Рабочая программа и тематическое планирование по риторике 2 класс Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya_programma_i_tematicheskoe_planirovanie_po_ritorike_2_klass_.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_______________ №__»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Риторика» для 2 класса
начального общего образования
в рамках Образовательной системы
«Школа 2100»
на 201_ – 201_ учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
________________________
г. ______________________
201_ год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе
по курсу «Риторика» для 2 класса.
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с Примерными программами начального общего образования;
- с компонентом образовательного учреждения;
- с учебным планом МБОУ «Гимназии №5»;
- с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)
На изучение данного курса во 2 классе отводится:
Всего: 34 часа (1 час в неделю)
Учебно-методический комплект.
- Ладыженская Т.А.
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях. - Ладыженская Т.А.
«Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.
Нравственно-риторические идеи курса.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)
Будь своему слову господин. (Пословица)
Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)
Программное содержание курса.
Общение (18 часов).
- Повторение. (1 час).
- Наука риторика (3 часов).
- Как мы говорим (5 часов)
- Учусь слушать (5 часов)
- Вежливая просьба (2часа)
- Учусь читать и писать (2часа)
Речевые жанры (16 часов)
- Текст. Тема и основная мысль. (3 часа)
- Пересказ. (3 часа)
- Вежливый отказ. (2 часа)
- Типы текстов. (1 час)
- Рассуждение. (2 час)
- Описание. (2 час)
- Навыдуманный рассказ. (2 часа)
- Обобщение. (1 час)
- Резервные часы (0 часов)
Основные риторические умения.
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);
• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;
• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:
• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;
• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
Дата проведения | № п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Требования к ЗУН учащихся | Вид контроля | Страницы учебника | |
план | факт | |||||||
Обобщение. | 4 | |||||||
1 | Проверь себя. | 1 | Обобщение. | Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах. Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их. | Тематический (с.5, №1-5). | Часть I. 5 | ||
2 | Наука риторика. | 1 | Объяснение нового материала. | Знать значение науки риторики. Уметь объяснить значение риторических умений. | С.8, №10. | |||
3 | Кто – что – кому | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит); Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь; | Текущий контроль. | С.11-13 | ||
4 | Кому – кто. Адресат – адресант | 1 | Урок-игра. | Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения. | Текущий контроль. Творческое задание «Письмо другу». | С.17 №25 | ||
Как мы говорим. | 5 | |||||||
5 | Темп. Громкость | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон. - дополнительные средства выразительности устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза. Уметь: - различать оттенки тона. соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего; - передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи. | Текущий контроль. Игра «Угадай, чей голосок». | С.20-27 | ||
6 | Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить | 1 | Объяснение нового материала. | С.29 №39 | ||||
7 | Настроение, чувства и тон говорящего (с.35-40). | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Чтение по ролям. | С.39 №49 | |||
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд (с.41-44). | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Инсценирование беседы с помощью жестов. | С.45 №57№58 | ||||
8 | Как мы говорим (с.45-50). | 1 | Обобщение. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 минут). | С.49 №64 | |||
Учусь слушать. | 5 | |||||||
9 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю! (с.53-57) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - слушание как вид речевой деятельности; - участников слушания: адресат и адресант; - значение слов, называющих разные виды слушания; - цели слушания; -роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания; Уметь: - быть внимательными слушателями; - понимать текст, воспринимаемый на слух:
- слушать, обращая внимание:
| Текущий контроль. Фронтальный опрос. | С.56 №67 №68 | ||
10 | Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять. (с.58-63) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.63 №78 | |||
11 | Слушаем и выделяем непонятное. (с.64-66) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. | С.65 №82 №83 | |||
12 | Слушаем, как говорят. (с.67-69) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. | С.68 №86 | |||
13 | Слушаем на уроке. Слушаем целый день! (с.70-73) | 1 | Обобщение. | Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь. | Текущий контроль. Письменный опрос. | С.72 №96 №97. | ||
Вежливая просьба. | 2 | |||||||
14 | Вежливая просьба. (с.74-83) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - просьба как этикетный речевой жанр; - отличие просьбы от требования, мольбы; - средства вежливого выражения просьбы; - прямая и скрытая просьба; - слова согласия и отказа. Уметь: - просить вежливо и убедительно; - выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации; - правильно реагировать на отказ и просьбу. | Текущий контроль. Устный опрос. Игра-инсценировка. | С.83 №116 | ||
15 | Скрытая просьба. (с.83-85) | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Тематический контроль. Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос. | С.85 №119 | |||
Учусь читать и писать. | 2 | |||||||
15 | О чем нам говорит шрифт? (с.88-90) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: - как оформление текста на письме помогает понять его смысл; | Текущий контроль. Фронтальный опрос. | С.90 №124 №125 | ||
16 | Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы. (с.91-94) | 1 | Комбинированный урок. | Уметь: - читать схемы, таблицы; - понимать значение рисунков в учебных книгах; | Текущий контроль. Индивидуальный опрос. | С.93 №134 | ||
Текст. Тема и основная мысль. | 3 | |||||||
17 18 | Тема и основная мысль текста. (с.5-10) | 2 | Объяснение нового материала. | Знать определения понятий: - текст; - тема текста; - основная мысль текста; - заголовок текста; - ключевые (опорные) слова. Уметь: - отличать текст от набора предложений; - определять тему текста; - подбирать заголовок, отражающий тему текста; - определять основную мысль текста; - подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста; - выделять ключевые (опорные) слова в тексте; - определять тему текста по опорным словам; - создавать текст на основе опорных слов; | Текущий контроль. Устный опрос. | Часть 2. с.10, №10 | ||
19 | Опорные слова. (с.12-14) | 1 | Объяснение нового материала. | Текущий контроль. Тест. | С.14 | |||
Пересказы. | 2 | |||||||
20 | Подробный пересказ. (с.15-18) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать определения понятий: - пересказ текста; - подробный пересказ; - краткий пересказ; - план-оглавление. Уметь: - в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; - в пересказе передавать основное содержание текста; - соотносить текст и план; | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.18 №23 | ||
21 | Краткий пересказ. (с.18-23) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.23 №32 | |||
Пересказы. | 2 | |||||||
22 | Подробный пересказ. (с.15-18) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что такое пересказ текста; подробный пересказ; краткий пересказ; план-оглавление. | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.18 №23 | ||
23 | Краткий пересказ. (с.18-23) | 1 | Комбинированный урок. | Уметь в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; в пересказе передавать основное содержание текста; соотносить текст и план; | Текущий контроль. Пересказ сказки. | С.23 №32 | ||
24 | План. Текст и план. (с.24-31) | 1 | Объяснение нового материала | Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану. | Текущий контроль. Игра «Репортер». | С.31 №39 | ||
Вежливый отказ. | 2 | |||||||
25 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. (с. 32-43) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ. | Текущий контроль. | С.43 №54 №55 | ||
26 | Ответы на отказ. (с.44-49) | 1 | Объяснение нового материала. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.49 №64 | |||
Типы текстов. | 5 | |||||||
27 | Типы текстов. (с.50-54) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу; подбирать заголовок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.53 №72 | ||
28 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. (с.55-62) | 1 | Комбинированный урок. | Знать, что текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»; структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме. | Текущий контроль. Фронтальный опрос, игра. | С.62 №86 | ||
29 | Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. Подведем итоги. | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.64 №90 | |||
30 | Описание. Признаки предмета. (с.70-76) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания; объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием; конструировать загадки, включающих признаки предметов. | Текущий контроль. Игра «Узнай сказку». | С.71 №98 С.76 №105 | ||
31 | Описание в объявлении. Загадки – описания. Сочини загадку. (77-83) | 1 | Комбинированный урок. | Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос. | С.81 №111 | |||
Невыдуманный рассказ. | 2 | |||||||
32 | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? (87-89) | 1 | Объяснение нового материала. | Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре; | Текущий контроль. Фронтальный опрос. Тест. | С.88 №116 | ||
33 | Части рассказа. (с.90-92) | 1 | Комбинированный урок. | Уметь выделять части рассказа, строить его по частям; | Текущий контроль. Индивидуальный и фронтальный опрос. | С.92 №121 | ||
34 | Хочу вам рассказать. (93-94) Подведем итоги | 1 | Обобщение. | Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания. | Тематический смотр знаний. Рассказ на тему «Случай из жизни». |