Разработка урока по математике 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Metodicheskaya_razrabotka_uroka_matematiki.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики.

Тема: Римские цифры.

Класс:   3.

Форма проведения: урок с использованием мультимедийной презентации.

Цели:

  1. Образовательная: знакомство с письмом римских цифр и чисел.    
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса и познавательной активности, мышления (умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать,  сравнивать); внимания; развитие математической речи, памяти.                    
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь при работа в группах.

Задачи:

  • познакомить  детей с римскими цифрами и их написанием;
  • дать представление об использовании римских цифр на практике;
  • научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;
  • закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000.

Тип урока:  урок открытия нового знания.          

Оборудование урока: лист контроля для устного счёта, карточки с заданиями для работы в группах; мультимедийный проектор; экран; презентация.  

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.          

Добрый день и добрый час.

Все получится у нас!

-   Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались  открыть новые секреты математики.

-   Сегодня к нам пришли гости, посмотреть как вы открываете математические тайны.

                         

  1. Актуализация опорных знаний и мотивация.  

-   Вы любите тайны?   (Да)  

-   Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с того, что мы уже знаем.

1)  - Запишите числа: 305, 480, 67, 1000, 5сот.+3дес.+9ед., 8сот.+6ед., 2сот.+7дес., 5дес.+4ед.

-   Проверьте себя, сверившись с листом контроля (вывешивается на доске).

     

-   У кого получилось так же, как и на листе контроля, поднимите руку. (Молодцы!)

-   У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись?      

-   Что надо знать, чтобы правильно считать и записывать многозначные числа? (Значение цифр, разряды чисел, позиции цифр, нумерацию – цифровое обозначение предметов, расположенных в последовательном порядке.)

-   Кто вспомнит, какой нумерацией  мы сейчас пользуемся? (Арабская)  Это знание нам сегодня пригодится на уроке.

2)  - У вас на столах лежат конверты с карточками. Работая в группах по 4-5 человек, вам необходимо как можно быстрее распределить их на группы.

      -   По какому принципу делили? (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре) Что вам помогло?

  1. Постановка темы и цели урока.

-   Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры. *)

-   Где применяются в современности римские цифры? * (В часах*, исторические даты*, календари*, тома и главы книг*, для обозначения пунктов плана, в краткой записи…)

-   На уроке мы совершим экскурсию в историю чисел, научимся читать, записывать, сравнивать римские цифры, а также производить с ними простые вычисления.

  1.  Открытие детьми нового знания.                                                        

-   Сейчас мы с вами окажемся в древнем мире, перенесёмся в другие страны и посмотрим, как  человеческим обществом были придуманы цифры.

-   Как вы думаете, что общего в иллюстрациях на слайде? (Это всё цифры.) * 

Ещё в древние времена появилась потребность записывать числа. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев.

Но единичная запись чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа. Появились специальные обозначения для «пятерок»,  «десяток», «сотен» и т.д. *

-   Так как сначала люди записывали числа? (…)

-   Почему эта система была неудобна? (…)

-   Следующей системой записи чисел была Египетская нумерация. *

Очень наглядной была система таких знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Посмотрите, какими знаками пользовались египтяне: палочки, путы, мерная верёвка, цветок лотоса, палец, головастик, сидящий человек, солнце.

-   Как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться такими символами? Почему? (…)

-   Поэтому человечество развивалось дальше.

-   Напомните мне пожалуйста ещё раз, какой нумерацией пользуемся мы. (Арабской) Кто знает почему? Давайте посмотрим. *

  Арабская нумерация - самая распространенная на сегодняшний день, которой мы и пользуемся в настоящее время. Оказывается, применяемые в настоящее время цифры от 0 до 9 сложились в Индии около 400 г.н.э.  

Арабы стали пользоваться подобной нумерацией  около 800 г.н.э., а примерно в 1200 г.н.э. её начали применять в Европе  благодаря трудам арабских математиков, и потому за ними утвердилось название «арабские».

Хотя сами арабы вплоть до настоящего времени пользуются совсем другими символами. Обратите внимание на знаки, изображённые чёрным шрифтом.

 В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранялась славянская нумерация).

-   Так где же была придумана арабская нумерация? (В Индии)

-   Почему называется арабской? (Распространилась благодаря арабским математикам)

-   Когда пришла в Россию? (В конце 17 века.)

-   И наконец мы подошли к нумерации, которая нас больше всего интересует на этом уроке. Какая? (Римская нумерация) Где возникла? (…) *

Возникла эта нумерация в Древнем Риме. В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других: меньшая цифра, стоящая справа от большей прибавляется к ней, стоящая слева – вычитается.

Например, четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять плюс три), сорок—XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть—XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.

-   Обратите внимание на таблицу римских цифр, на буквы какого алфавита они похожи? (Английского: 1 – ай, 5 – ви, 10 – экс, 50 – эль, 100 – си, 500 – ди, 1000 – эм, 2000 - зэт)

-   При чтении и записи чисел в Римской нумерации надо помнить, что … *

Римская нумерация непозиционная. На каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.

-   Так что же вы узнали о римской нумерации? (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы приб. или выч. из них, непозиционная)

-    Что же означает непозиционная система счисления? (…) Молодцы!

  1.  Физминутка.

- А теперь все вместе отправляемся на экскурсию в Рим…

Руки аркой поскорей –

Получился Колизей. *

Руки выпрямить пора -

Мы на площади Петра. *

Ноги шире, сверху – дом –

Получился Пантеон. *

Погулять нам всем пора

У собора святого Петра. *

Подышать из нас каждый готов

Среди зелени римских садов. *

  1. Первичное закрепление.
  1. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 46. Рассмотрите изображение часов. Прочитайте про себя № 1.

-  Что узнали из ученика об обозначении римскими цифрами?

- Давайте повторим. * 

-   Как записать число четыре, используя римскую нумерацию? (Пять минус один) - …. (После ответа *)

-   Как записать число шесть - …. *

-   Как записать число девять - …. *

-   Как записать число одиннадцать - … *.

  1. Чтение  и  запись чисел.

А)  -    Прочтите, пожалуйста, первую часть параграфа на страницы 47, обозначенную красной линией.

 -   Что вы узнали? (Что при помощи римских цифр Ι, V, X можно записать и числа, больше 12.)

-   А теперь задание «Попробуйте сами» * *

-   Проверим, что получилось. * *

- У всех так же поднимите руку?..  У кого что-то не получилось?.. Какое число вызвало затруднение?

-   Прочтите вторую часть параграфа на с. 47.

-   Что узнали?

Б)    -    А теперь при помощи информации из параграфа прочтём числа, написанные на доске. Первой запишите дату, когда…

  • Александр Сергеевич Пушкин родился в   М  DСС  XС  ΙX  году. (1799)
  • Поэт умер в     М  DССС  XXX  VΙΙ  году. (1837)
  • Сколько прожил Пушкин? (38 лет - XXXVΙΙΙ)

Итог: мы научились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь давайте научимся  сравнивать.

  1. Сравнение чисел.

- Попробуем сравнить числа:   № 2 с. 46. (Три человека работают за доской)

-   Вот мы и научились сравнивать числа римской нумерации, а теперь задание ещё сложнее – выполнение вычислений.

  1. Вычисления с числами, записанными  римскими цифрами.

       № 3 с. 47.  

-   Попробуйте решить примеры самостоятельно.

-   Кто запишет ответы на доске? (6 человек)

-   У кого получились такие ответы?

  1. Задача.

Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось в гардеробе римлянина?

  1. Задание на смекалку.

- И напоследок задание, которое поможет вам понять, как важно много знать, и в частности, римские цифры.

«Догадливый хозяин»

В харчевню «Три пескаря» пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел упустить случай поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)

  •   Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?
  •   Какой вывод можно сделать из представленного случая?

(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)

  1.  Рефлексия деятельности.

-   Наш урок подошёл к концу. И пора возвращаться из путешествия домой.

-  Так какие же математические тайны вы открыли сегодня на уроке?

-  Где можно встретить римские цифры?

Дома вам предстоит выполнить два задания: № 7 с. 47 (упражнение), № 5 (творческое, можно в виде рассказа о себе)  

           

-  Закончи устно фразу:

  • Я сегодня узнал…
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я расскажу…

- Спасибо всем за работу. Оценки. Урок окончен.  


 

Комментарии

Прочитала вашу разработку.Она мне понравилась.Всё в ней взаимосвязано. Очень хорошо подобран мультимедийный материал.Есть интеграция с Историей.Применяются также интерактивные методы обучения.Все поставленные цели вы достигли и думаю,что детям было очень интересно и всё понятно.

Спасибо, Надежда Анатольевна, за отзыв. Извините за то, что не ответила сразу, были проблемы с компьютером. Буду рада поделиться и внеклассными  мероприятиями. Увлекаюсь интеллектуальными, интерактивными играми.