Здоровьесберегающие технологии

Рябова Оксана Борисовна
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Zdorove.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЯБОВОЙ О.Б.

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Цель: создать условия для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей

Задачи:

  • укреплять здоровье детей во время учебного процесса;
  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
  • научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
  • воспитание культуры здоровья;
  • развитие творческих способностей;
  • мотивация на здоровый образ жизни;
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Работу по здоровьесберегающим технологиям базирую на основополагающих принципах здоровьесберегающих технологий:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния.
  2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени, насилием над собой и другими. Возможность  для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной деятельности активных методов и форм обучения.
  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребёнок субъект образования и обучающего общения, он должен быть  эмоционально вовлечён в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с  закономерностями становления психофизических функций. Прежде всего имеется переход от совместных действий к самостоятельным, от действия по материализованной программе к речевой и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
  5. Принцип целостности. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала. Обучение «по единицам, не по элементам».
  6. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он не может какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определённый период времени.
  7. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребёнка к условиям школы: почти в 2 раза снижаются уровень общей заболеваемости, число случаев обострения хронических заболеваний, пропуски по болезни.
  8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряжённой активной  работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации необходимы для предотвращения переутомления детей.
  9. Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения-необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

Работу веду в следующих направлениях:

1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.

2. Создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей.

3. Физическое развитие:

  • зарядка: 

комплекс утренней гимнастики  «Проснись»: движения руками вперед, вверх, вниз. Наклоны туловища влево, вправо. Комплекс упражнений «Мы спортсмены»:  1. «Мы пловцы» (взмахи руками вперед, назад,  стречные махи рук) 2. «МЫ штангисты» (наклоны, имитация поднятия штанги) 3. «Мы бегуны» (имитация бега на месте)

  • физминутки;
  • занятия на свежем воздухе.

4. Внеклассная работа.

  • экскурсии;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • досуговые оздоровительные мероприятия с родителями;
  • беседы;
  • конкурсы рисунков.

5. Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Только при выполнении основных гигиенических критерии рациональной организации урок будет соответствовать условию здоровьесберегающей педагогики.

Форма организации деятельности обучающихся на уроках:

  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • работа в парах;
  • фронтальный опрос с использованием  игровых ситуаций.

Элементы игры можно использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

  • хлопанье в ладоши;
  • поднятие руки;
  • сигнальные карточки различного цвета.

Соблюдаю следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

  • обстановка и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (4—7 видов за урок);
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (7—10 минут);
  • количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. (не менее трех);
  • чередование видов преподавания( через 10—15 минут);
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
  • поза учащихся, чередование позы (наблюдаю за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
  • физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей.
  • мотивация деятельности обучающихся на уроке;
  • психологический климат на уроке.

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии  основаны на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
  • вариативности методов и форм обучения и воспитания;
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации;
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»);
  • на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.