конспект урока по литературному чтению "Мир глазами поэта. олицетворение" 1 класс

Тема: «Мир глазами поэтов» (Н. Орлова. «Дерево – жираф», Л. Друскин « Там ива, опираясь на костыль….» ) Цели: - показать, что поэт видит мир особым образом; - подобрать интонацию для чтения стихотворений, увидеть два конкретных образа: радостный и светлый образ жирафа и трагически печальный образ ивы; - рассмотреть, как, с помощью какого приёма создаются эти образцы ( олицетворение, оживление, очеловечивание предмета); - учить составлять устный рассказ от имени какого-нибудь неживого предмета с целью практического освоения приёма олицетворения. Ход урока. 1. Организационный момент. И так , друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок. -С каким настроением мы отправимся в путь? Покажи. - Подберите прилагательные в «Словарике настроений». Объясните свой выбор. У детей на партах «словарики настроений» Сегодня у нас необычный урок. Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе. На карту не нанесена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть страна Литературия. Слайд 1. Кот учёный предлагает нам провести исследование и ответить на вопрос. -Какими приёмами пользуется поэт, чтобы открыть тайну там, где мы её не замечаем? 2 Подготовка к восприятию нового материала. - Как вы думаете , ребята, трудно ли быть поэтом? - Поэт – это человек, который особенно воспринимает окружающий мир: Умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов, звуков, побуждает и нас всех вглядываться и вслушиваться. Слайд 2. -Посмотрите на экран. -Кто изображён? Что он делает? Мы тоже погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. 3.Чтение стихотворения Н. Орловой «Дерево – жираф». Работа над стихотворением. - Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя сделать это днём? (Рано утром мир ещё не проснулся, людей ещё нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным.) - Какая особенность дерева, похожего на жирафа, кажется невероятной, сказочной? (Гуляет.) - Как воспринимает поэтесса дерево? (Как живое существо). - Из чего понятно, что дерево воспринимается как живое существо? (Гуляет ,слушает, шевелит ушами, носит украшение.) - Как вы думаете, какое настроение у поэта и его попутчика? (Отличное.) - Почему вы так решили? (Они поют) Приём, который использует Н. Орлова, оживляя неживые предметы, называется олицетворением. Слайд 3. Физминутка. 4. Чтение учителем стихотворения Л. Друскина и работа над ним. - Теперь давайте постоим вместе с поэтом у окна. - Если в стихотворении Н. Орловой дерево сравнивается с животным, то в стихотворении Л. Друскина с кем сравнивается дерево? - Что значит «горькая калека»? (горькие слёзы, горькая доля) - Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с весёлым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком? - Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев? - Может быть , разное настроение поэтов? (Весёлое и печальное) - Подтвердите словами из текста, что ива постоянно вызывала у героя острое чувство жалости. (Теперь, раньше) - Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека? (Опираясь на костыль ,взять за локоть, сама заговорит.) - Какого именно человека? (Старого, больного, нуждающегося в защите.) - Какой характер у рассказчика? (чуткий) - Откуда это видно? (Жалел, готов забрать обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать к уставшему существу с расспросами, что надо дать отдохнуть.) - Каким приёмом пользуется поэт, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева? 5. Работа в парах. В отрывках стихотворений найти олицетворение. 6. Составление детьми рассказа о любом предмете, олицетворяя его. Слайд. 7. Итог урока. Давайте, вернёмся и ответим на вопрос Кота ученого -Какими приёмами пользуется поэт? 8. Домашнее задание: составьте рассказ, применяя олицетворение.