Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zdorove.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЯБОВОЙ О.Б.
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Цель: создать условия для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей
Задачи:
- укреплять здоровье детей во время учебного процесса;
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Работу по здоровьесберегающим технологиям базирую на основополагающих принципах здоровьесберегающих технологий:
- Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.
- Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени, насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной деятельности активных методов и форм обучения.
- Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
- Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психофизических функций. Прежде всего имеется переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевой и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
- Принцип целостности. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала. Обучение «по единицам, не по элементам».
- Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он не может какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.
- Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: почти в 2 раза снижаются уровень общей заболеваемости, число случаев обострения хронических заболеваний, пропуски по болезни.
- Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
- Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения-необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
Работу веду в следующих направлениях:
1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.
2. Создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей.
3. Физическое развитие:
- зарядка:
комплекс утренней гимнастики «Проснись»: движения руками вперед, вверх, вниз. Наклоны туловища влево, вправо. Комплекс упражнений «Мы спортсмены»: 1. «Мы пловцы» (взмахи руками вперед, назад, стречные махи рук) 2. «МЫ штангисты» (наклоны, имитация поднятия штанги) 3. «Мы бегуны» (имитация бега на месте)
- физминутки;
- занятия на свежем воздухе.
4. Внеклассная работа.
- экскурсии;
- участие в спортивных соревнованиях;
- досуговые оздоровительные мероприятия с родителями;
- беседы;
- конкурсы рисунков.
5. Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Только при выполнении основных гигиенических критерии рациональной организации урок будет соответствовать условию здоровьесберегающей педагогики.
Форма организации деятельности обучающихся на уроках:
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- работа в парах;
- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций.
Элементы игры можно использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Соблюдаю следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4—7 видов за урок);
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (7—10 минут);
- количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. (не менее трех);
- чередование видов преподавания( через 10—15 минут);
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
- поза учащихся, чередование позы (наблюдаю за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
- физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.
- мотивация деятельности обучающихся на уроке;
- психологический климат на уроке.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
- возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
- вариативности методов и форм обучения и воспитания;
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации;
- создании эмоционально благоприятной атмосферы;
- формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»);
- на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.