Творчество Джорджа Лукаса

 

Джордж Лукас один из самых известных режиссеров, сценаристов и продюсеров нашего времени. Он начал свою карьеру в кинематографе с полнометражного фильма, снятого в 1971 году «ТНХ 1138». Это фильм - фантастика об антиутопическом государстве.  Уже в этом фильме прослеживается определенный стиль Лукаса, его стремление к жанру фантастике. Фильм снят на основе раннего студенческого пятнадцатиминутного фильма Лукаса «Electronic Labyrinth THX 1138:4EB», снятого в 1967 году. Полнометражный  фильм был снят  при поддержке и под покровительством Фрэнсиса Копполы – выдающегося американского режиссера, снявшего знаменитый фильм «Крестный отец».  Коппола был продюсером Дж. Лукаса в фильме «ТНХ 1138».

Сценарий фильма «ТНХ 1138» был проработан Джорджем Лукасом еще в студенческие годы, именно этот фильм стал его выпускной работой. Первоначальная реакция критиков была негативной, их не устроило то, что фильм начинался с титров, это было новизной, потому что до этого ни один фильм не начинался с титров, поэтому это было воспринято негативно. Хотя подобная идея размещения титров была использована уже позже в «Звездных войнах». Эта картина, снятая за очень маленький бюджет и не признанная критиками сразу, была признана талантливой спустя годы.

Но главным творением Джорджа Лукаса ститается его фантастическая сага «Звездные войны».  Первый фильм из этой саги был снят в 1977 году и назывался «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». В этом фильме Дж.Лукас выступает и как режиссер, и как сценарист, и как монтажер. Контролировать все фильмопроизводство на всех его стадиях - это одна из особенностей Лукаса.

Джордж Лукас, попав в Голливудскую систему кинопроизводства – вырвался из нее и создал свою собственную систему, при которой он выступает и как режиссер, продюсер, сценарист, и даже как автор спецэффектов, как например, в фильме «Звездные войны».  Дж. Лукас организовал свою собственную студию спецэффектов Industrial Light and Magic. Эта компания была популярна благодаря большому количеству новаций и экспериментов с техническими возможностями и в области компьютерной графики.  Благодаря работе этой студии Джордж Лукас  долгое время диктовал моду на спецэффекты в Голливуде. Хотя изначально, когда он только создал эту студию для работы над первым фильмом «звездных войн», он не был уверен, что эта студия будет существовать дальше, но после ошеломляющего успеха фильма Лукас сразу занялся студией и сделал ее серьезной постоянной компанией. Стремление к спецэффектам – это еще одна характерная черта в творчестве Лукаса, именно поэтому он даже создал свою компанию по спецэффектам.

Еще одной особенностью  творчества Джорджа Лукаса было его стремление получить максимальную прибыль от своей работы в кино. Он породил новую  концепцию кино, когда фильм воспринимается в рамках франшизы.  Его кинофраншиза «Звездные войны» считается одной из самых успешных в мире. 

Так же специфика творчества Лукаса заключается в его стремлении снимать фильмы – блокбастеры, ориентированные на массовую культуру и на желания массового зрителя.

Джордж Лукас стал чуть ли не первооткрывателем в Новом Голливуде.  Он один из первых сообразил, что чтобы получить  от кино хорошую прибыль, фильм должен быть выполнен как франшиза, и представлять собой не только фильм, но и сопутствующие товары, такие как рекламные постеры, различные предметы обыденной жизни и развлечений. Так же фильм должен быть ориентирован на массовую подростковую аудиторию не только своей страны,  но на аудиторию мировую.  Для этого нужно было преодолеть классический нарратив о насущных проблемах данной страны, и создать историю рассказывающую что-то общее, что-то, что будет ориентировано на молодых людей по всему миру, что-то , что будет нужно и будет услышано каждым. Так Джордж Лукас и придумал сказочную , фантастическую историю, которая, если говорить упрощенно, о борьбе добра со злом.

 Так же, для того, чтобы фильм был воспринят большим числом подростков, Лукас использует большое количество спецэффектов, его принцип заключается в том, что спецэффекты делали из мифических персонажей- как будто настоящих, живых. Джордж Лукас вообще отдавал большое значение новым возможностям техники и всячески изучал ее и использовал в своих фильмах. Но, не смотря на обилие спецэффектов, «в блокбастерах Лукаса зрелищность не затмила нарратив, а изменила его в пользу так называемого зрелищного нарратива» (1)

В фильме, который должен принести большую прибыль, по представлениям Лукаса Дж. , должны быть затронуты актуальные общественные темы такие, как политика, религия, эзотерика, либо иные философские мысли и течения. Фильм должен быть живым, не просто повествование, а фильм, в котором есть «задел» на продолжение. Чтобы зритель ждал продолжения, чтобы история не кончалась в конце просмотра, а давала надежду на свою реализацию дальше. Изначально фильм «Звездные войны» был продуман, как очень доходная франшиза, фильм был задуман как долгосрочная идея, которая будет реализоваться частями. Фильм построен на определенных блоках, который содержит определенных героев и образы, каждый из которых можно реализовывать дальше. И это большой задел на производство и на прибыль от фильма и идеи.

Как я уже говорила выше, одной из особенностей и специфик работы Джорджа Лукаса было то, что он старался участвовать и контролировать производство фильма на всех его этапах, тем самым  сохраняя целостность своей идеи. Если смотреть на примере «Звездных войн», то не смотря на то, что 2 части были сняты другими режиссерами, совершенно не замечается это во время просмотра, так как сохранены главные принципы Лукаса. Музыкальное сопровождение,  спецэффекты сделаны на той же студии – Industrial Light and Magic.

Всего снято 6 частей «Звездных войн». Сняты они не во временном порядке, что немного напоминает построение глав в «Герое нашего времени» Лермонтова. По году выпуска они идут в таком порядке: «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда» 1977, «Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» 1980, «Звёздные войны. Эпизод VI. Возвращение джедая» 1983, «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза» 1999, «Звёздные войны. Эпизод II. Атака клонов» 2002, «Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов» 2005. В первом фильме Джордж Лукас выступал и как режиссер, и как сценарист, и как монтажер. Во втором и третьем фильме режиссерами были в одном фильме - Ирвин Кершнер, а в другом – Ричард Маркаунд, а Джордж Лукач был в качестве продюсера и сценариста. В четвертом, пятом и шестом  фильме Лукас всю работу взял опять на себя: работал над фильмами как продюсер, режиссер и сценарист.

Джордж Лукас, чтобы заново получить успех у зрителя переработал отснятые «Звездные войны», включил в них дополнительные сцены и новые спецэффекты. А в  1999 году появился ожидавшийся долгое время приквел к предыдущим частям, где Лукас выступил как режиссер, автор сценария и продюсер.

После съемки первых трех фильмов киносаги «Звездные войны» Джордж Лукас начинает активно заниматься продюсированием. В это же время Лукас принимает участие в создании сценария первого из приключенческих фильмов об Индиане Джонсе «В поисках утраченного ковчега» Стивена Спилберга. Идея создания фильмов об Индиане Джонсе возникла у Лукаса еще в первой половине 1970-х годов. Так же Джордж Лукас принимал активное участие и в создании других фильмов об Индиане Джонсе. Он был продюсером и участвовал в написании сценария фильмов об Индиане Джонсе «Индиана Джонс и храм судьбы» 1984 и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» 1989 года.

В конце 1990-х годов и начале 2000-х годов при активном участии Дж. Лукаса в качестве сценариста и продюсера был снят телевизионный сериал «Приключения молодого Индианы Джонса». В 2008 году были досняты продолжения фильмов об Индиане Джонсе — картина «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Она так же, как и прошлые части Индианы Джонса  была снята Спилбергом и спродюсирована Джорджом Лукасом.

После того, как Джордж Лукас продал компании Disney свою корпорацию Lucasfilm, студия сообщила о намерении выпустить седьмой эпизод «Звездных войн» ориентировочно в 2015 году. Поклонники очень ждут выход нового эпизода.

Но изначально, работая над первой картиной, Джордж Лукас хотел создать фантастическую историю для подростков, повествующую о борьбе добра со злом. И хотел создать историю, которая будет не одним фильмом,а целой сагой из нескольких частей. Придумывая идею, Джордж Лукас сновывался на историческом и литературном мировом опыте. Он черпал идеи по частям из разных областей знаний: из истории, религии, политики, знания из разных временных периодов. И это было очень удобно использовать в фильме, начиная каждую главу словами «Давным-давно в далекой галактике…» и дальше можно было комбинировать полученные знания  и исторический опыт по своему усмотрению, так как сама заявка говорит о сказочности предстоящего сюжета.

Формирование идеи в каждом эпизоде «Звездных воин» происходит, как мифологическое отражение реальной политической обстановки в мире, и если в первых сериях эта политика была оправдана, то начиная со «Скрытой угрозы» и «Атаки клонов» реальная обстановка в мире изменилась и появилась необходимость искать новые образы врага. Но сквозь все фильмы этой саги проходит идеи Лукаса о защите демократии. В статье А.А.Артюх и Д.Комма в своей статье «политический эпизод» рассматривают отражение политической ситуации в фильме и реальное мировое состоянии политики. «Если ранние «Звездные войны» всего лишь эксплуатировали уже существующие политические реалии для большей увлекательности зрелища, то в «Атаке клонов» очевидна попытка режиссера смоделировать возможные последствия нынешней политической ситуации. По сути, «Атака клонов» — самый политически острый фильм из всего сериала, являющийся не столько артефактом, сколько актом гражданского долга.»(2)

 И поскольку реальный враг исчезает (распад СССР), то приходится говорить о каком-то мифическом внутреннем враге. ««Атака клонов» заставляет зрителя подозревать, что враг таится внутри самой Республики, плетет интриги, дезориентирует джедаев и стремится к укреплению авторитарной власти»(3). И это обстоятельство очень напоминает тоталитарный режим, когда образ врага создается государством искусственно, хотя бы ради того, чтобы завуалировать свои собственные промахи.

По словам Джорджа Лукаса, идея фильма «Звездные войны» возникла под влиянием исследований Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии и под впечатлением от фильмов Куросавы.

Началом истории «Звёздных войн» принято считать 1976 год. Именно тогда появилась одноимённая книга А. Д. Фостера и Дж. Лукаса, повествующая о событиях «Эпизода IV: Новая надежда».

Когда Джордж Лукас предоставил сценарий на студию «20th Century Fox»  они взяли его с неохотой, боясь провала фильма, именно поэтому Лукас заключил с ними контракт, отказавшись полностью от режиссерского гонорара, но зато сохранив за собой право на выручку от всех сопутствующих товаров и от следующих эпизодов. Но продюсеры, опасаясь провала фильма в прокате и вообще провала этой идеи, сначала выпустили книгу раньше, чтобы оценить её успешность у читателя. После того, как книга была признана и даже получила премию «Хьюго», продюсеры взялись за этот фильм. 

Джордж Лукас создал блоковый фильм, где в каждом блоке есть свои герои, взяв которых можно развернуть новую историю или продолжить старую, этим он дает себе возможность продолжать работу с этой франшизой, не бросая ее на одном эпизоде.

Весь проект представляет из себя киноэпопею из шести полнометражных фильмов, нескольких телефильмов и анимационных сериалов, романы, повести и рассказы, комиксы и журналы, энциклопедии и художественные альбомы, литературу по ролевым играм, игрушки, компьютерные игры, множество сопутствующих товаров. Вся эта продукция выпускается по официальной лицензии «Lucasfilm».

 

Весь скелет повествования представляет из себя конструкцию: основная трилогия: Эпизоды 4, 5 и 6, трилогия- приквел, которая состоит из эпизодов 1, 2 и 3, и планирующаяся трилогия- сиквел, состоящая из эпизодов 7 ( который должен выйти в 2015) и еще не снятые 8 и 9 эпизоды.

В 2012 году на киноэкраны вышел обновлённый вариант первого эпизода — в 3D.

 У Джорджа Лукаса получилась фантастическая сага, которая нашла свое продолжение уже за гранью кино: создано множество комиксов, книг, видеоигр и даже снято много авторских продолжений этой фантастической космической истории. Не смотря на то, что вся эта космическая сага является мейнстримом, она оказала огромнейшее влияние на современную западную культуру, вошла в число шедевров научно-фантастического кино нашего времени. Хотя Александр Павлов в «Искусство кино» рассуждал о том, что можно считать культовым кино, какое кино может называться таковым. И о «Звездных войнах» он писал, что: «Вообще считается, что мейнстримные картины, например «Матрица» или «Титаник», не могут быть культовыми. Однако в тот момент, когда массовый фильм лишается популярности и, скажем, выбывает из анналов классики, его иногда присваивают те или иные группы. Так случилось со «Звездными войнами», фактически ставшими основой «псевдорелигии» для многих фанатов фантастики. То же с сериалами и сиквелами: изначально они не могут быть культовыми только потому, что являются таковыми». «А чтобы войти в историю культового кинематографа, нужно пройти проверку временем и сохранить любовь самых преданных поклонников, что сделали, например, «Звездные войны»». «Звездные войны» - стали культовым кино, у которого очень много поклонников разных возрастов, не смотря на то, что изначально фильм был ориентирован на подростков.

Эта сага оказала огромное влияние на массовую культуру, благодаря этой саге множество людей объединилось в различные тематические фан-клубы, клубы ролевых реконструкций, массовые клубы, где пишут различные продолжения этой саги.  Космическая киноэпопея положила начало целому одноимённому фантастическому поджанру в кинематографе. Этот проект оказался так популярен, что его название общественность перенесла на американскую правительственную программу «СОИ — Звёздные войны». Некоторыми любителями фехтования была разработана целая  система фехтования в стилистике фильма — саберфайтинг. Кроме того, на основе этой киноэпопеи возникло новое религиозное течение под названием «джедаизм», отцом которой приверженцы этого течения считают самого Джорджа Лукаса.

Изучая творчество Джорджа Лукаса, я наткнулась на одну очень интересную критическую статью. Она может быть очень полезной, если смотреть и сравнивать впечатления различных государств от выхода в прокат «Звездных войн». Эта статья написана 1977 году в Советском Союзе. Сейчас ее можно воспринимать исключительно с юмором. Но не использовать ее было бы обидно.

Если говорить о космической галактике, созданной Джорджем Лукасом, то можно говорить о том, что он пытается воплотить в реальность новый мир по средствам старых клеше и знаков. Весь фильм наполнен цитатами из различных наших культурных и исторических моментов: будь то закон номер 66, который сразу относит нас к восприятию сочетания нескольких шестерок, сами джедаи ( как-то сразу ассоциативно сравниваются с самураями), республика и государства, демократия.. никаких новых форм власти, все то, что уже есть в  нашем мире. И вот например народ Jar-jar, который живет «под колпаком», сразу ассоциация с «железным занавесом» в СССР. И такими примерами наполнен весь фильм, включая сходство некоторых героев с реальными персонажами нашей истории. 

Получается, что сага «Звездные войны» - это мифопоэтическая история нашего реального мира, реальной политической обстановки, и предполагаемый исход этой ситуации.

Без сомнения можно сказать, что Джордж Лукас является новатором в современном кинематографе. Он открыл Голливуду новую дорогу в технологически продвинутое кино, показал, как могут украсить кинематограф спецэффекты. Он достиг невероятного успеха благодаря своему внутреннему чутью времени, он в нужный момент осознал, что хочет зритель видеть на экране, от чего он устал и чего ему не хватает. И так же он один из первых стал так успешно работать в новом формате кинопроизводства. Он построил огромную  кинофраншизу, сделавшую его очень богатым и состоятельным человеком. Джордж Лукас сейчас один из самых известных режиссеров, сценаристов и продюсеров современности.

Джордж Лукас снимал множество картин, особенно в юные годы, но картины принесшие ему славу – это космическая сага «Звездные войны» и фильмы «Американское граффити», «ТНХ 1138», но после 4 эпизода «Звездных войн» Джордж Лукас выступал лишь в качестве продюсера или сценариста,  но как режиссер он больше не работал, лишь в оставшихся эпизодах «Звездных войн».  Джордж Лукас по праву считается великим новатором и сказочником современного кинематографа. Он стоял у истоков зарождения кинематографа 21-го века. И именно он придумал и воплотил в реальность  сказку для взрослых и детей, где виртуальная реальность преобладает над подлинной. Во всех фильмах Лукаса прослеживается  одна нота, задающая тон его фильмам  - фантастический невероятный образ будущего и ностальгия по прошлому и ушедшему.

Фильмов по мотивом космических галактик есть огромное множество, об фантастических государств итд, но фильм Джорджа Лукаса «звездные войны» отличает от подобных фильмов то, что в этом фильме необычное художественное решение, невероятные картины, достигнутые благодаря последнему слову техники и при помощи компьютера. Ошеломляющие «космические пейзажи», лазерные дуэли, межпланетные и межгалактические корабли парящие из галактики в галактику, роботы и необыкновенные существа – все это ярко оттенило работу Джорджа Лукаса от работ других режиссеров.

 

Цитаты:

1.    Александр Павлов «Культура культа»- Искусство кино. 2011 №11 ноябрь

2.    А.Артюх и Д.Комм :««Звездные войны». Политический эпизод» - «Искусство кино» 2002 №9 сентябрь

3.    А.Артюх и Д.Комм :««Звездные войны». Политический эпизод» - «Искусство кино» 2002 №9 сентябрь

 

Список литературы и источников:

1.    Человек-корпорация. Портрет Джорджа Лукаса – А.Артюх, «Искусство кино» 2013 №6 июнь

2.    http://starwars.com/ - официальный сайт Звездных войн

3.    http://starwars.wikia.com/wiki/Main_Page - проект, посвященный Звездным Войнам

4.    «Звездные войны». Политический эпизод – А.Артюх и Д.Комм , «Искусство кино» 2002 №9 сентябрь

5.    День, когда умерло кино. О (потенциальной) смерти великого американского кинематографа -  Марк Харрис, «Искусство кино» 2012 №2 февраль

6.    Культура культа – Александр Павлов, «Искусство кино» 2011 №11 ноябрь

7.    Время конгломератов – А.Артюх, «Искусство кино» 2010

8.    http://ru.starwars.wikia.com/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81

9.    http://www.rogerebert.com/reviews/star-wars-1977