Формирование компетенций у обучающихся при выполнении творческих заданий

Карташова Нина Юрьевна
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения живописи и отсутствие системы практико-ориентированных интересных и увлекательных заданий для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации. Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для проведения аттестации учащихся. Объект исследования – процесс аттестации по Проектированию объектов окружающей среды в группах Дизайн (по отраслям). необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического опыта проектирования жилого пространства Предмет исследования – структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения эффективности аттестации в процессе обучения проектированию жилой среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компетенций у обучающихся при выполнении творческих заданий

Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.

Российская образовательная система стоит на пороге очень серьезных образовательных реформ. Образование и инновации соответствуют приоритетам государства.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности студентов.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

Для построения практико-ориентированного образования необходим новый деятельно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоения знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение , кроме знаний, умений и навыков, опыта практической работы деятельности.

Актуальность исследования. Проблема аттестации в рамках практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но, тем не менее, и сегодня остается актуальной, так как современное образование предполагает периодическую аттестацию учащихся с учётом современных требований. Идея формирования у студентов универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.

 При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и мало привлекательную деятельность. По мнению многих педагогов, учащихся можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не имеет успех. Все эти мысли обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках живописи является включение в систему аттестации практико-ориентированных заданий.

Под практико-ориентированными заданиями будем понимать задания, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.

Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств,

взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретенных знаний в практических целях принадлежит изучению курса живописи, поскольку универсальность  методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения живописи  и отсутствие системы практико-ориентированных интересных и увлекательных заданий для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.

Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для проведения аттестации учащихся.

Объект исследования процесс аттестации по Проектированию объектов окружающей среды  в группах Дизайн (по отраслям).

необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического опыта проектирования жилого пространства

Предмет исследования – структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения эффективности аттестации в процессе обучения проектированию жилой среды.

Автор и разработчик: Карташова Н.Ю.

Введение

 Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.

 Целью государственной политики в области образования является повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности студентов.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.

 Практико-ориентированные подходы к образованию связаны с организацией учебной, производственной и преддипломной практики обучающегося с целью становления его профессиональной компетенции: его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом и промышленностью, становление его субъектом профессиональной деятельности. Наиболее эффективным можно считать внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по выбранной специальности. Стоит обратить внимание, что становление практико-ориентированного образования неразрывно связано с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин, посредством применения профессионально-ориентированных методик и технологий обучения.

Практико-ориентированная образовательная деятельность строится на

оптимальной взаимосвязи компонентов, структура которых продиктована базисным общим образованием с профессионально-прикладной направленностью.

Актуальность исследования. Проблема аттестации в рамках практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но, тем не менее, и сегодня остается актуальной, так как современное образование предполагает периодическую аттестацию учащихся с учётом современных требований. Идея формирования у студентов универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.

 При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и мало привлекательную деятельность. По мнению многих педагогов, учащихся можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не имеет успех. Все эти мысли обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках живописи является включение в систему аттестации практико-ориентированных заданий.

Под практико-ориентированными заданиями будем понимать задания, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.

Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств,

взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению курса по Проектированию Объектов Окружающей среды, поскольку универсальность  методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения  Проектирования Объектов Окружающей среды  и отсутствие системы практико-ориентированных интересных и увлекательных заданий для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.

Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для проведения аттестации учащихся по какому предмету

Объект исследования процесс аттестации по предмету Проектирование Объектов Окружающей Среды  в группах по специальности Дизайн (по отраслям),

необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического опыта проектирования жилого пространства.

Предмет исследования – структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения эффективности аттестации в процессе обучения проектированию жилой среды.

Теоретическая значимость:

  1. выявлена возможность использования практико-ориентированных заданий, как средство повышения эффективности аттестации при обучении живописи на занятиях;

разработаны критерии построения практико-ориентированного задания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны: система практико-ориентированных заданий, обеспечивающая развитие эффективности и повышающая профессиональные качества практической деятельности учащихся, и методика обучения решению таких заданий. Эти материалы могут быть использованы в практической деятельности при работе на уроках по живописи  в рамках обучения по специальности Дизайн (по отраслям).

  1. 1. Понятие практико-ориентированного задания.

В настоящее время широко применяется термин «задание», как в жизни, так и в науке. Этим термином обозначаются многие и весьма различные понятия, но на сегодняшний день нет общего определения понятия «задание». В учебно-педагогической литературе встречаются самые разнообразные подходы к понятию задание. В данной работе под термином «задание» будем рассматривать проблемную ситуацию, включающую цель и условия для ее достижения.

Под практико-ориентированным заданием понимается, прежде всего, задача, которая имеет чёткую практическую привязку.

Практико-ориентированные задания – это задания из окружающей действительности, которые тесно связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Цель этих заданий – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задания помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в коллективе, развить умение отстаивать свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности.

Как показывает опыт, технология обучения с применением практико-ориентированных заданий, позволяет превратить учеников из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.

Постоянное применение практико-ориентированных заданий при обучении Дизайн-композиции и Проектировании окружающей среды, позволит учащемуся закрепить и углубить теоретические и практические знания, овладеть умениями и навыками в практической деятельности, научиться связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, выявлять наиболее креативные аспекты решения, проявлять инициативу и самостоятельность.

При составлении практико-ориентированного задания был выделен определенный алгоритм направления вектора деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса:

  1. адаптивное преобразование задания под конкретную жизненную ситуацию с выделением фактов из изучаемой темы для ее разрешения;
  2. подбор необходимой компетентной материально-информационной базы для выявления целей поставленной задачи в условиях конкретных ситуативных колебаний;
  3. анализ и подбор наиболее актуальных и креативных методик и способов эффективного достижения поставленных задач в условиях конкуренции.

2. Требования к заданиям,

обеспечивающим практико-ориентированное обучение в Проектировании окружающей среды по специальности Дизайн

 Основываясь на критериях научной и практической значимости содержания обучения, практико-ориентированные аспекты обучения живописи  определяются как неотъемлемая часть процесса освоения обучающимися дисциплины Живопись по специальности “Дизайн (по отраслям)”, конечная цель которого заключается в формировании у них профессиональных компетенций в ходе выполнения практических проектов.

Важными отличительными особенностями практико-ориентированных заданий  по живописи в условиях среднего профессионального образования являются:

  • интеграция дисциплин художественно профессионального модуля и осознание смысловой специфики учебной деятельности;
  • приобретение профильных компетенций обучающимися средствами практик: усвоение теоретических знаний обучающимися преимущественно на практических занятиях в ходе выполнения самостоятельных аудиторных и внеаудиторных работ;
  • продуктивная значимость: познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная, получаемого результата, - что обеспечивает формирование осознанной устойчивой познавательной мотивации обучающегося и расширяет его профессиональный, общечеловеческий и культурный кругозор;
  • ситуативность обучения: условие задания сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – живописи, частично из других (смежных) предметов - рисунка, копирования, композиции, декоративно-прикладного искусства, МХК и т.д. и из жизни, на которые нет явного указания в тексте задания;
  • практико-ориентированное целеполагание: принцип сотрудничества “педагог - обучающийся”, построенный на равноправном взаимодействии в образовательном процессе педагога и обучающегося и реализуемый, например, в активном обсуждении выбора объектов и тем проектов, обусловленных положениями образовательной программы, художественного языка стилизации и творческой манеры исполнения, в ходе обсуждения работ, методов осуществления практической учебно-творческой и исследовательской деятельности обучающегося на основании положений задания, и т.д..

 

Практико-ориентированная модель такого подхода к образованию по дисциплине Проектирование объектов окружающей среды позволяет не только дать практический опыт обучающемуся, но и сформировать структуру творческой личности, позволяющую быстро и продуктивно включиться в профессиональную деятельность. Педагогическая цель любого практико-ориентированного задания - выявить способности обучающегося СПО для определения готовности к следующему этапу - осуществлению непосредственно самостоятельной профессиональной деятельности. Погружение обучающегося в решение практико-ориентированных задач позволяет педагогу проанализировать реальную картину компетенций каждого конкретного обучающегося, которым он в состоянии активно пользоваться, и, соответственно, направить собственную образовательную деятельность на расширение и обогащение этого багажа.

 Согласно представленным тезисам были разработаны критерии составления данного практико-ориентированного задания для обучающихся по ……….. в данной статье.

В практико-ориентированном задании оцениваются следующие общепрофессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

В задании оцениваются следующие профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.

ПК 1.4. Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом.

ПК 1.5. Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования.

ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования.

ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.

ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи.

ПК 1.9. Осуществлять процесс дизайн-проектирования.

ПК 1.10. Разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию.

Компетентностно-ориентированное задание

по 

ПМ.01 «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции,предметно-пространственных комплексов»

по специальности СПО 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» углубленной подготовки

Создание цветового решения интерьера на основе колористического анализа произведения фигуративной живописи.

«Маска мастера» («Колористический анализ»)

Цели задания:

Оценивает следующие компетенции:

Профессиональные: (ПК)

ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов;

ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна;

ПК 1.3 Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта;

ПК 1.4 Разрабатывать колористического решение дизайн-проекта;

ПК 1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов

Содержание компетентностно-ориентированного задания:

Внимательно прочитайте текст и выполните предложенное задание:

  1. Изучив особенности цветопластического языка мастера и колористический строй его произведения.
  2. Создать условную цветовую копию работы мастера-переложить цветовую палитру произведения  на язык укрупненных элементов и обобщённых цветов,передающих суть колористического содержания оригинала.
  3. Образцы цветов условной копии выложить в шкалу процентного содержания  работы мастера
  4. По планировке сделать изображение интерьера квартиры, выполнить его колористическое решение (может включать декоративное оформление стены -панно, с передачей объёма фактур материалов).

Этапы работы включают:

1-произведение мастера;

2-структура (линейный каркас) условной копии;

3-условная копия;

4-образцы цветов  на шкале в процентном соотношении

5-выполнение эскиза интерьера по планировке и описанию требований заказчика;

6-разработка структуры картины цветом в данном процентном  соотношении.

7-разработка декоративного оформления стены (панно, роспись) в данном стиле и колористике в виде коллажа, с возможной дорисовкой.

Время выполнения: 3,5 часа (165 минут)

При выполнении задания можно пользоваться:

  • -заготовками трафаретов декоративных элементов
  • планировки квартир с описанием требований заказчика и состава семьи
  • -красками акварельными, гуашевыми
  • -линейками
  • -карандашами
  • -листами формата  А-3
  • - канцелярским ножом
  • - резиновый клей
  • - калька

Порядок выполнения задания:

  1. Сделать обобщенную копию работы мастера
  2. Выполнить рисунок структуры (линейный каркас) условной копии
  3. Выполнить условную копию.
  4. Сделав колористический анализ,выполнить шкалу цветовых выкрасок в пропорциональном соотношении.
  5. Сделать графический  контурный рисунок интерьера по планировки квартиры с описанием состава семьи и требованиями заказчика.
  6. Выполнить колористическое  решение интерьера в том же соотношении.
  7. Разработать в данной стилистике аксессуар, предмет мебели и т. д.

.

Критерии оценивания

№ п.п.

Показатель

Критерии

Баллы

1.

Организация рабочего места

Соответствует требованиям

Не соответствует

1 балл

0 баллов

2.

Выполнение эскизного варианта-линейной копии картины

Четко, грамотно выявленная идея

Плохо выполнен(без выражения идеи)

2 балла

0 баллов

3.

Выполнение обобщенной эскизной  копии картины в цвете

Правильно передан характер картины

  Не передан характер картины

2 балла

0 баллов

4.

 Выполнение цвето-фактурной шкалы в процентном соотношении

Точное соотношение

Не точно  выполнен

3 балла 

1 балл

5.

Выполнение цветового решения интерьера соответственно характеру работы художника

Цветовое решение интерьера не соответствует характеру картины

Цветовое решение не соответствует

3 балла

1 балл

6.

Выполнение интерьера соответствует составу и требованию заказчика

Интерьер  соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

З балла

1 балл

7.

Выполнение аксессуара соответствует данной стилистике

Соответствует

 Не соответствует

3 балла

1 балл

8.

Выполнение интерьера с аксессуаром соответствует стилю и характеру картины

Работа выполнена согласно эскизу, отражает идею замысла в полной мере

Работа не достаточно продумана и не четко

5 баллов

2 балла

9.

Технологические требования выполненной работы:

- чёткие контуры в сопряжении деталей;

- ровные покрытия краской;

- аккуратно

Соответствует

Не соответствует

3 балла

1 балл

МАХ

25 баллов

Баллы

Оценка

19-22 баллов

«5»отлично

15-18 баллов

«4»хорошо

11-14 баллов

«3»удовлетворительно

Меньше 11 баллов

«2»неудовлетворительно

 

Примеры выполненных заданий

Заключение

 Как показывает практика, практико-ориентированные задания заинтересовывают и мотивируют учащихся, развивают умственную деятельность, объясняют соотношение между живописью и другими дисциплинами.

 

 Помимо достижения цели стимулирования мотивационной структуры учебной инновационной деятельности каждого конкретного обучающегося, подобные практико-ориентированные задания, представленные в данной статье, могут стать эффективным средством создания условий, предваряющих постановку как новых учебных задач , так и стать примером так называемых, внеобразовательных, - то есть реальных профессиональных задач, которые могут быть поставлены перед выпускником, завершившим обучение, в условиях постоянной конкуренции на рынке труда. Проектная составляющая практико-ориентированного задания характеризуется заранее сформированными представлениями о конечном продукте (проекте).

 Кроме того, в образовательном процессе предусмотрено и включение самостоятельной работы в предметной и межпредметной форме с несколькими условиями в задачах и требованиями других необходимых умений, не относящихся напрямую к занятиям, таким как умение работать с информацией, анализировать, выделять и отбирать главное, возможность проявить личных качества в отстаивании собственных позиций при выборе творческих средств достижения поставленных заданием целей.

 Наблюдение за процессом выполнения практико-ориентированных заданий на уроке позволяет педагогу составить карту личного багажа освоенных умений каждого отдельного обучающегося с целью направления и повышения качества его компетенций и более высокую эффективность аттестации.

Литература

  1. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. Кн.1.-М.: ВНИИТЕ, 1987. 134с.         
  2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984. 125с.
  3. Божко Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования. Харьков: Вища школа, 1984. 240с.         
  4. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования / Волкотруб И. Т. – И-во: «ВЫЩА ШКОЛА», 1988 –191 с.         
  5. Генисаретский О. Художественное         моделирование комплексного объекта         Генисаретский О. – М.: ВНИИТЭ, 1981.         
  6. Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство,         1970. 120с.         
  7. Даниленко В. Основы дизайна.- Киев, 1996.         340с.
  8. Дижур А. Л. Художественное конструирование         в социалистических странах / Дижур А. Л. – М., 1971.         
  9. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. М.: Книжный Дом         «Университет», 2000 . 200с.         
  10. Свиридов В.А., Стасюк Н.Г. Макетирование как метод развития объемно-пространственного         мышления у абитуриентов. Архитектурная         наука в МАРХИ. М.: Ладья, 1996. 186с.         
  11. Чернышев О.В. Формальная композиция.         Минск, 1999. 120с.