Развитие творческих способностей у учащихся с ОВЗ Из опыта работы объединения «Задумка», группа для учащихся с ОВЗ «Солнышки»

Чаплыгина Екатерина Юрьева
Развитие творческих способностей у учащихся с ОВЗ- хорошее подспорье в реабилитации и интеграции ребенка в современный мир.
Дополнительное образование - это та сфера, где внутренний эмоционально-чувственный мир ребенка раскрепощен, где он свободен в своих суждениях, поступках, действиях. В такой атмосфере и рождается способность к творчеству у учащихся , в том числе с ОВЗ, посредством декоративно-прикладного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у учащихся  с ОВЗ

 Из опыта работы объединения «Задумка», группа для учащихся с ОВЗ «Солнышки»

        Развитие творческих способностей у учащихся с ОВЗ- хорошее подспорье в реабилитации и интеграции ребенка в современный мир.

Дополнительное образование - это та сфера, где внутренний эмоционально-чувственный мир ребенка раскрепощен, где он свободен в своих суждениях, поступках, действиях. В такой атмосфере и рождается способность к творчеству.

         Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство со временем затихать. Необходима целенаправленная помощь для того, чтобы она не гасла, а развивалась. Как известно, творчеству обучить невозможно, но можно и нужно создавать на занятиях такие условия, благодаря которым оно проявится у детей, а их творческие способности будут развиваться. В работе своего объединения  сталкиваюсь с трудностями такого плана, как ограниченность у детей фантазии, боязнь сделать ошибку или быть осмеянным другими детьми, нежелание проявлять выдумку, стремление получить шаблон, инструкцию, готовое решение там, где можно и нужно проявить самостоятельность.

        У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития.

1. Наглядно-действенное мышление.

2.Эвристическое мышление.

3.Теоретическое образное мышление.

4.Наглядно-образное мышление.

         Особенность первого заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Эвристическое мышление дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания. Теоретическое образное мышление отличается тем, что материалом, который здесь использует  человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда

        Отличительная особенность наглядно - образного мышления  состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности.

Все виды мышления тесно связаны между собой. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, то есть при специальной  методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал.

      Для успешного развития творческого мышления на занятиях в объединении «Задумка»  учитываются:

-возраст, физические и интеллектуальные возможности ребенка;

-необходимость формирования ситуаций успеха;

-организацию социального взаимодействия с детьми.

Подбор материалов осуществляется, исходя и задач и возможностей ребенка к освоению программы «Солнышки».

         Цель программы – создание условий для развития у детей с ОВЗ  художественно-творческих способностей и их социальной адаптации.

Основные задачи программы

 -Развитие  практических навыков (использовать по назначению инструменты, различать материалы);

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие элементарных коммуникативных навыков (здороваться и прощаться, обращаться  к педагогу по имени - отчеству, умение поддерживать диалог, умение задавать вопросы);

-развитие эмоционального интеллекта (эмоциональной отзывчивости), умение адекватно выражать свои чувства и эмоции;

-воспитывать  интерес к ручному труду;

-воспитывать аккуратность, умение доводить начатую работу до конца.

         Применение  системы творческих заданий и комплекс педагогических условий, ориентированных на повышение уровня развития творческого мышления на занятиях, позволяет  повысить уровень развития творческого мышления, сформировать  умение самостоятельной творческой деятельности  учащихся, совершенствовать  навыки и умения, расширить кругозор.