конспект урока по литературному чтению "Мир глазами поэта. олицетворение" 1 класс
Опубликовано 06.08.2010 - 0:36 - Сапельникова Наталья Васильевна
Тема: «Мир глазами поэтов»
(Н. Орлова. «Дерево – жираф», Л. Друскин « Там ива, опираясь на костыль….» )
Цели:
- показать, что поэт видит мир особым образом;
- подобрать интонацию для чтения стихотворений, увидеть два конкретных образа: радостный и светлый образ жирафа и трагически печальный образ
ивы;
- рассмотреть, как, с помощью какого приёма создаются эти образцы
( олицетворение, оживление, очеловечивание предмета);
- учить составлять устный рассказ от имени какого-нибудь неживого
предмета с целью практического освоения приёма олицетворения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
И так , друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
-С каким настроением мы отправимся в путь? Покажи.
- Подберите прилагательные в «Словарике настроений».
Объясните свой выбор.
У детей на партах «словарики настроений»
Сегодня у нас необычный урок.
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
Слайд 1.
Кот учёный предлагает нам провести исследование и ответить на вопрос.
-Какими приёмами пользуется поэт, чтобы открыть тайну там, где мы её не замечаем?
2 Подготовка к восприятию нового материала.
- Как вы думаете , ребята, трудно ли быть поэтом?
- Поэт – это человек, который особенно воспринимает окружающий мир:
Умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов, звуков, побуждает и нас всех вглядываться и вслушиваться.
Слайд 2.
-Посмотрите на экран.
-Кто изображён? Что он делает?
Мы тоже погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами.
3.Чтение стихотворения Н. Орловой «Дерево – жираф».
Работа над стихотворением.
- Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя сделать это днём?
(Рано утром мир ещё не проснулся, людей ещё нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным.)
- Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной?
(Гуляет.)
- Как воспринимает поэтесса дерево?
(Как живое существо).
- Из чего понятно, что дерево воспринимается как живое существо?
(Гуляет ,слушает, шевелит ушами, носит украшение.)
- Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика?
(Отличное.)
- Почему вы так решили?
(Они поют)
Приём, который использует Н. Орлова, оживляя неживые предметы, называется олицетворением.
Слайд 3.
Физминутка.
4. Чтение учителем стихотворения Л. Друскина и работа над ним.
- Теперь давайте постоим вместе с поэтом у окна.
- Если в стихотворении Н. Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении Л. Друскина с кем сравнивается дерево?
- Что значит «горькая калека»? (горькие слёзы, горькая доля)
- Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с весёлым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком?
- Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев?
- Может быть , разное настроение поэтов?
(Весёлое и печальное)
- Подтвердите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости.
(Теперь, раньше)
- Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека?
(Опираясь на костыль ,взять за локоть, сама заговорит.)
- Какого именно человека?
(Старого, больного, нуждающегося в защите.)
- Какой характер у рассказчика? (чуткий)
- Откуда это видно?
(Жалел, готов забрать обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать к уставшему существу с расспросами, что надо дать отдохнуть.)
- Каким приёмом пользуется поэт, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева?
5. Работа в парах.
В отрывках стихотворений найти олицетворение.
6. Составление детьми рассказа о любом предмете, олицетворяя его.
Слайд.
7. Итог урока.
Давайте, вернёмся и ответим на вопрос Кота ученого
-Какими приёмами пользуется поэт?
8. Домашнее задание: составьте рассказ, применяя олицетворение.