Взаимовлияние социокультурной среды и изобразительного искусства
В статье описывается взаимодействие социокультурной среды и изобразительного искусства, в контексте развития художника и общества.
Ключевые слова: социокультура, изобразительное искусство, художник.
Для изобразительного искусства характерны произведения,
эстетическая ценность и образность которых воспринимается визуально (зрительно)»
- «История искусств» .С.Кухт.
Изобразительное искусство — это то творчество, которое человек может выразить самыми разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими, фотографическими, цифровыми.
На заре своего развития, познавая и осмысливая окружающий мир в процессе труда и общения с природой, в человеке открылись творческие способности, которые сформировались в особую форму общественного сознания - Искусство. Оно, искусство, было необходимо людям, как средство познания предметного мира, и как средство познания самого себя и своего места в этом мире. В последующем искусство стало формировать у человека эстетические способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и оценивать прекрасное в окружающей действительности. И затем, трансформируя информацию через призму собственного индивидуального мировоззрения вкладывать ее в каждое изображение, транслируя всему миру свои личные мысли и чувства.
"С помощью цвета, форм, объемов, фактур, создатель произведения искусства, вызывает у воспринимающего ощущения, выработанные его жизненным опытом при встрече с синим и желтым, прямым и кривым, огромным и маленьким, резким и мягким, ритмичным и неритмичным. Эти аксиомные ощущения автор ставит в новые комбинации, сталкивает, противопоставляет, усиливает повторами, продлевает или нарушает, возбуждая у воспринимающего эмоции, часто совсем не поддающиеся словесному определению... Сила искусства грандиозна. Влияние его на социальную жизнь общества невероятно. Куда больше чем мы думаем." – Кухт, М.С. История искусств.
Со временем развиваясь в новые формы, искусство изображения приобретало правила и законы, которые сформировали новый культурный слой общества. Так, например, художники изображая увиденную ими красоту реального мира, часто противоречили своими картинами нормам своего времени. Но именно так художники сформировали новый образ человека в обществе, человека реального. И этот образ в свою очередь повлиял на культуру и мировоззрение цивилизации в целом.
В. Маковский "Играющие дети"1890 г.
Г.Мясоедов "Страдная пора" 1887 г.
Выходит, что изобразительное искусство - это очень мощное средство воздействия на общество. То есть картины, созданные на основе нового сюжета, формируют новое общественное сознание и новое мировоззрение человека. И уже сформированные ценности выражаются в нормах поведения, поступках и отношениях между людьми, которые в свою очередь создают новую социокультурную среду. Так художник влияет на социокультурную среду.
К сожалению, многие современные деятели искусства, с целью заработать деньги, используют различные средства массовой информации для демонстрации таких произведений искусства, которые должны завоевать массы человеческого сознания, и принести доходы автору, или группе авторов. И, как правило, такие произведения часто создаются на основе грубого животного сюжета, лишенного всякой нравственности. Дети впитывают эту лезущую из компьютеров, телевизоров, смартфонов, информацию, и находясь без контроля со стороны взрослых, воспринимают увиденное как норму общества, совершенно не понимая где хорошо, а где плохо.
"Очень много зла принесло и приносит людям искусство, и потому так важно и так необходимо понять и ощутить, как грандиозно добро, которое оно несет людям".– Костерин, Н. П. Учебное рисование.
Но художник не живет сам по себе, в изоляции от общества, он создает под воздействием общественных идей и потребностей, которые формируют его творческие и нравственные идеалы. И каждый художник, как бы ни был неповторим, живет рядом с тысячами людей, в своей социокультурной среде. Он неотделим от общества и мира, и общение с этим миром очень сильно влияет на его творчество.
Среда – это, то окружение, которое оказывает значительное воздействие на формирование и развитие личности, а культура – это высший процесс проявления творческих способностей человека и общества.
Социокультурная среда — это совокупность тех общепринятых норм, традиций, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которые создавались в процессе проявления высших творческих способностей человека. Социокультурная среда, начинается с размеров всего окружающего мира, как основы духовной атмосферы эпохи, и сужается до размеров страны, семьи и близкого круга общения. Всякая социокультурная среда стремится сохранить и передать свой накопленный опыт последующим поколениям посредством системы образования и культуры и тем самым оказывает влияние на развитие общества, а так же на отдельных его представителей. Так художники, находясь под влиянием своего общества, изображают то, что свойственно их социокультурной среде.
С древнейших времен человек изображал окружающий его мир. А поскольку мир древнего человека был ограничен функцией выживания, то познание им мира сводилось к изучению системы охоты на животных, явлений природы и взаимодействиями с другими людьми, что оказало огромное влияние на творческий выбор древнего художника. Что мы и видим в наскальных росписях древнего мира. Так начиналось влияние окружающей среды на выбор художника.
Бизон. Пещера Альтамира. Фрагмент
Поздний палеолит. Венера с кубком.
Человечество постепенно развивалось, развивались и социально культурные отношения, которые стали носить разнообразный мифологический или религиозный характер. И изобразительное искусство как зеркало, отображая в себе все процессы, происходящие в человеческом обществе, формирует следующий социокультурный слой времени.
В каждой эпохе, и в каждой стране свои религиозные представления, изображались художниками или скульпторами в соответствии с изобразительными канонами времени и национальных традиций. Искусство средних веков или античности, искусство западных стран или восточных, любое искусство выражает идеи и ценности своего времени и своего мира.
Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" 1495—97г
Фра Филипо Липпи - "Мадонна" 1406 - 69г
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. "Средняя часть деисусного чина архангел Михаил,Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил"1408г.
Ф. Грек"Богоматерь"1392г
Таким образом, получатся, что социально общественные процессы, такие как: религия, культура, национальные традиции и другие факторы в жизненном пространстве художника, активно влияют на выбор художника и формируют его творчество в целом.
На сегодняшний день с развитием цивилизации и под воздействием современных технологий, информатизации, компьютеризации и развитием цифрового общества, изменяются и усложняются все общественные (социокультурные) процессы, которые в свою очередь очень сильно влияют на современное изобразительное искусство и культуру в целом. Особенно сильно заметно влияние современной социокультурной среды на детское творчество, поскольку ребенок как губка, впитывает все что видит и слышит. Сюжеты компьютерных игр, комиксов, современных книг, аниме, кино, становятся не только популярными у молодежи, но и превращаются в осознанное творчество отдельных художников и культурного общества в целом.
Ниже представлены личные работы ученицы художественного отделения.
Работы сделанные на основе сюжета из компьютерной игры - " Бенди и чернильная машина".
В данных работах ярко видно влияние на детское творчество компьютерных игр.
Работы сделанные на основе сюжета из литературного произведения «Гарри Потер»
Демонстрация литературного сюжета, оставившего в воображении ребенка яркий след.
Работы сделанные на основе сюжета из кинофильмов, «Топи», «Майор Гром».
В этих рисунках демонстрируются яркие впечатления от современного кинематографа.
Развитие личности - это сложный процесс, который происходит под влиянием многих факторов и один из них, как мы видим по этим детским рисункам - современные информационные средства: компьютер, кинематограф и интернет среда.
Творческое произведение выполненное на тему: "Автопортрет. Диалог с собой".
Так что же сильнее, влияние художника на социально-культурную среду или влияние социально-культурной среды на художника. Я думаю, что ответа на тот вопрос не будет. Потому что в этом процессе не может быть однозначного определения, что влиятельнее, а что нет.
Каждый художник - это частица общественного отображения, и в то же время созидатель индивидуального творчества, влияющего на мир.
А в какой пропорции тот или иной художник влияет на социокультуру или в каких объемах социокультура влияет на художника, это не может быть определенно какими либо нормативами или правилами, потому что это процесс творческий и стихийный, и программированию не подлежит.
Истинно только одно, искусство должно быть прекрасно. Чтобы нести людям доброе и светлое, нравственное и вечное, яркое и живое, и отображать лучшие черты окружающего мира, для того чтобы помочь человеку понять свое предназначение в этом прекрасном и разнообразном мире.
- Мне нравится (1)