- Как вы думаете, что общего в иллюстрациях на слайде? (Это всё цифры.) *
Ещё в древние времена появилась потребность записывать числа. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев.
Но единичная запись чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа. Появились специальные обозначения для «пятерок», «десяток», «сотен» и т.д. *
- Так как сначала люди записывали числа? (…)
- Почему эта система была неудобна? (…)
- Следующей системой записи чисел была Египетская нумерация. *
Очень наглядной была система таких знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.
Посмотрите, какими знаками пользовались египтяне: палочки, путы, мерная верёвка, цветок лотоса, палец, головастик, сидящий человек, солнце.
- Как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться такими символами? Почему? (…)
- Поэтому человечество развивалось дальше.
- Напомните мне пожалуйста ещё раз, какой нумерацией пользуемся мы. (Арабской) Кто знает почему? Давайте посмотрим. *
Арабская нумерация - самая распространенная на сегодняшний день, которой мы и пользуемся в настоящее время. Оказывается, применяемые в настоящее время цифры от 0 до 9 сложились в Индии около 400 г.н.э.
Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г.н.э., а примерно в 1200 г.н.э. её начали применять в Европе благодаря трудам арабских математиков, и потому за ними утвердилось название «арабские».
Хотя сами арабы вплоть до настоящего времени пользуются совсем другими символами. Обратите внимание на знаки, изображённые чёрным шрифтом.
В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранялась славянская нумерация).
- Так где же была придумана арабская нумерация? (В Индии)
- Почему называется арабской? (Распространилась благодаря арабским математикам)
- Когда пришла в Россию? (В конце 17 века.)
- И наконец мы подошли к нумерации, которая нас больше всего интересует на этом уроке. Какая? (Римская нумерация) Где возникла? (…) *
Возникла эта нумерация в Древнем Риме. В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других: меньшая цифра, стоящая справа от большей прибавляется к ней, стоящая слева – вычитается.
Например, четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять плюс три), сорок—XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть—XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.
- Обратите внимание на таблицу римских цифр, на буквы какого алфавита они похожи? (Английского: 1 – ай, 5 – ви, 10 – экс, 50 – эль, 100 – си, 500 – ди, 1000 – эм, 2000 - зэт)
- При чтении и записи чисел в Римской нумерации надо помнить, что … *
Римская нумерация непозиционная. На каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.
- Так что же вы узнали о римской нумерации? (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы приб. или выч. из них, непозиционная)
- Что же означает непозиционная система счисления? (…) Молодцы!
- Физминутка.
- А теперь все вместе отправляемся на экскурсию в Рим…
Руки аркой поскорей –
Получился Колизей. *
Руки выпрямить пора -
Мы на площади Петра. *
Ноги шире, сверху – дом –
Получился Пантеон. *
Погулять нам всем пора
У собора святого Петра. *
Подышать из нас каждый готов
Среди зелени римских садов. *
- Первичное закрепление.
- Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 46. Рассмотрите изображение часов. Прочитайте про себя № 1.
- Что узнали из ученика об обозначении римскими цифрами?
- Давайте повторим. *
- Как записать число четыре, используя римскую нумерацию? (Пять минус один) - …. (После ответа *)
- Как записать число шесть - …. *
- Как записать число девять - …. *
- Как записать число одиннадцать - … *.
- Чтение и запись чисел.
А) - Прочтите, пожалуйста, первую часть параграфа на страницы 47, обозначенную красной линией.
- Что вы узнали? (Что при помощи римских цифр Ι, V, X можно записать и числа, больше 12.)
- А теперь задание «Попробуйте сами» * *
- Проверим, что получилось. * *
- У всех так же поднимите руку?.. У кого что-то не получилось?.. Какое число вызвало затруднение?
- Прочтите вторую часть параграфа на с. 47.
- Что узнали?
Б) - А теперь при помощи информации из параграфа прочтём числа, написанные на доске. Первой запишите дату, когда…
- Александр Сергеевич Пушкин родился в М DСС XС ΙX году. (1799)
- Поэт умер в М DССС XXX VΙΙ году. (1837)
- Сколько прожил Пушкин? (38 лет - XXXVΙΙΙ)
Итог: мы научились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь давайте научимся сравнивать.
- Сравнение чисел.
- Попробуем сравнить числа: № 2 с. 46. (Три человека работают за доской)
- Вот мы и научились сравнивать числа римской нумерации, а теперь задание ещё сложнее – выполнение вычислений.
- Вычисления с числами, записанными римскими цифрами.
№ 3 с. 47.
- Попробуйте решить примеры самостоятельно.
- Кто запишет ответы на доске? (6 человек)
- У кого получились такие ответы?
- Задача.
Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось в гардеробе римлянина?
- Задание на смекалку.
- И напоследок задание, которое поможет вам понять, как важно много знать, и в частности, римские цифры.
«Догадливый хозяин»
В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)
- Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?
- Какой вывод можно сделать из представленного случая?
(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)
- Рефлексия деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. И пора возвращаться из путешествия домой.
- Так какие же математические тайны вы открыли сегодня на уроке?
- Где можно встретить римские цифры?
Дома вам предстоит выполнить два задания: № 7 с. 47 (упражнение), № 5 (творческое, можно в виде рассказа о себе)
- Закончи устно фразу:
- Я сегодня узнал…
- Мне сегодня понравилось…
- Я расскажу…
- Спасибо всем за работу. Оценки. Урок окончен.
Комментарии
комментарии к уроку по математике 3 класс
Прочитала вашу разработку.Она мне понравилась.Всё в ней взаимосвязано. Очень хорошо подобран мультимедийный материал.Есть интеграция с Историей.Применяются также интерактивные методы обучения.Все поставленные цели вы достигли и думаю,что детям было очень интересно и всё понятно.
Разработка урока по математике 3 класс
Спасибо, Надежда Анатольевна, за отзыв. Извините за то, что не ответила сразу, были проблемы с компьютером. Буду рада поделиться и внеклассными мероприятиями. Увлекаюсь интеллектуальными, интерактивными играми.