Календарно-тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа России"

Обанина Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon UMK._Planirovanie._4_klass.doc825.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

4 класс

170 часов (5 часов в неделю)

Цели изучения учебного курса: вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков; формировать общеучебные умения; обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития для изучения курса математики в средней школе: обеспечить формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.

Задачи:

- обеспечить уверенное овладение детьми навыками устных и письменных вычислений всех арифметических действий в области неотрицательных целых чисел, правилами о порядке выполнения арифметических действий;

- формировать навыки быстрых вычислений, обеспечить прочное, доведенное до автоматизма усвоение таблиц сложения и умножения;

- обеспечить благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимно обратных; научить детей самостоятельно находить пути решения задач, применять общие подходы к их решению;

- обеспечить прочное усвоение величин и соотношений между единицами каждой величины;

- формировать геометрические представления о фигурах и их свойствах, уверенные навыки работы с измерительными инструментами;

- формировать приемы мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения.

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России»

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

4

1

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: М. И. Моро, Ю.М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика.        (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2007).

М. И. Моро, М. А. Бантова  и др. Математика. 4 класс. – 5 изд.-  М.: Просвещение, 2007.

1. М. И. Моро, М. А. Бантова  и др. Математика. 4 класс. – 5 изд.-  М.: Просвещение, 2007.

2. М. И. Моро, С. И. Волкова. Тетрадь по математике. В 2 ч. -  М.: Просвещение, 2008.

3. С.И. Волкова. Математика. Проверочные работы. 4 кл. - М.: Просввещени. 2009.

4. О. И. Дмитриева. поурочные разработкипо математике к учебному комплекту М.И. Моро. 4 кл. - М.: ВАКО. 2009.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Первая четверть (45 часов)

Повторение нумерации и действий с числами до 1000 (16 часов)

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду;

- как образуется каждая следующая счетная единица(сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится  в каждом классе).

Обучающиеся должны уметь:

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Нумерация от 1 до 1000. Разряды

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий

Сложение и вычитание. Тестирование

Учет знаний

Нахождение суммы нескольких слагаемых. Письменные приемы сложения

Вычитание трехзначных чисел вида 804 - 467

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные

Входная контрольная работа.

Контроль и учет знаний

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

Приемы письменного деления на однозначное число

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

Свойства диагоналей прямоугольника

Свойства диагоналей квадрата. Письменные вычисления с натуральными числами

Закрепление вычислительных навыков. Решение задач.

Контрольная работа. Повторение нумерации и действий с числами до 1000.

Контроль и учет знаний

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (15 часов)

Обучающиеся должны знать:

- название и последовательность первых трех классов;

- виды углов: прямой, острый, тупой.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки «>», «<», «=»

Класс единиц и класс тысяч

Чтение многозначных чисел

Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа.

Разрядные слагаемые

Сравнение чисел

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

Определение общего количества тысяч, сотен, десятков в числе

Закрепление. Вычисления, основанные на нумерации

Проверочная работа. Класс единиц и класс тысяч

Контроль и учет знаний

Анализ проверочной работы, работа над ошибками.

Класс миллионов и класс миллиардов

Луч. Числовой луч

Угол. Виды углов. Построение прямого угла

Практическая работа

Тестирование. Числа, которые больше 1000

Учет знаний

Проверочная работа. Нумерация многозначных чисел

Контроль и учет знаний

Анализ проверочной работы, работа над ошибками.

Закрепление знаний о нумерации.

Величины (20 часов)

Обучающиеся должны знать:

- единицы величин, общепринятые их обозначения, соотношения между величинами.

Обучающиеся должны уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника, квадрата;

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами.

Единицы длины. Километр.

Урок-путешествие

Закрепление. Таблица единиц длины

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

Ар. Гектар.

Таблица единиц площади.

Измерение площади фигуры с помощью палетки

Практическая работа

Нахождение нескольких долей целого

Нахождение целого по его части.

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Таблица единиц массы

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Контроль и учет знаний

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Закрепление. Арифметический диктант

Единицы времени. Год

Повторение

2 четверть (35 часов)

Сутки. 24 часовое исчисление времени.

Решение задач

Единицы времени. Секунда.

Единицы времени. Век

Закрепление. Таблица единиц времени

Проверочная работа. Величины

Контроль и учет знаний

Сложение и вычитание многозначных чисел (10 часов)

Обучающиеся должны знать:

- названия компонентов и результата действия сложения и вычитания;

- связь между компонентами и результатом  сложения и вычитания;

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них.

Обучающиеся должны уметь:

- записывать выражения и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а+3,  а+в при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в предела 100;

- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, проверку вычислений;

- решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;

- решать задачи в 1-3 действия.         

Анализ проверочной работы, работа над ошибками.

Письменные приемы сложения и вычитания

Прием письменного вычитания для случаев вида 7000-456,

57001-18032

Нахождение неизвестного слагаемого.

Решение уравнений вида х+15=68:2

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого

Решение задач

Решение задач, сформулированных в косвенной форме

Закрепление пройденного материала

Деловая игра

Контрольная работа. Сложение и вычитание чисел больше 1000

Контроль и учет знаний

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Сложение и вычитание величин

Сложение и вычитание величин

Умножение и деление многозначных чисел (27 часов)

Обучающиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата умножения и деления;

- связь между компонентами и результатом действий умножения и деления;

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и без них;

Обучающиеся должны уметь:

- записывать выражения и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида 8хk, cхd, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в предела 100;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа, проверку вычислений;

-  решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом действий;

- решать задачи в 1-3 действия.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

Письменные приемы умножения.

Прием письменного умножения для случаев вида 4037х 4

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями

Решение уравнений. Нахождение неизвестного множителя

Деление. Свойства деления.

Урок-соревнование

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз

Решение уравнений. Нахождение неизвестных делимого, делителя

Решение задач на пропорциональное деление

Деление многозначных чисел на однозначные

Деление многозначных чисел на однозначные

Решение задач

Закрепление изученного материала

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Контроль и учет знаний

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Понятие «средний»

Скорость. Время. Расстояние. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач

Решение задач. Закрепление

3 четверть (50 часов)

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач

Виды треугольников

Интегрированный с уроком технологии

Виды треугольников

Построение прямоугольного треугольника

Практическая работа

Построение прямоугольника

Практическая работа

Проверочная работа. Задачи на движение

Учет знаний

Анализ проверочной работы, работа над ошибками

Закрепление вычислительных навыков

Умножение чисел, оканчивающихся нулями (9 часов)

Умножение числа на произведение

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями

Решение задач на встречное движение

Перестановка и группировка множителей

Решение задач

Закрепление

Закрепление. Тестирование

Учет знаний

Деление на числа, оканчивающиеся нулями (12 часов)

Деление числа на произведение

Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800

Деление с остатком на 10, 100, 1000

Решение задач

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Закрепление

Контрольная работа. Деление на числа, оканчивающиеся нулями

Контроль и учет знаний

Умножение на двузначное и трехзначное число (12 часов)

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять письменный прием умножения на двузначное число и трехзначное число

Умножение числа на сумму

Устные приемы умножения вида 12х15, 40х32

Письменное умножение на двузначное число

Письменное умножение на двузначное число

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям

Закрепление письменных приемов умножения

Закрепление письменных приемов умножения

Письменное умножение на трехзначное число

Письменное умножение на трехзначное число

Закрепление

Проверочная работа. Умножение на двузначное и трехзначное число

Анализ проверочной работы, работа над ошибками

Закрепление. Решение задач

Деление на двузначное и трехзначное число (29 часов)

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять письменный прием деления на двузначное число и трехзначное число

Письменное деление на двузначное число

Письменное деление с остатком на двузначное число

Деление на двузначное число

Деление на двузначное число

Деление на двузначное число

Деление на двузначное число

Итоговая контрольная работа за 3 четверть

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

Деление на двузначное число. Закрепление

Деление на двузначное число. Закрепление

4 четверть

Письменное деление на трехзначное число

Деление на трехзначное число

Деление на трехзначное число

Деление на трехзначное число

Деление на трехзначное число

Деление с остатком

Решение задач

Проверка умножения делением

Проверка умножения делением

Проверка деления умножением

Проверка деления умножением

Закрепление изученного материала

Деление с остатком. Закрепление

Закрепление. Решение задач

Закрепление пройденного

Самостоятельная работа

Закрепление вычислительных навыков

Контрольная работа. Деление на трехзначное число

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

Решение задач

Итоговое повторение (20 часов)

Нумерация

Нумерация

Римская нумерация

Выражения. Равенства. Неравенства. Уравнения.

Арифметические действия

Сложение и вычитание

Умножение и деление

Умножение и деление

Правила о порядке выполнения действий

Величины

Геометрические фигуры

Действия с величинами

Решение задач на нахождение периметра и площади

Решение задач на движение

Итоговая контрольная работа за год

Контроль ЗУН

Работа над ошибками

Доли.

Знакомство с микрокалькулятором

Игра «Слабое звено»

Урок-игра

Математический КВН

Урок-игра

Русский язык.

4 класс

204 часа (6 часов в неделю)

Цель изучения учебного курса: открыть детям родной язык как предмет изучения.

Задачи:

1. Формировать у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе:

- вооружить учащихся первоначальными знаниями о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

- познакомить учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной;

2. Обеспечить лингвистическое и речевое развитие младших школьников.

3. Воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России»

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

5

1

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: Л. М. Зеленина,  Т. Е. Хохлова. Русский язык. (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2007).

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. 5-е изд.. М.: Просвещение, 2009г.

1. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. 5-е изд.. М.: Просвещение, 2009г.

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой: 4 класс. -  М.: ВАКО, 2008.

3. Зеленина Л.М.,

Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 кл.: рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

4. Зеленина Л.М.,

Хохлова Т.Е. Русский язык. Проверочные работы. 4 кл. - М.: Просвещение, 2009.

5. Зеленина Л.М.,

Хохлова Т.Е. Русский язык: дидакт. материал. 4 кл. - М.: Просвещение, 2008.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса:

К концу 4 класса учащиеся должны знать/понимать:

признаки простого и сложного предложений, знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;

термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;

морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;

признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2, и 3-го склонения;

признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Учащиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70 - 85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

производить звуко-буквенный разбор слов;

производить разбор слов по составу;

производить разбор слова как части речи;

производить синтаксический разбор постого предложения, предложения с однородными членами;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текс на части, составлять план текста;  

определять тип текста (повествование, описание, рассуждение), использовать эти типы текстов в речи;

писать изложение и сочинение (60 - 75 слов)повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

I четверть (54 часа)

Предложение (синтаксис и пунктуация) 40 часов

Обучающиеся должны знать:

- признаки простого и сложного предложений;

- признаки главных и второстепенных членов предложения;

- признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

- производить синтаксический разбор предложения;

- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения

Связь слов в предложении. Словосочетание.

Обстоятельство - второстепенный член предложения

Обстоятельство

Определение - второстепенный член предложения

Определение

Дополнение - второстепенный член предложения

Дополнение

Развитие речи. Обучающее изложение

Работа над ошибками. Закрепление

Входная контрольная работа

Контрольный урок

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие

Однородные сказуемые

Предложения с однородными членами предложения. Союзы и, а, но

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания

Связь однородных членов предложения без союзов и с помощью союзов.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Предложения с однородными членами, соединенными союзом  и

Предложения с однородными второстепенными членами предложения

Предложения с однородными дополнениями

Однородные члены предложения - обстоятельства

Предложения с однородными членами. Закрепление

Предложения с однородными определениями

Развитие речи. Сочинение по картине

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Обобщение знаний об однородных членах предложения.

Проверочный диктант

Работа над ошибками

Простые и сложные предложения.  

Простые и сложные предложения

Знаки препинания в сложных предложениях

Прямая речь

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Закрепление

Обращение

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением

Контрольная работа по теме «Предложение» (синтаксис и пунктуация)

Контрольный урок

Работа над ошибками

Части речи (морфология) 148 часов

Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глаголов, наречий;

- признаки 1, 2, 3-го склонений имен существительных;

- признаки I, II спряжений глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;

- правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица ед.ч., слова с непроверяемыми написаниями.

Имя существительное (43 часа)

Имя существительное. Общие сведения об имени существительном

Число имен существительных

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные

Склонение имен существительных

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей

Развитие речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Анализ сочинений, работа над ошибками.

Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей

Именительный и винительный падежи имен существительных

Итоговый диктант за I четверть

Контроль ЗУН

Работа над ошибками

Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение

Первое склонение

Второе склонение имен существительных

Третье склонение

II четверть (42 часов)

Третье склонение имен существительных

Признаки склонения имён существительных

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

Правописание окончаний имен существительных единственного числа

Проверка безударных падежных окончаний имен существительных

Развитие речи. Обучающее изложение

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Винительный падеж имен существительных

Творительный падеж

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных.

Тестирование. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Обобщение

Развитие речи. Подробное изложение. Повторение знаний о признаках текста

Работа над ошибками. Редактирование текста

Диктант.

Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных

Склонение имен существительных во множественном числе

Окончания имен существительных множественного числа с твердой основой

Окончания имен существительных множественного числа с твердой основой

Окончания имен существительных множественного числа с мягкой основой

Окончания имен существительных множественного числа с мягкой основой

Контрольный диктант. Правописание окончаний имен существительных.

Анализ результатов диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

Имя прилагательное (32 часа)

Общие сведения об имени прилагательном

Общие признаки имени прилагательного

Изменение имен прилагательных по числам и родам

Контрольная работа за II четверть

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

Развитие речи. Обучающее изложение

Редактирование текста изложения

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Контрольное списывание.

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода

Урок-соревнование

III четверть (60 часов)

Склонение имен прилагательных. Именительный и винительный падежи

Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа м. и ср. рода

Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода

Падежные окончания имен прилагательных единственного числа женского рода

Правописание и проверка падежных окончаний имен прилагательных ед.ч.

Развитие речи. Сочинение на пословицу

Работа над ошибками. Определение типа текста

Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа

Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа

Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа

Сочинение

Анализ сочинения, работа над ошибками

Диктант. «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Местоимение (16 часов)

Личные местоимения

Единственное и множественное число личных местоимений

Употребление личных местоимений в речи

Изложение.

Анализ изложения, работа над ошибками

Склонение личных местоимений

Склонение личных местоимений ед.ч.

Склонение личных местоимений мн.ч.

Раздельное написание личных местоимений с предлогами

Правописание личных местоимений с предлогами

Правописание личных местоимений с предлогами. Тестирование

Развитие речи. Редактирование текста

Употребление буквы -н- в начале местоимений

Обобщающий урок по теме «Местоимение»

Контрольный диктант. Местоимение

Работа над ошибками.

Глагол (50 часов)

Общие сведения о глаголе

Общие сведения о глаголе

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола

Развитие речи. Сочинение по картине

Анализ сочинения, работа над ошибками

Закрепление пройденного

Время глагола

Изменение глаголов по временам

Глаголы прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Проверочный диктант.

Работа над ошибками.

Спряжение глаголов

I и II спряжение глаголов

Глаголы 2-го лица единственного числа

Глаголы 2-го лица единственного числа

Контрольный диктант с заданием за III четверть

Работа над ошибками. Глаголы 3-го лица единственного числа

Глаголы 3-го лица единственного числа

Глаголы 3-го лица единственного числа

Личные окончания глаголов множественного числа

Спряжение глаголов. Закрепление

IV четверть (48 часов)

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Правописание глаголов

Личные окончания глаголов

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание глаголов неопределенной формы

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

Анализ сочинений и редактирование текста

Спряжение глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Развитие речи. Изложение

Работа над ошибками

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

Тестирование. Глагол

Контрольное списывание

Обобщающий урок по теме «Глагол»

Контрольный диктант. Личные окончания глаголов

Работа над ошибками

Наречие (7 часов)

Наречие

Наречие как член предложения

Правописание суффиксов -а, -о в наречиях

Правописание суффиксов -а, -о в наречиях

Наречие. Тестирование

Изложение

Анализ изложения, работа над ошибками

Повторение (обобщение) пройденного (16 часов)

Цель: оценить уровень овладения школьниками ЗУН в области русского языка за курс начальной школы

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

Правописание мягкого знака в словах разных частей речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Части речи

Итоговая контрольная работа за год

Контроль ЗУН

Работа над ошибками

Контрольное списывание

Контрольная работа по развитию речи

Повторение. Звуки и буквы

Звуки и буквы. Однокоренные слова

Разделительные мягкий и твердый знаки

Предлоги и приставки

Состав слова

Сложные слова

«Хочу всё знать»

Урок-соревнование

Литературное чтение.

4 класс

102 часа (3 часа в неделю)

Цель изучения учебного курса: продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности, пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Задачи:

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление  учащихся;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности, развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

 - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России»

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

3

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Ф. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2007).

Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. Родная речь.4 класс. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2008.

Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. Родная речь.4 класс. В 2 ч. – 4 изд. – М.: Просвещение, 2008.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса:

К концу 4 класса учащиеся должны

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; составлять план к прочитанному;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;  

- давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.

Учащиеся должны знать: наизусть не менее 15 стихотворений, не менее 6 - 7 народных сказок, уметь их пересказывать; более 10 пословиц, 2 - 3 крылатых выражения, понимать их смысл.

Учащиеся должны уметь: полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание  читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

1 четверть (27 часов)

Летописи. Былины. Жития  (8 часов)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

«И вспомнил Олег коня своего»

Былины. «Ильины три поездочки»

Былина «Ильины три поездочки»

Проверка техники чтения

Былина «Ильины три поездочки»

Вводный контроль

«Житие Сергия Радонежского»

«Житие Сергия Радонежского»

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Бытия»

Урок-игра

Чудесный мир классики (16 часов)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеры главных героев

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи об осени

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча»

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

Л.Н. Толстой. «Детство»

Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов. «Мальчики»

А.П. Чехов. «Мальчики»

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Урок-КВН

Поэтическая тетрадь

Проверка техники чтения

Ф.И. Тютчев. Стихи

Итоговый контроль за 1 ч.

А.А. Фет. Стихи

Е.А. Баратынский. Стихи

Стихотворения А.Н. Плещеева, И.С. Никитина

2 четверть (21 час)

Н.А. Некрасов. Стихи

И. А. Бунин. «Листопад»

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Развивающий час

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце»

П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце»

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

Обобщение по разделу.

«Крестики-нолики»

информационно-развлекательная игра

Делу время - потехе час

Проверка техники чтения

Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Итоговый контроль за 2 ч.

Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

В.Ю. Драгунский. «Главные реки»

В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка»

3 четверть (30 часов)

В.В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»

Обобщение по разделу

Страна детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»

К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»

К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»

М.М. Зощенко. «Елка»

Обобщение по разделу «Страна детства»

Урок-конкурс

Поэтическая тетрадь

В.Я. Брюсов. Стихи

С. А. Есенин.  «Бабушкины сказки»

М. И. Цветаева. Стихи

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Устный журнал

Природа и мы

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»

М.М. Пришвин. «Выскочка»

М.М. Пришвин. «Выскочка»

Е.И. Чарушин. «Кабан»

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Конкурс знатоков

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»

С.А. Клычков. «Весна в лесу»

Д.Б. Кедрин. «Бабье лето».

Проверка техники чтения

Итоговый

контроль за 3 ч.

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

С.А. Есенин. «Лебёдушка»

Обобщение по разделу. «Поэзии прекрасные страницы»

Урок-конкурс

Внеклассное чтение. «В мире фантастики»

4 четверть (24 часа)

Родина

И.С. Никитин. «Русь»

С.Д. Дрожжин. «Родине». А.В. Жигулин. «О! Родина»

Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Обобщение по разделу «Родина»

Урок- конкурс

Страна Фантазия

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

Обобщение по разделу. Путешествие по стране Фантазии

Урок-путешествие

Зарубежная литература

Джонатан Свифт «путешествие Гулливера»

Джонатан Свифт «путешествие Гулливера»

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

Внеклассное чтение. Сказки Г.Х. Андерсена

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлёф. «Святая ночь»

Сельма Лагерлёф. «Святая ночь»

Сельма Лагерлёф. «В Назарете»

Сельма Лагерлёф. «В Назарете»

Обобщение по разделу по разделу «Зарубежная литература»

Урок-соревнование

«Литературные тайны»

Урок-отчет

 

Изобразительное искусство.

4 класс

34 часа (1 час в неделю)

Цель изучения учебного курса: художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру изобразительных искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.

Задачи:

  1. обучение основам художественной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно- творческой деятельности; приобщение к национальному и мировому художественному наследию;
  2. формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни, эстетических вкусов и потребностей;
  3. развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
  4. воспитание интереса ко всем видам изобразительного искусства; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства;

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России»

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана


Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

1

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 4 класс. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Ч. 2. М.: Просвещение,2000. С. 233.).

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство вначальной школе.3 – 4 кл.В 2 ч. – М.: Дрофа, 1997.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса:

К концу 4 класса учащиеся должны

называть:

- известные центры народных художественных ремесел(Хохлома, Гжель, Городец и др.);

- основные художественные музеи страны (не менее трех).

различать:

- холодные и теплые тона; основные цвета и их смеси;

- произведения основных видов изобразительного искусства: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура;

- основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет;

- изделия центров народных художественных ремесел.

узнавать:

- отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (не менее трех).

Учащиеся должны уметь:

-использовать средства художественной выразительности (цвет, силуэт, контур и т. д.);

- использовать изобразительные возможности художественных материалов (графитные и цветные карандаши, акварель, гуашь, пластилин, бумага и др.);

- показывать  в рисунках строение и пропорции предметов;

- использовать простейшие закономерности цветоведения, светотени, композиции, перспективы;

- выражать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Тематическое планирование

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

1 четверть (9 часов)

 Изучаем азбуку ИЗО. Что такое перспектива

 Азбука ИЗО. Пейзажи         

 Азбука ИЗО. Виды перспективы         

 Изучаем азбуку ИЗО. Светотень         

 Изучаем азбуку ИЗО. Уровни горизонта         

 Изучаем азбуку ИЗО. Уровни горизонта         

 Изучаем азбуку ИЗО. Пропорции фигуры человека. Изображение человека          

 Изучаем азбуку ИЗО. Пропорции фигуры человека. Изображение человека          

 Скульптура и скульпторы          

2 четверть (7 часов)

 На уборке урожая         

 На уборке урожая          

 Рисование животных с натуры и по представлению          

 Жанры ИЗО. Портрет          

 Жанры ИЗО. Портрет         

 Жизнь народа в произведениях художников         

 Сказка о декоративном искусстве         

3 четверть (10 часов)

 Сказка о декоративном искусстве          

 Народная сказка          

 Народная сказка         

 Рисование с натуры и по памяти современных машин         

 Рисование с натуры. Цветок амариллиса.          

 Песни моей Родины

 Песни моей Родины          

 Лепка животных и птиц          

 Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия          

 Роспись предметов быта (разделочной доски)          

4 четверть (8 часов)

 Рисунок на тему "Повседневная жизнь"          

 Рисунок на тему "Повседневная жизнь"          

 9 мая - день Победы         

 9 мая - день Победы         

 "Слава труду!". Мозаичное панно          

 "Слава труду!". Мозаичное панно         

 Орнаменты народов России и мира          

 Орнаменты народов России и мира

Технология

64 часа (2 часа в неделю)

Цельи изучения учебного курса: обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Технология»;  начальную технологическую подготовку обучающихся; их знакомство с миром труда и профессионального самоопределения; формирование первоначальных представлений о культуре труда и трудовых навыков в ряде областей.

Задачи:

- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами; формирование начальных общетрудовых  и специальных умений (преимущественно в сфере ручного труда), основ трудовой и экологической культуры; элементов обобщенных технико-технологических и организационно-экономических знаний;

- развивать творческие и конструкторские способности учащихся, элементы технического и художественного мышления; способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;

- воспитывать трудолюбие, прививать навыки культуры труда;

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России»

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

2

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: Т. М. Геронимус. Технология: Школа мастеров (программа «Технология: Школа мастеров» Автор: Т.М. Геронимус. -  М: Просвещение, 2002.).                   

Н. В. Матвеева. Информатика в начальной школе.

Т. М. Геронимус. Технология: Маленький мастер. 4 класс.  – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Н. В. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова. Информатика для четвертого класса. – 2-е изд. – М.:              БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Т. М. Геронимус. Технология: Маленький мастер. 4 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Н. В. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, Л. Панкратова. Информатика для четвертого класса. – 2-е изд. – М.:              БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов и правила пользования ими;

 - виды природных материалов;

- основные способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

- правила безопасного труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила планирования и организации труда;

Уметь:

- конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

- изготавливать простые изделия из бумаги, картона, ткани, природного материала с использованием технологической карты,  по техническому рисунку, эскизу, замыслу с соблюдением технологической последовательности;

- комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи;

- правильно использовать инструменты и приспособления при выполнении отдельных операций;

- оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

- экономно и рационально расходовать материалы;

- выращивать комнатные растения;

-заниматься самостоятельным творчеством;

- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

1 четверть (18 часов)

Технология (18 часов)

Комплексные работы (5 часов)

Сбор природного материала

Сортировка и закладка на хранение собранного материала

Объемные игрушки из природных материалов. «Райская птичка»

Объемные игрушки из природных материалов. «На отдыхе»

Объемные игрушки из природных материалов. «Лесные строители»

Работа с текстильными материалами (7 часов)

Игрушки из помпонов. «Домовенок»

Игрушки из помпонов. «Домовенок»

Игрушки из помпонов. «Цыпленок»

Игрушки из помпонов. «Цыпленок»

Декоративное оформление изделий вышивкой, фурнитурой

Изготовление изделия из текстильного материала. Игольничек «Мышка»

Изготовление изделия из текстильного материала. Игольничек «Мышка»

Изделия из бумаги и картона (5 часов)

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик»

Тетрадка-малышка

Тетрадка-малышка

Лягушонок-озорник из бумажных конусов

Домашний труд. Уборка класса, уход за комнатными растениями.

2 четверть (14 часов)

Модуль «Информатика» (10 часов)

Человек и информация. Действия с информацией.

Объект и его свойства. Отношения между объектами

Компьютер

Понятие

Деление и обобщение понятий

Отношения между понятиями

Совместимые и несовместимые понятия

Понятия «истина» и «ложь»

Суждение

Умозаключение

Технология.(15 часов)

 Изделия из бумаги (4 часа)

Елочное украшение «Складная звезда»

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

Детали карнавального костюма

Детали карнавального костюма

3 четверть (20 часов)

Работа с разными материалами

Оборудование праздничного стола: настольные цилиндрические куклы – салфетницы.

Фигурки из бумажных салфеток (сдвоенный конус)

Плетение из проволоки. Оплетение карандашей

Нитяной кокон.

Каркасные модели человека в движении

Бумажная аппликация (выпуклая из «фунтиков»)

Бумажная аппликация (прищипанная мозаика)

Мартишоры (букет цветов из кругов)

Пасхальные сувениры из скорлупы

Аппликация из дробленной яичной скорлупы на цветочном горшке.

Работа с соленым тестом

Работа с соленым тестом

Модуль «Информатика» (12 часов)

Модель объекта

Модель отношения между понятиями

Алгоритм

Какие бывают алгоритмы

Исполнитель алгоритма

Алгоритм и компьютерная программа

Цели и основы управления

Управление собой и другими людьми

4 четверть (16 часов)

Управление неживыми объектами

Схема управления

Управление компьютером

Управление компьютером

Технология (12 часов)

Комплексные работы

Кожаный брелок для ключей

Ажурный кожаный пояс

Закладка из искусственной кожи «цветочек»

Игрушки из поролона

Игрушки из поролона

Игрушки из поролона

Мелкий ремонт одежды. Штопка

Мелкий ремонт одежды. Штопка

Копилка из папье-маше

Копилка из папье-маше

Современная бытовая техника. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники

Правила уборки помещений. Уборка класса, уход за комнатными растениями

Окружающий мир

68 часов (2 часа в неделю)

Цель изучения учебного курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

2. Создавать условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Способствовать развитию интереса к познанию самого себя и окружающего мира. Осуществлять подготовку к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

3. Воспитывать любовь к своей Родине, своему краю (селу), формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

Образовательная технология: традиционная (с элементами развивающего обучения)

Образовательная модель: «Школа России» 

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

2

Рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию, авторы: А. А. Плешаков. Зеленый дом. Окружающий мир: Мир вокруг нас (Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1.  М.: Просвещение, 2007).

А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2005 г.

1. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2005 г.

2. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. - М.: ВАКО, 2008.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя. 4 кл. в 2 ч. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 кл. - М.: Прсвещение, 2009.

5. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 кл. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончанию изучения данного курса:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

- способы изображения Земли, ее поверхности - глобус, географическая карта (план местности);

- названия океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

- особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; способы использования и охраны природы края;

- правила поведения в природе.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в форме сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

1 четверть (18 часов)

Земля и человечество(11 часов)

Введение

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

Планеты солнечной системы. Смена дня и ночи, времена года.

Звездное небо - великая книга природы

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Пояса земли

Мир глазами историка

Когда и где. Путешествие в глубь времен. Карта - помощница

Прошлое и настоящее глазами эколога

Сокровища земли под охраной человечества

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество»

Природа России (11 часов)

Равнины и горы России

Моря, озёра и реки России

Зона Арктических пустынь

Тундра

Леса России

Лес и человек. Проверочная работа

Зона степей

2  четверть (14 часов)

Пустыни

У черного моря

Работа в группах (уч-ки экспедиции)

Видеосюжет

Экологическое равенство

Обобщение по разделу «Природа России»

Урок-игра

Родной край - часть большой страны (13 часов)

Наш край

Поверхность нашего края

Поверхность нашего края. Экскурсия

Водоёмы нашего края

Наши подземные богатства

Земля - кормилица

Жизнь леса. Лес природное сообщество

Жизнь луга. Луг - природное сообщество

Жизнь пресного водоёма

Растениеводство в нашем крае

3 четверть (20 часов)

Незаметные защитники урожая

Животноводство в нашем крае

Обобщение по разделу «Родной край - часть большой страны»

Урок-игра

Страницы всемирной истории (6 часов)

Начало истории человечества

Мир древности: далёкий и близкий

Средние века: время рыцарей и замков

Новое время: встреча Европы и Америки

Слайды

Новейшее время: история продолжается сегодня

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Тестирование

Тесты

Страницы истории Отечества (20 часов)

Жизнь древних славян

Во времена Древней Руси

Страна городов

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Трудные времена на русской земле

Русь расправляет крылья

Куликовская битва

Иван III

Мастера печатных дел

Патриоты России

Петр Великий

4 четверть (16 часов)

Михаил Васильевич Ломоносов

Екатерина Великая

Отечественная война 1812 года

  1.  

Страницы истории ХIХ века

Россия вступает в ХХ век

Страницы истории 1920 - 1930-х годов

Великая война и Великая победа

Страна, открывшая путь в космос

Слайды

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории». Тестирование

Тесты

Современная Россия (7 часов)

Основной закон России и права человека

Дети имеют право на особую защиту и помощь

Мы - граждане России

Славные символы России

Такие разные праздники

Путешествие по России

Урок - путешествие

Обобщающий урок

Урок-игра КВН

МУЗЫКА

4 КЛАСС

34 часа

Цель изучения курса: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной  культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи: 

- обучать основам музыкальной грамоты;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

 - прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- способствовать формированию эмоциональной  отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- сформировать потребность в общении с музыкой

Знать: жанры русской народной песни; характерные особенности муз. языка.

Уметь: делать разбор муз. произведений, определять общий характер музыки, прослеживать развитие муз. образа и изменение средств муз. Выразительности; петь свободно, легко, звонко, напевно, ясно произносить текст песен.

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

8 урок

9 урок

10 урок

11 урок

12 урок

13 урок

14 урок

15 урок

16 урок

Россия – любимая наша страна

Слуш. музыки: Государственный гимн РФ муз. А. Александрова

Муз. грамота: звукоряд, знаки альтерации

Пение: «С чего начинается Родина?» В. Баснер

Великое содружество русских композиторов

Слуш. музыки: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» из оперы Хованщина.

Муз. грамота: длительности нот

Пение: «Желтый страусенок» муз. и сл. К. Костина

Тема Востока в творчестве русских композиторов

Слуш. музыки: Н.А. Римский – Корсаков «Тема Шахерезады»

Муз. грамота: анализ ритмического рисунка

Пение: «Желтый страусенок» муз. и сл. К. Костина

Музыка Украины

Слуш. музыки: Гопак у.н. танец

Муз. грамота: Кобза и бандура – история муз. инструмента

Пение: «Журавель» укр.н.п.

Музыка Белоруссии

Слуш. музыки: А. Пахмутова «Белоруссия»

Муз. грамота: Жалейка – история муз. инструмента

Пение: «Савка и Гришка» бел.н.п.

Осень в Желязовой Воле

Слуш. музыки: Ф. Шопен «Ноктюрн»

Муз. грамота: Труба – история муз. инструмента

Пение: «По секрету всему свету» Г. Гладков

 

Блеск и мощь полонеза

Слуш. музыки: М. Огинский «Полонез»

Муз. грамота: повтор пройденного материала

Пение: «По секрету всему свету» Г. Гладков

Музыкальное путешествие в Италию

Слуш. музыки: М.И. Глинка «Венецианская ночь»

Муз. грамота:  Мандолина – история муз. инструмента

Пение: «Четыре таракана и сверчок» итал. н.п.

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди

Слуш. музыки: Д. Верди «Марш»

Муз. грамота: Волынка – история муз. инструмента

Пение: «Четыре таракана и сверчок» итал. н.п.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Слуш. музыки: И. Гайдн «Императорский квартет»

Муз. грамота: сольфеджио муз. отрывков

Пение: «Сказка» муз. и сл. К. Костина

Знаменитая Сороковая

Слуш. музыки: В.А. Моцарт «Симфония №40»

Муз. грамота: сольфеджио муз. отрывков

Пение: «Сказка» муз. и сл. К. Костина

Героические образы Л. Бетховена

Слуш. музыки: Л.В. Бетховен «Соната №8»

Муз. грамота: сольфеджио муз. отрывков

Пение: по выбору детей

Песни и танцы Ф. Шуберта

Слуш. музыки: Ф. Шуберт «Вальс»

Муз. грамота:

Пение: «Серебристые снежинки» Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

«Не ручей – море ему имя»

Слуш. музыки: И.С. Бах «Токката»

Муз. грамота: Орган – история муз. инструмента

Пение: «Серебристые снежинки» Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига

Слуш. музыки: Э. Григ «Танец Анитры»

Музыкальная грамота:

Дирижирование в размере 2/4 четверти

Пение: «Снежная песенка» сл. А. Пинегина, муз. А. Усачева

Рождество и Новый год входят в каждый дом

Слуш.  музыки:

П.И. Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»

Музыкальная грамота:

Дирижирование в размере 2/4 четверти

Пение: «Снежная песенка» сл. А. Пинегина, муз. А. Усачева

2 полугодие

Знать: характерные особенности муз. языка народной песни, различное соотношение ступеней в мажорном и минорном ладу.

Уметь: охарактеризовать средства муз. выразительности – темп, динамика, мелодия, лад; соблюдать в пении певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками, пользоваться цепным дыханием в процессе хорового пения; протактировать муз. размер некоторых образцов народной музыки, придумывать свои несложные

урока

Дата проведения

урока

Содержание (тема урока)

Примечание

17, 18

19

20

21

22

23

24

25,26

27

28

29

30

31

32

33

34

Так полюбил я древние дороги

Ноктюрны Ф. Шопена

Русские национальные герои

Что такое патриотизм?

Прощай Масленица!

Цвет и звук

Музыка звезд

Симфонический оркестр

Жизненные правила для музыкантов

Джазовый оркестр

Что такое мюзикл?

Под небом Парижа

Петербург. Белые ночи.

А  музыка звучит

Не грусти, улыбнись и пой

Ура! Каникулы!


 

Комментарии

Спасибо за планирование!Только,как я поняла,это не рабочая программа.И ещё вопрос-планирование по музыке по какой программе?Критского?Спасибо!
Обанина Елена Николаевна

Автор курса "Музыка" - Алеев