Формирование компетенций у обучающихся при выполнении творческих заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практико ориентированные задания по дисциплине "Проектирование" | 299.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование компетенций у обучающихся при выполнении творческих заданий
Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.
Российская образовательная система стоит на пороге очень серьезных образовательных реформ. Образование и инновации соответствуют приоритетам государства.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности студентов.
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.
Для построения практико-ориентированного образования необходим новый деятельно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоения знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение , кроме знаний, умений и навыков, опыта практической работы деятельности.
Актуальность исследования. Проблема аттестации в рамках практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но, тем не менее, и сегодня остается актуальной, так как современное образование предполагает периодическую аттестацию учащихся с учётом современных требований. Идея формирования у студентов универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.
При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и мало привлекательную деятельность. По мнению многих педагогов, учащихся можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не имеет успех. Все эти мысли обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках живописи является включение в систему аттестации практико-ориентированных заданий.
Под практико-ориентированными заданиями будем понимать задания, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств,
взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретенных знаний в практических целях принадлежит изучению курса живописи, поскольку универсальность методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения живописи и отсутствие системы практико-ориентированных интересных и увлекательных заданий для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.
Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для проведения аттестации учащихся.
Объект исследования – процесс аттестации по Проектированию объектов окружающей среды в группах Дизайн (по отраслям).
необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического опыта проектирования жилого пространства
Предмет исследования – структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения эффективности аттестации в процессе обучения проектированию жилой среды.
Автор и разработчик: Карташова Н.Ю.
Введение
Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС третьего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.
Целью государственной политики в области образования является повышение качества образования в соответствии с требованиями экономики, расширение использования современных образовательных технологий и повышение компетентности студентов.
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) ставит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций.
Практико-ориентированные подходы к образованию связаны с организацией учебной, производственной и преддипломной практики обучающегося с целью становления его профессиональной компетенции: его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом и промышленностью, становление его субъектом профессиональной деятельности. Наиболее эффективным можно считать внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по выбранной специальности. Стоит обратить внимание, что становление практико-ориентированного образования неразрывно связано с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин, посредством применения профессионально-ориентированных методик и технологий обучения.
Практико-ориентированная образовательная деятельность строится на
оптимальной взаимосвязи компонентов, структура которых продиктована базисным общим образованием с профессионально-прикладной направленностью.
Актуальность исследования. Проблема аттестации в рамках практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но, тем не менее, и сегодня остается актуальной, так как современное образование предполагает периодическую аттестацию учащихся с учётом современных требований. Идея формирования у студентов универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС.
При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и мало привлекательную деятельность. По мнению многих педагогов, учащихся можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не имеет успех. Все эти мысли обусловили актуальность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках живописи является включение в систему аттестации практико-ориентированных заданий.
Под практико-ориентированными заданиями будем понимать задания, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств,
взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению курса по Проектированию Объектов Окружающей среды, поскольку универсальность методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью применения практико-ориентированного обучения для успешного изучения Проектирования Объектов Окружающей среды и отсутствие системы практико-ориентированных интересных и увлекательных заданий для учащихся, которые бы способствовали повышению мотивации.
Цель исследования: разработать задания с практико-ориентированным содержанием для проведения аттестации учащихся по какому предмету
Объект исследования – процесс аттестации по предмету Проектирование Объектов Окружающей Среды в группах по специальности Дизайн (по отраслям),
необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического опыта проектирования жилого пространства.
Предмет исследования – структура, содержание практико-ориентированных заданий и методы их использования с целью повышения эффективности аттестации в процессе обучения проектированию жилой среды.
Теоретическая значимость:
- ⮚ выявлена возможность использования практико-ориентированных заданий, как средство повышения эффективности аттестации при обучении живописи на занятиях;
⮚ разработаны критерии построения практико-ориентированного задания.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны: система практико-ориентированных заданий, обеспечивающая развитие эффективности и повышающая профессиональные качества практической деятельности учащихся, и методика обучения решению таких заданий. Эти материалы могут быть использованы в практической деятельности при работе на уроках по живописи в рамках обучения по специальности Дизайн (по отраслям).
- 1. Понятие практико-ориентированного задания.
В настоящее время широко применяется термин «задание», как в жизни, так и в науке. Этим термином обозначаются многие и весьма различные понятия, но на сегодняшний день нет общего определения понятия «задание». В учебно-педагогической литературе встречаются самые разнообразные подходы к понятию задание. В данной работе под термином «задание» будем рассматривать проблемную ситуацию, включающую цель и условия для ее достижения.
Под практико-ориентированным заданием понимается, прежде всего, задача, которая имеет чёткую практическую привязку.
Практико-ориентированные задания – это задания из окружающей действительности, которые тесно связаны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Цель этих заданий – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задания помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в коллективе, развить умение отстаивать свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности.
Как показывает опыт, технология обучения с применением практико-ориентированных заданий, позволяет превратить учеников из пассивного объекта педагогического воздействия в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
Постоянное применение практико-ориентированных заданий при обучении Дизайн-композиции и Проектировании окружающей среды, позволит учащемуся закрепить и углубить теоретические и практические знания, овладеть умениями и навыками в практической деятельности, научиться связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, выявлять наиболее креативные аспекты решения, проявлять инициативу и самостоятельность.
При составлении практико-ориентированного задания был выделен определенный алгоритм направления вектора деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса:
- адаптивное преобразование задания под конкретную жизненную ситуацию с выделением фактов из изучаемой темы для ее разрешения;
- подбор необходимой компетентной материально-информационной базы для выявления целей поставленной задачи в условиях конкретных ситуативных колебаний;
- анализ и подбор наиболее актуальных и креативных методик и способов эффективного достижения поставленных задач в условиях конкуренции.
2. Требования к заданиям,
обеспечивающим практико-ориентированное обучение в Проектировании окружающей среды по специальности Дизайн
Основываясь на критериях научной и практической значимости содержания обучения, практико-ориентированные аспекты обучения живописи определяются как неотъемлемая часть процесса освоения обучающимися дисциплины Живопись по специальности “Дизайн (по отраслям)”, конечная цель которого заключается в формировании у них профессиональных компетенций в ходе выполнения практических проектов.
Важными отличительными особенностями практико-ориентированных заданий по живописи в условиях среднего профессионального образования являются:
- интеграция дисциплин художественно профессионального модуля и осознание смысловой специфики учебной деятельности;
- приобретение профильных компетенций обучающимися средствами практик: усвоение теоретических знаний обучающимися преимущественно на практических занятиях в ходе выполнения самостоятельных аудиторных и внеаудиторных работ;
- продуктивная значимость: познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная, получаемого результата, - что обеспечивает формирование осознанной устойчивой познавательной мотивации обучающегося и расширяет его профессиональный, общечеловеческий и культурный кругозор;
- ситуативность обучения: условие задания сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – живописи, частично из других (смежных) предметов - рисунка, копирования, композиции, декоративно-прикладного искусства, МХК и т.д. и из жизни, на которые нет явного указания в тексте задания;
- практико-ориентированное целеполагание: принцип сотрудничества “педагог - обучающийся”, построенный на равноправном взаимодействии в образовательном процессе педагога и обучающегося и реализуемый, например, в активном обсуждении выбора объектов и тем проектов, обусловленных положениями образовательной программы, художественного языка стилизации и творческой манеры исполнения, в ходе обсуждения работ, методов осуществления практической учебно-творческой и исследовательской деятельности обучающегося на основании положений задания, и т.д..
Практико-ориентированная модель такого подхода к образованию по дисциплине Проектирование объектов окружающей среды позволяет не только дать практический опыт обучающемуся, но и сформировать структуру творческой личности, позволяющую быстро и продуктивно включиться в профессиональную деятельность. Педагогическая цель любого практико-ориентированного задания - выявить способности обучающегося СПО для определения готовности к следующему этапу - осуществлению непосредственно самостоятельной профессиональной деятельности. Погружение обучающегося в решение практико-ориентированных задач позволяет педагогу проанализировать реальную картину компетенций каждого конкретного обучающегося, которым он в состоянии активно пользоваться, и, соответственно, направить собственную образовательную деятельность на расширение и обогащение этого багажа.
Согласно представленным тезисам были разработаны критерии составления данного практико-ориентированного задания для обучающихся по ……….. в данной статье.
В практико-ориентированном задании оцениваются следующие общепрофессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. В задании оцениваются следующие профессиональные компетенции: ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия. ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования. ПК 1.4. Владеть основными принципами, методами и приемами работы над дизайн-проектом. ПК 1.5. Владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования. ПК 1.6. Учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования. ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла. ПК 1.8. Находить художественные специфические средства, новые образно-пластические решения для каждой творческой задачи. ПК 1.9. Осуществлять процесс дизайн-проектирования. ПК 1.10. Разрабатывать техническое задание на дизайнерскую продукцию. |
Компетентностно-ориентированное задание
по
ПМ.01 «Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции,предметно-пространственных комплексов»
по специальности СПО 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» углубленной подготовки
Создание цветового решения интерьера на основе колористического анализа произведения фигуративной живописи.
«Маска мастера» («Колористический анализ»)
Цели задания:
Оценивает следующие компетенции:
Профессиональные: (ПК)
ПК 1.1 Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов;
ПК 1.2 Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна;
ПК 1.3 Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта;
ПК 1.4 Разрабатывать колористического решение дизайн-проекта;
ПК 1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов
Содержание компетентностно-ориентированного задания:
Внимательно прочитайте текст и выполните предложенное задание:
- Изучив особенности цветопластического языка мастера и колористический строй его произведения.
- Создать условную цветовую копию работы мастера-переложить цветовую палитру произведения на язык укрупненных элементов и обобщённых цветов,передающих суть колористического содержания оригинала.
- Образцы цветов условной копии выложить в шкалу процентного содержания работы мастера
- По планировке сделать изображение интерьера квартиры, выполнить его колористическое решение (может включать декоративное оформление стены -панно, с передачей объёма фактур материалов).
Этапы работы включают:
1-произведение мастера;
2-структура (линейный каркас) условной копии;
3-условная копия;
4-образцы цветов на шкале в процентном соотношении
5-выполнение эскиза интерьера по планировке и описанию требований заказчика;
6-разработка структуры картины цветом в данном процентном соотношении.
7-разработка декоративного оформления стены (панно, роспись) в данном стиле и колористике в виде коллажа, с возможной дорисовкой.
Время выполнения: 3,5 часа (165 минут)
При выполнении задания можно пользоваться:
- -заготовками трафаретов декоративных элементов
- планировки квартир с описанием требований заказчика и состава семьи
- -красками акварельными, гуашевыми
- -линейками
- -карандашами
- -листами формата А-3
- - канцелярским ножом
- - резиновый клей
- - калька
Порядок выполнения задания:
- Сделать обобщенную копию работы мастера
- Выполнить рисунок структуры (линейный каркас) условной копии
- Выполнить условную копию.
- Сделав колористический анализ,выполнить шкалу цветовых выкрасок в пропорциональном соотношении.
- Сделать графический контурный рисунок интерьера по планировки квартиры с описанием состава семьи и требованиями заказчика.
- Выполнить колористическое решение интерьера в том же соотношении.
- Разработать в данной стилистике аксессуар, предмет мебели и т. д.
.
Критерии оценивания
№ п.п. | Показатель | Критерии | Баллы |
1. | Организация рабочего места | Соответствует требованиям Не соответствует | 1 балл 0 баллов |
2. | Выполнение эскизного варианта-линейной копии картины | Четко, грамотно выявленная идея Плохо выполнен(без выражения идеи) | 2 балла 0 баллов |
3. | Выполнение обобщенной эскизной копии картины в цвете | Правильно передан характер картины Не передан характер картины | 2 балла 0 баллов |
4. | Выполнение цвето-фактурной шкалы в процентном соотношении | Точное соотношение Не точно выполнен | 3 балла 1 балл |
5. | Выполнение цветового решения интерьера соответственно характеру работы художника | Цветовое решение интерьера не соответствует характеру картины Цветовое решение не соответствует | 3 балла 1 балл |
6. | Выполнение интерьера соответствует составу и требованию заказчика | Интерьер соответствует требованиям Не соответствует требованиям | З балла 1 балл |
7. | Выполнение аксессуара соответствует данной стилистике | Соответствует Не соответствует | 3 балла 1 балл |
8. | Выполнение интерьера с аксессуаром соответствует стилю и характеру картины | Работа выполнена согласно эскизу, отражает идею замысла в полной мере Работа не достаточно продумана и не четко | 5 баллов 2 балла |
9. | Технологические требования выполненной работы: - чёткие контуры в сопряжении деталей; - ровные покрытия краской; - аккуратно | Соответствует Не соответствует | 3 балла 1 балл |
МАХ | 25 баллов |
Баллы | Оценка |
19-22 баллов | «5»отлично |
15-18 баллов | «4»хорошо |
11-14 баллов | «3»удовлетворительно |
Меньше 11 баллов | «2»неудовлетворительно |
Примеры выполненных заданий
Заключение
Как показывает практика, практико-ориентированные задания заинтересовывают и мотивируют учащихся, развивают умственную деятельность, объясняют соотношение между живописью и другими дисциплинами.
Помимо достижения цели стимулирования мотивационной структуры учебной инновационной деятельности каждого конкретного обучающегося, подобные практико-ориентированные задания, представленные в данной статье, могут стать эффективным средством создания условий, предваряющих постановку как новых учебных задач , так и стать примером так называемых, внеобразовательных, - то есть реальных профессиональных задач, которые могут быть поставлены перед выпускником, завершившим обучение, в условиях постоянной конкуренции на рынке труда. Проектная составляющая практико-ориентированного задания характеризуется заранее сформированными представлениями о конечном продукте (проекте).
Кроме того, в образовательном процессе предусмотрено и включение самостоятельной работы в предметной и межпредметной форме с несколькими условиями в задачах и требованиями других необходимых умений, не относящихся напрямую к занятиям, таким как умение работать с информацией, анализировать, выделять и отбирать главное, возможность проявить личных качества в отстаивании собственных позиций при выборе творческих средств достижения поставленных заданием целей.
Наблюдение за процессом выполнения практико-ориентированных заданий на уроке позволяет педагогу составить карту личного багажа освоенных умений каждого отдельного обучающегося с целью направления и повышения качества его компетенций и более высокую эффективность аттестации.
Литература
- Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. Кн.1.-М.: ВНИИТЕ, 1987. 134с.
- Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М.: Стройиздат, 1984. 125с.
- Божко Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования. Харьков: Вища школа, 1984. 240с.
- Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования / Волкотруб И. Т. – И-во: «ВЫЩА ШКОЛА», 1988 –191 с.
- Генисаретский О. Художественное моделирование комплексного объекта Генисаретский О. – М.: ВНИИТЭ, 1981.
- Глазычев В. О дизайне. М.: Искусство, 1970. 120с.
- Даниленко В. Основы дизайна.- Киев, 1996. 340с.
- Дижур А. Л. Художественное конструирование в социалистических странах / Дижур А. Л. – М., 1971.
- Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. М.: Книжный Дом «Университет», 2000 . 200с.
- Свиридов В.А., Стасюк Н.Г. Макетирование как метод развития объемно-пространственного мышления у абитуриентов. Архитектурная наука в МАРХИ. М.: Ладья, 1996. 186с.
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Минск, 1999. 120с.