Детское коллекционирование
Первый художественный музей появился не так уж давно. Однако само слово «музей» происходит от древнегреческого слова «мусейон», что значит «дом муз». Музами в Древней Греции называли богинь, вдохновлявших людей писать трагедии и комедии, сочинять стихи, петь и танцевать. А вот художники, скульптуры и архитекторы в те времена не могли полагаться на покровительство муз, ведь они получили признание лишь тогда, когда люди начали собирать и хранить их работы ради удовольствия и просвещения – как собственного, так и общественного.
История музеев восходит к 1506 году, когда на одной виноградной плантации около Рима была обнаружена античная статуя. Тогдашний папа римский Юлий II поручил своему придворному архитектору Джулиано да Сангалло и еще нескольким скульпторам (среди которых был сам Микеланджело) определить ценность находки. Мастера сразу поняли, что перед ними настоящая жемчужина античной скульптуры – изображение Лаокоона и его сыновей, героев греческих мифов. Юлий II выкупил эту скульптурную группу у владельца виноградника, приказал ее отреставрировать и выставить в Ватикане перед знатными гостями. Так, в сущности, все происходит и сегодня: ценное искусство далекого прошлого перевозят в специальное место, где его ремонтируют, а затем размещают среди других экспонатов. Благодаря музеям и галереям шедевры искусства прошлых веков становятся доступными для всех.
Художественный музей представляет посетителям самые ценные выдающиеся произведения прошлых веков. Поэтому у многих людей музей ассоциируется с чем-то закоснелым, устаревшим и даже затхлым, но это далеко не всегда справедливо. Сегодня художественные музеи умеют показать искусство так, чтобы это было интересно и понятно всем, даже детям.
Посетителям художественного музея может быть каждый, у кого развито чувство прекрасного, кто интересуется окружающим миром или любит смотреть на все с непривычной стороны.
Каждому человеку важно иметь хобби. Ежегодно коллекционированием занимаются люди от мала до велика по всему миру. В некоторых странах об общей культуре нации судят по количеству коллекционеров на душу населения.
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, считая, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, то есть воспитывает нужные для науки и любой работы качества.
Коллекционирование создает благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого человека.
Дети часто прихватывают с прогулки найденные ими камешки, веточки, семена растений, разноцветные стеклышки или просто песок. Страсть ребенка к собирательству психологи называют «инстинктом накопления».
«Чем более широк диапазон деятельности, в которую включен ребенок, тем богаче и содержательнее процесс формирования его личности», – полагал Ч. Дарвин. Выдающийся английский натуралист писал: «Для ребенка что бы он не собирал: гербарий или коллекцию, это есть метод познания мира в его разнообразии и его взаимосвязях. Но этот опыт, если угодно, лежит в плоскости: умножение разнообразия и строительства взаимосвязей происходит в горизонтали. А следующий шаг – самостоятельное построение ценностной иерархии, выход в вертикальное измерение. Пользуясь общепринятыми мерками или изобретая свои, ребенок ранжирует предметы по ценности, но ценность эта не абстрактная, а личная».
Для успешного освоения научных понятий, согласно теории Л.С. Выготского, ребенку необходим опыт овладения «предпонятиями», по-другому, «потенциальными понятиями». Так на основе опыта взаимодействия с предметами у ребенка формируется представление о свойствах предметов, способах их использования, расширяются представления об окружающем мире.
Некоторые дети в дошкольном возрасте начинают собирать коллекции. Толчком часто служит «мода» на те или иные предметы детской субкультуры, например, ценностью в их глазах выступают игрушки из «киндер-сюрпризов». В детском сообществе количество и разнообразие таких игрушек придают их обладателю особую значимость. Дошкольники, собирая игрушки, часто хранят их в особых коробочках, с гордостью демонстрируют приятелям, иногда обмениваются ими.
На первый взгляд в таких коллекциях сложно усмотреть деятельность, сколько-нибудь напоминающую «псевдонаучную», поскольку коллекция обязательно предполагает некоторую классификацию. Детские собрания представляют собой всего лишь «живописную кучу». В этой куче могут выделяться особо «ценные» экземпляры или любимые предметы, игрушки. Эмоциональная привязанность к тому или иному предмету объясняется не его редкостью или художественной ценностью, а историей его приобретения, сильным желанием иметь такую куклу или машинку, чувствами к человеку, подарившему предмет.
В этой неоднородности детской коллекции есть родство с собраниями профессионалов: есть экземпляры, к которым обладатель испытывает особые чувства ввиду обстоятельств их приобретения, а не из-за объективной ценности.
Дошкольники довольно часто собирают фантики, наклейки, морские раковины, камешки, бусины и многое другое.
Собирая предметы, ребенок расширяет кругозор, осваивает первичные исследовательские навыки, становится более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учится любить и беречь природу.
В ходе коллекционирования у дошкольника развиваются познавательные и психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение выделять главное и второстепенное, комбинировать, устанавливать взаимосвязи, проводить аналогии.
Собирая, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах. Коллекционирование, как и любое хобби, делает жизнь более интересной и содержательной; содействует позитивной социализации детей. Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними, дети учатся общаться со сверстниками.
Коллекционирование объединяет интересы детей, родителей и педагогов, создает почву для сотрудничества и сплочения детско-взрослого сообщества. Под руководством взрослых дети создают мини-музеи дома, а также в дошкольных учреждениях. Выставки и коллекции приносят удовлетворение и радость.
Изучение коллекционирования как важного элемента детской субкультуры помогает яснее представить образ современного детства, способствует развитию профессионального самосознания педагога, выстраиванию самых разнообразных и увлекательных линий диалога взрослого и ребенка.