Работа с одарёнными детьми (из опыта работы)
Опубликовано 21.07.2010 - 17:51 - Рыбалко Людмила Ивановна
Описание опыта работы
учителя начальных классов МОУ «Славянская СОШ»
Рыбалко Л.И.
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека
К.Роджерс
Тема: Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе.
Ι. Обоснование актуальности
Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических доку-ментах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Омская область гордится великими людьми современности: спортсменами – Алексеем Тищенко, Евгенией Канаевой, писателем Тимофеем Белозёровым.
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
II.Идея
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
IΙI. Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (приложение 1).
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Семья одаренного ребенка
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
• отрицательное;
• игнорирующее;
• положительное;
• гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как родителям развивать одаренность детей?
Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Д. Льюис, основываясь на изучении семей одаренных детей http://wertu.ucoz.ru/.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.
IV. Описание опыта
С 1999 года в школе реализуется программа «Одарённые дети». Работая в этом направлении с 2001 года, создала свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности.
Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Направления, формы и методы работы с одаренными детьми
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при пере-ходе в школу из дошкольного учреждения;
б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Этапы работы над проблемой
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
• Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др. Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
дети с высоким уровнем творческих способностей;
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музы-канты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.
• Накопила методический материал для самообразования по данному вопросу.
Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
В детском саду создана для ребенка своя система интересных и развивающих дошкольных занятий, при этом воспитатели учитывают следующее:
Гибкость – склонность одаренного ребенка увлекаться каким-то делом больше установленного расписанием времени требует терпимости, а не навязывание предусмотренной смены занятий.
Упор на социальное развитие – в силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить.
Меньше внимания академическим занятиям – способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что малыш должен поступить в школу.
За год до поступления в школу провожу, совместно с психологом, воспитателями и заместителем директора, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
Подробно изучаю медицинские карты с заключениями врачей.
К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников.
В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка.
Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
Этап оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не про-явившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу кон-курсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Со второго полугодия учите-ля, работающие в этом классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и естествознанию, в апреле – школьные.
Начиная со 2 класса, в рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Интеллектуальные игры». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
В тесном сотрудничестве с педагогами дополнительного образования участвую в реализации общешкольной программы «Одарённые дети». Кружок технического творчества, существующий уже несколько лет, востребован и способствует развитию навыков проектирования и моделирования. Эти навыки позволяют детям быть успешными в учебной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Посещая школу искусств, кружки художественного творчества, учащиеся при-обретают опыт творческой деятельности.
Имею опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, фестиваля наук, который проходит в начальной школе уже 3 года. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций.
Ребята делают свои первые шаги в области журналистики. Так Хомяков Вова, ученик 2 класса, первый раз напечатал свою статью с фотографией в журнале «Волшебный» (№18 (138) 22 сентября 2009 года с. 30, статья «Четверолапая мафия»).
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить ос-новой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
творческие мастерские;
предметные недели;
олимпиады (разных уровней)
факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)
кружки (изобразительный, хореографический, моделирование, краеведческий, вокальный)
конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
НПК;
родительские недели;
родительские всеобучи;
работа по индивидуальным планам.
Этап заключительного отбора
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит до-вольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Учителя-предметники посещают уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом консилиуме 5 классов. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты:
• Увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
• Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различны-ми типами одарённости;
• Использование системы диагностик для выявления и отслеживания раз-личных типов одарённости;
• Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК);
• Качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
• Создание индивидуальных образовательных программ;
• Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности;
• Обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.
V. Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступает рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов:
1. Активность учащихся во внеклассной деятельности.
2. Активность учащихся в спортивных соревнованиях. В первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг – по 10 бальной шкале.
3. Учёба (по 5 бальной шкале)
В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг.
Итоги олимпиад (по всем предметам), участие в интеллектуальных конкурсах, идут учащимся в зачет, в рейтинговые таблицы по итогам 4 класса на конкурс «Ученик года». В этот рейтинг вношу с определенным коэффициентом и успехи учащихся во всех спортивных соревнованиях и конкурсах, включая эстетическое, художественное и др. направления.
Так, что одаренный музыкант, спортсмен, художник, конструктор, артист и т.д. может быть успешным с оценками «3» по основным предметам.
В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками.
Статистика побед:
С 2001 по 2009 год подготовила 5 победителей и призёров муниципальной НПК младших школьников; 3 призёра муниципальных предметных олимпиад младших школьников; призёра всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев; победителя Всероссийского Молодёжного чемпионата «Старт»; участников всероссийских конкурсов «Мой Берестов», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Пони».
VI. Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно со-ставленной плану (Приложение 3)
Приложение 1
Портрет одарённого ребёнка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.