Сказочные богатыри. Дыйканбай и дэв (киргизская сказка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_literaturnogo_chteniya_s_IKT_2_klass_SAKZOCh_BOGATYRI.rar | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием компьютерной поддержки.
Образовательная система «Школа 2100».
Раздел: Сказочные богатыри.
Тема: Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»)
(7 урок в разделе, 1 урок в теме).
Цели урока: обучать приемам понимания текста, приемам ведения «диалога с автором»; совершенствовать технику чтения; закрепить понятия «богатырская сказка», «богатырь»; развивать умения и навыки речевой деятельности; воспитывать патриотические чувства, интерес к истории нашей Родины и других народов.
Тип урока: обучение чтению нового текста (начало работы).
Технология: формирование типа правильной читательской деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока.
Этапы урока, время. | Содержание работы. | Формы, методы и приёмы. |
І. Организационный момент. (1-3 мин.) | - Прозвенел для нас звонок… (слайд 2) - Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. | Включение детей в деятельность. Позитивный настрой на урок. Общая установка урока (выделение содержательной области). Музыкальное сопровождение. |
ІІ. До чтения. (5-10 мин) 1)Прослушивание отрывка музыкального произведения. 2)Лексическая работа. 3)Проверка домашнего задания. 4)Индивидуальная самостоятельная работа на карточках «Одежда и оружие богатыря». 5) Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 6) Антиципация. | 1) Звучит отрывок из музыкального произведения. (слайд 3) - Какие чувства, образы возникли у вас при прослушивании этого музыкального произведения? 2) Подбор синонимов к слову богатырь. (слайд 4) 3)Мальчики показывают рисунки и рассказывают об оружии богатырей. Девочки показывают рисунки и рассказывают об одежде эпохи богатырей. 4)Самостоятельная работа по карточкам <Приложение 1> (по желанию детей). Самопроверка. Физкультминутка Дружно встали раз, два, три – Мы теперь богатыри… 5) Чтение авторского текста учителем (или заранее подготовленным учеником) с. 187 учебника. Вопросы после чтения: - Что свойственно богатырям разных народов? - Как зовут киргизского, узбекского, башкирского богатырей? - Чем славились богатыри? - Какие сказки вы о них вы читали? Работа со скороговоркой. Задание 1 в тетради с. 28. - Чем необычна скороговорка? - Можно ли по ее содержанию определить, что мы будем читать? Прочитайте название текста на с. 188. (слайд 9) - Кто такой дэв? Где об этом можно узнать? (чтение сноски.) - А кто это Дыйканбай? (это имя мужчины.) - Кто автор сказки? Вот откуда такое непонятное название сказки? Киргизия – это страна в Средней Азии со своей культурой, своими обычаями, своим языком, своими сказками (можно показать на карте). (слайд 10) Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (слайд 11) - Как художник показал величину дэва? (он сидит, но все равно выше, чем охотники.) - Как вы думаете, что произойдет дальше? - Кто победит и чем: силой или умом? Давайте прочитаем сказку. | Эвристическая беседа. Индивидуальный подход. Самостоятельная работа (самопроверка). Иллюстративный метод (ИКТ). Частично-поисковый метод. Принцип психологической комфортности. |
ІІІ. Работа во время чтения. (15-20мин) 1)Первичное чтение текста. 2)Беседа по содержанию в целом. | 1)Чтение сказки детьми по абзацам. Вопросы после чтения 1-ого абзаца: (слайд 12) - Кто же такой Дыйканбай? - Каким он был человеком? Чтение 2-3-го абзацев: - Каким вы представляете дэва? - Что такое бурдюк? (мешок из шкуры животного для хранения и перевозки вина и других жидкостей.) Чурбак? (обрубок бревна.) - Совпадает ли наше представление о дэве с предположением художника? - Как вы думаете, почему стал смеяться дэв? А Дыйканбай? Физкультминутка музыкальная. Прочитаем дальше и проверим предположения. После чтения 4-го абзаца: (слайд 16) - Чему радовался дэв? А Дыйканбай? - Верите ли вы словам Дыйканбая? Почему он так сказал? Чтение далее: - Почему дэв струсил? - Что сказал Дыйканбай, чтобы дэв поверил ему и испугался? - Как дэв «спас» свою жизнь? Чтение текста на с. 190 до слов «А дэв без оглядки кинулся бежать». - Что потребовал Дыйканбай от дэва? О чем это говорит? - Почему дэв рассказал о трех дэвах, живущих на острове? Чтение до конца (читают про себя.) - Как в сказке говорится о силе дэвов? - Почему Дыйканбай с товарищами залезли на дерево? - Какой рассказ они услышали? - Почему царь дэвов советовал остерегаться людей? - Как удалось охотникам напугать сразу 40 дэвов? | Самостоятельное чтение, чтение-слушание, комбинированное чтение вслух или про себя. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста. Метод «вдумчивого чтения», диалог с автором чрез текст. Выявление первичного восприятия (беседа) с учетом возрастных и индивидуальных возможностей класса. |
IV. После чтения(10-15 мин) 1)Концептуальная беседа по тексту. 2)Работа с заглавием, иллюстрациями. 3)Работа в тетради по литературному чтению. Самостоятельная работа в группах. Коллективная проверка. | Вопросы после чтения всей сказки: - Понравилась ли вам сказка? Как вы думаете, почему Дыйканбай смог победить дэвов? Задание 2 в тетради, с. 28. (слайд 18) | Коллективная дискуссия. Работа с дополнительными источниками. Самостоятельная работа в группах (с коллективной проверкой). |
V. Подведение итогов урока
| Прочитайте 3-е предложение сказки. (слайд 19) - О каком человеческом качестве рассказывает эта сказка? Прочитайте пословицы и определите, к кому относится каждая: Плохи дела – где сила без ума. Смекалка и ум к победе ведут. Перечитать сказку, разделить ее на части. Задание 5 в тетради, с. 28. Выразительное чтение понравившегося фрагмента (по желанию) | Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий. Демонстрация главного итога. Соблюдение принципа психологической комфортности. |
5