Методические разроботки уроков и презентации к ним
Сурикова Наталия Георгиевна, учитель МОУ «Лиманская СОШ №2»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели урока: отрабатывать умения видеть орфограмму в корне слова,
Закреплять изученные способы проверки слов с безударными гласными в корне; реализовать индивидуально-дифференцированный подход к обучению в работе парами, в группах. Упражнять в применении знаний на практике, развивать речь и коммуникативные способности учащихся; воспитывать навыки коллективного сотрудничества.
Оборудование: карточки с тестами, карточки с предложениями, картины, таблицы, музыкальное оформление, учебники, тетради, презентация, компьютер, проектор.
Ход урока.
- Организация класса.
- Вступление-объявление темы урока.
(Звучит песенка «Красной Шапочки»). (Слайд №1)
Сегодня мы отправимся в чудесную сказку. Мы побываем в гостях у Красной Шапочки. Она очень грамотная. Всегда усердно учится, хорошо разбирается в правилах русского языка.
(Летит шарик с посланием от Красной Шапочки). (Слайд №2).
Ребята, я отправляюсь к бабушке. Хочу пригласить вас с собой, хочу во время прогулки проверить, как вы знаете правила правописания безударных гласных в корне слов и многие другие правила.
- Актуализация знаний.
Я взмахнула «волшебной палочкой», и вот мы уже в сказке.
(Появляется картина с изображением Красной Шапочки). (Слайд №3).
Жила-была Красная Шапочка. Умная, способная, любознательная. Все любили девочку. Раз решила она навестить свою бабушку, что жила в лесу в домике, на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками здоровается.
(Таблички со словарными словами: заяц, лисица, медведь, сорока).
Давайте вспомним правописание словарных слов, запишем их в тетрадь, поставим ударение, отметим безударную гласную.
4 .Словарь: заяц, лисица, медведь, сорока. (Слайд №4).
Вспомнили словарные слова, а теперь отправляемся дальше в путь.
Свернули с тропинки вместе с Красной Шапочкой и заблудились. А вот указатель стоит! Чтобы узнать, куда идти девочке, нужно записать эти словосочетания и узнаем, как зовут бабушку.
(Собака Бим, сова Клара, лесник Жак, бабушка Анна). (Слайд №5).
- А вот избушка бабушки. Зашла Красная Шапочка В избушку, хотела поздороваться с бабушкой, а на кровати какая-то подозрительная «бабушка» лежит, одеялом прикрывается. Молчит, а сама держит табличку со словами: «Что же ты, внучка, не спрашиваешь, почему у меня такие большие глоза, большие ушы, большие зубы?» (Слайд №6).
А девочка ей отвечает: «Ты не моя бабушка. Моя бабушка всегда грамотно пишет, а ты ошибок наделала». Ребята, давайте исправим ошибки этой горе-бабушки. Запишите слова правильно, к слову глаза подберите проверочное слово и однокоренное. (Глаза, глаз, глазной). (Слайд №7).
Как проверим безударную гласную в корне слова? Какое правило нужно знать?
- От удивления у волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб, огромные зубы. Но она не испугалась, и мы тоже не испугались, научим волка грамотно писать.
Возьмите листочки с тестами, вставьте пропущенные буквы в слова, подчеркните. (Задание по вариантам).
- Физкультминутка.
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь (шагаем)
Летели, плыли, ехали-
Пора и отдохнуть.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж.
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдёшь (ходьба).
Все любят сказки добрые (руки в стороны)
Довольна детвора (руки вверх)
Скорее всем за дело, (быстрая ходьба).
Вновь в сказку нам пора.
- Работа в парах.
Волк сильно разозлился, стал от возмущения топать ногами, махать лапами, реветь. Захотелось ему наших ребят с Красной Шапочкой поссорить. Но мы знаем, что дружба – наше главное правило. Поработаем в парах. Из разрозненных слов составить предложение, записать в тетрадь, подчеркнуть главные члены предложения.
(Проверка в процессе работы).
- Самостоятельная работа.
Красная Шапочка благодарит нас за дружбу и хорошую работу.
А волк призадумался и тоже написал предложение. Но все лесные жители подняли волка на смех, а над домиком сгустились тучи и закрыли солнышко. Что же натворил волк?
Вчяще подберёзой рос гребок. (Слайд №8).
Почему на волка обиделись тучки и смеялись лесные жители?
Исправьте ошибки.
- Работа в группах.
Красная Шапочка решила немного отдохнуть, волк, наоборот, с интересом наблюдает за нашей работой на уроке. Хочет научиться грамотно писать. (Работа по группам).
Сильные дети выполняют работу по карточкам.
Слабые дети выполняют упражнение 43 на стр. 83. (Учебник 2 класса, 2 часть).
- Закрепление изученного.
Волк почесал затылок, почесал нос: «До чего опасные эти гласные!» Чем можно помочь волку, чтобы он грамотно писал слова с безударной гласной? (Повторение правила правописания).
11. Волк придумал стихотворение о безударных гласных. (Слайд №9).
Безударные звуки гласные
Бывают такие опасные.
Звук нечётко слышится-
Буква, какая пишется?
Но подберём мы звук ударный
И гласный станет неопасный.
12. Волку понравилось учиться, но он не поймёт, почему весь урок дети говорят о каком-то корне в словах. Что же это такое?
Запишите однокоренные слова со следующими корнями:
1 ряд-лёд-, -ход-. 2 ряд –свист-, -звон-, 3 ряд –боль-, - вод-. (Слайд №10).
(Проверка выполнения)
13. Итог урока.
Что бы вы пожелали волку? А Красной Шапочке?
А они желают вам хороших оценок. (Слайд №11).
Урок русского языка в 4 классе.
Разработала и провела учитель начальных классов Сурикова Наталия Георгиевна
МОУ «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» посёлка Лиман Астраханской области.
Тема урока: « Обобщение по теме: «Местоимение».
Цели урока: обобщать знания детей по теме: «Местоимение»;
совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;
развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.
Задачи урока: учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать
взаимовыручку, активность, формировать положительную
мотивацию к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка (УМК «Школа России» авторы Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е), тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.
Ход урока
- Организация класса
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке. (Девиз высвечивается на слайде №1).
Сегодня мы заканчиваем работу над темой «Местоимение».
(слайд №2).
- Актуализация знаний детей.
2. 1. Выборочный диктант.
Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.
а) Она весну встречает,
Серёжки надевает.
б ) А потом ты покатился
И назад не воротился.
в ) Как пустился я по улице бежать…
г ) Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.
д) Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.
е ) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.
ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.
- Сколько слов вы выписали? (7).
-Проверьте себя:
(на слайде № 3 высвечиваются местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).
2.2 Беседа по вопросам:
- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
( на слайде №4 ) слова:
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
- Обобщение изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по карточкам:
-Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? (проверка по слайду № 5).
Лицо |
Число |
|
|
Единственное |
Множественное |
1 лицо |
я |
мы |
2 лицо |
ты |
вы |
3 лицо |
он, она, оно |
они |
- Как склоняются местоимения?
- Практическая работа.
Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они ( карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.
На слайде № 6.
Падежи |
вопросы |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
он |
оно |
они |
И.п. |
кто? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.п. |
кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д .п. |
кому? |
|
|
|
|
|
|
|
|
В.п. |
кого? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.п. |
кем? |
|
|
|
|
|
|
|
|
П.п. |
о ком? |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Проверка выполнения задания:
-Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).
Проверить правильность выполнения работы по слайду №7.
Падежи |
вопросы |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
И. п. |
кто? |
я |
ты |
мы |
вы |
он |
она |
оно |
они |
Р.п. |
кого? |
меня |
тебя |
нас |
вас |
его |
её |
его |
их |
Д. п. |
кому? |
мне |
тебе |
нам |
вам |
ему |
ей |
ему |
им |
В.п. |
кого? |
меня |
тебя |
нас |
вас |
его |
её |
его |
их |
Т.п. |
кем? |
мной |
тобой |
нами |
вами |
им |
ею |
им |
ими |
П.п. |
о ком? |
обо мне |
о тебе |
о нас |
о вас |
о нём |
о ней |
о нём |
о них |
- Работа в дифференцированных парах.
А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
( Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в парах).
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую- к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились в физкультминутке?
(ты).
- Работа по дифференцированным группам ( для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).
1 группе.
Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.
Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.
2 группа.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.
3 группа у доски
Исправить ошибки в словосочетаниях:
Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
- Словарная работа.
-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.
(слова на слайде № 8). (Оно, он, ей, я, я.)
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).
Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).
- Работа по развитию речи.
Задание «Редактор» (слайд № 9).
Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.
Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.
- Итог урока.
Рефлексия урока.
Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оценки:
Литература:
1.С.В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку».
2.С.Э Уразова «Стихотворения для уроков русского языка».
3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.ppt | 422.5 КБ |
Комментарии
спасибо, урок хороший
спасибо, урок хороший