Эссе "Будущее уже при дверях"
Именно такое название дано одному из оригинальных произведений одного неповторимого композитора. Его имя - Эдуард Артемьев. Этот фантастическиймастер обладает уникальным талантом. Ему удалось воплотить в своем творчестве и основополагающие принципы музыкальной классики и, в то же время, стать главным новатором и исследователем совершенно нового явления в отечественном искусстве - электронной музыки.
К моменту формирования музыкально-электронной эпохи Э.Артемьев окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции Ю.А. Шапорина. Он был непростым студентом, ведь его первые музыкальные эксперименты начались именно в стенах этого академического учебного заведения. Он удивлял экзаменационную комиссию своим нестандартным взглядом на гармонию и инструментовку (порой дело доходило до переэкзаменовок). Однако, позже, онс благодарностью вспоминал слова своих педагогов: «Когда выйдите из консерватории - делайте что хотите, а мы учим мастерству» и добавлял: «Я считаю — это абсолютно правильно. Консерватория дает школу. В наше время особенных вольностей не позволяли, и хотя все пытались вырваться из оков, на экзамены допускались сочинения, не порывающие связей с традициями».
В качестве дипломной работы Э.Артемьев представил программу из достаточно разнообразных в жанрово-тематическом плане сочинений. В неё вошли первая часть Концерта для альта с оркестром, «Пасторальная сонатина» для фортепиано, романсы на стихи И. Тургенева и И.Бунина, Оратория «Я убит подо Ржевом» на слова А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра и Сюита для симфонического оркестра в шести частях «Хороводы». Оратория и сюита стали первыми крупными произведениями молодого композитора, не утратившие художественной ценности и в последующие годы. В будущемкомпозитор несколько переоценил опыт, полученныйв консерватории,и нередко добавлял традиционное звучание акустических инструментов в свои электронные партитуры.
В начале 1960-х годов советским инженером Евгением Мурзиным был изобретен первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор, получивший название «АНС» в честь отечественного композитора Александра Николаевича Скрябина. Это событие привлекло внимание многих профессиональных музыкантов, в их числе были Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов и др. Для кого-то новый электронный инструмент оказался временным увлечением. Э.Артемьев же навсегда связал свою творческую судьбу с экспериментами в области синтеза звука, с поиском новых приемов сонористики, что позволило значительно расширить саму образно-эмоциональную палитру его творчества.
Э. Артемьев стремительно занял пьедестал главного электронщика страны и именно на тот период пришелся расцвет отечественного кинематографа.Креативность композиторского мышления сразу была замечена многими известными режиссерами страны, в числе которых А. Тарковский, Н. Михалков, А. Кончаловский и другие.Предложения о сотрудничестве стали регулярными и сочинение музыки к кинокартинамобозначило одно из магистральных направлений его творчества. На сегодняшний день Э. Артемьев является автором музыки более чем к150-ти художественным, документальным и мультипликационным фильмам. Его уникальная композиторская техника, тонкий художественный вкус, безграничная фантазия позволяют воплотить любой режиссерский замысел. Будь то философские откровения, космические пейзажи или океанические глубины, манящие своей таинственностью и непредсказуемостью. Он прекрасно наделяет музыку фантастическим колоритом, умело оперируя различными тембро-звучностями. Именно Э. Артемьеву удалось почти «оживить» электронный синтезатор, который по воле Мастера можетпередать человеческое дыхание, шум воды и ветра, звучание Вселенной.
Первой колоссальной работой подобного рода, когда электроника должна была передать весь объем чувств главных героев и природных стихий стала работа над музыкальной дорожкой фильма А. Тарковского «Солярис». Артемьеву тогда впервые удалось акустически объединить совершенно различныетембровые краскисимфонического оркестра, электроники и естественных шумов, чтобы создать настоящую музыкальную фантасмагорию. А. Тарковскому был близок подход Э. Артемьева к работе над саундтреками: музыка и кадр изумительно дополняют друг друга.
Наряду с музыкой к фильмам, многочисленными электронными композициями, в творческом багажеЭ.Артемьева есть и крупные сочинения в академических жанрах, получившие признание во всём мире. Одним из них является рок-опера «Преступление и наказание», написанная по мотивам социально-философского романа Ф.М. Достоевского, которая имеет очень незаурядную судьбу. Работа над ней длилась около тридцати лет и полностью была завершена лишь в 2007 году, когда автор отмечал свой 70-ти летний юбилей, театральная же премьера состоялась уже в 2016 году. Актуальность идеи неминуемого наказания за свершенные преступления композитор подчеркивает с помощью времени действия оперы. Оно происходит словно одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, акцентируя внимание на злободневных проблемах разных поколений.Конечно, в опере затронуты не все герои и линии развития романа Ф.Достоевского. Главными действующими лицами становятся Раскольников и Соня, образы которых показаны точно и пронзительно способы со всех сторон их человеческой души. По замыслу постановщиков, в числе которых А.Кончаловский, подсказавший Э.Артемьеву саму идею создания оперы, герои приходят к глубокому осознанию моральных ценностей, а вера в лучшее помогает им справиться со всеми трудностями жизни.
Композитор создал гениальный музыкальный материал для театральной постановки, вбирающий в себя и симфонический оркестр, и хоры, и различные составы ансамблей, кардинально отличающихся друг от друга музыкальными направлениями (рок, электронная, народная и классическая музыка). Постановка рок-оперы была удостоена двух премий «Золотая маска» в шести номинациях: лучшая женская роль в мюзикле-Мария Биорк за роль Сони Мармеладовой, и, без всяких сомнений, лучшая композиторская работа Эдуарда Артемьева, что в очередной раз подтверждает его необыкновенный талант.
Эдуард Артемьев работал в самых разнообразных музыкальных направлениях. Но лишь одно из них оказалось для него самым значимым. Эдуарда Артемьева считают отцом-основателем отечественной электронной музыки. Благодаря электронике он смог раскрыть глубины собственного сознания и воплотить задуманные музыкальные мысли и образы.
Так, генератором самых интересных музыкальных идей XX-XXIвеков были написаны многочисленные альбомы, в которые входит ряд сочинений. Один из таких альбомов называется «Герой». Особенно выделяется произведение, носящее название «Будущее уже при дверях». Оно словно является музыкальным девизом композитора. Мелодия устремляется ввысь, движется в непрерывном течении, захватываяв единый поток все творческие искания композитора. Возможно, дав произведению именно такое название, Эдуард Артемьев провозгласил, что электронная музыка открывает совершенно новое время. Ее сказочное звучание и многоплановая гамма возможностей коснулись души миллионов людей. А сам композитор явился настоящим героем, ведь именно ему удалось познакомить нас с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budushchee_uzhe_pri_dveryah.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Будущее уже при дверях
Мартынова София
Именно такое название дано одному из оригинальных произведений одного неповторимого композитора. Его имя - Эдуард Артемьев. Этот фантастическиймастер обладает уникальным талантом. Ему удалось воплотить в своем творчестве и основополагающие принципы музыкальной классики и, в то же время, стать главным новатором и исследователем совершенно нового явления в отечественном искусстве - электронной музыки.
К моменту формирования музыкально-электронной эпохи Э.Артемьев окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции Ю.А. Шапорина. Он был непростым студентом, ведь его первые музыкальные эксперименты начались именно в стенах этого академического учебного заведения. Он удивлял экзаменационную комиссию своим нестандартным взглядом на гармонию и инструментовку (порой дело доходило до переэкзаменовок). Однако, позже, онс благодарностью вспоминал слова своих педагогов: «Когда выйдите из консерватории - делайте что хотите, а мы учим мастерству» и добавлял: «Я считаю — это абсолютно правильно. Консерватория дает школу. В наше время особенных вольностей не позволяли, и хотя все пытались вырваться из оков, на экзамены допускались сочинения, не порывающие связей с традициями».
В качестве дипломной работы Э.Артемьев представил программу из достаточно разнообразных в жанрово-тематическом плане сочинений. В неё вошли первая часть Концерта для альта с оркестром, «Пасторальная сонатина» для фортепиано, романсы на стихи И. Тургенева и И.Бунина, Оратория «Я убит подо Ржевом» на слова А. Твардовского для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра и Сюита для симфонического оркестра в шести частях «Хороводы». Оратория и сюита стали первыми крупными произведениями молодого композитора, не утратившие художественной ценности и в последующие годы. В будущемкомпозитор несколько переоценил опыт, полученныйв консерватории,и нередко добавлял традиционное звучание акустических инструментов в свои электронные партитуры.
В начале 1960-х годов советским инженером Евгением Мурзиным был изобретен первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор, получивший название «АНС» в честь отечественного композитора Александра Николаевича Скрябина. Это событие привлекло внимание многих профессиональных музыкантов, в их числе были Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов и др. Для кого-то новый электронный инструмент оказался временным увлечением. Э.Артемьев же навсегда связал свою творческую судьбу с экспериментами в области синтеза звука, с поиском новых приемов сонористики, что позволило значительно расширить саму образно-эмоциональную палитру его творчества.
Э. Артемьев стремительно занял пьедестал главного электронщика страны и именно на тот период пришелся расцвет отечественного кинематографа.Креативность композиторского мышления сразу была замечена многими известными режиссерами страны, в числе которых А. Тарковский, Н. Михалков, А. Кончаловский и другие.Предложения о сотрудничестве стали регулярными и сочинение музыки к кинокартинамобозначило одно из магистральных направлений его творчества. На сегодняшний день Э. Артемьев является автором музыки более чем к150-ти художественным, документальным и мультипликационным фильмам. Его уникальная композиторская техника, тонкий художественный вкус, безграничная фантазия позволяют воплотить любой режиссерский замысел. Будь то философские откровения, космические пейзажи или океанические глубины, манящие своей таинственностью и непредсказуемостью. Он прекрасно наделяет музыку фантастическим колоритом, умело оперируя различными тембро-звучностями. Именно Э. Артемьеву удалось почти «оживить» электронный синтезатор, который по воле Мастера можетпередать человеческое дыхание, шум воды и ветра, звучание Вселенной.
Первой колоссальной работой подобного рода, когда электроника должна была передать весь объем чувств главных героев и природных стихий стала работа над музыкальной дорожкой фильма А. Тарковского «Солярис». Артемьеву тогда впервые удалось акустически объединить совершенно различныетембровые краскисимфонического оркестра, электроники и естественных шумов, чтобы создать настоящую музыкальную фантасмагорию. А. Тарковскому был близок подход Э. Артемьева к работе над саундтреками: музыка и кадр изумительно дополняют друг друга.
Наряду с музыкой к фильмам, многочисленными электронными композициями, в творческом багажеЭ.Артемьева есть и крупные сочинения в академических жанрах, получившие признание во всём мире. Одним из них является рок-опера «Преступление и наказание», написанная по мотивам социально-философского романа Ф.М. Достоевского, которая имеет очень незаурядную судьбу. Работа над ней длилась около тридцати лет и полностью была завершена лишь в 2007 году, когда автор отмечал свой 70-ти летний юбилей, театральная же премьера состоялась уже в 2016 году. Актуальность идеи неминуемого наказания за свершенные преступления композитор подчеркивает с помощью времени действия оперы. Оно происходит словно одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, акцентируя внимание на злободневных проблемах разных поколений.Конечно, в опере затронуты не все герои и линии развития романа Ф.Достоевского. Главными действующими лицами становятся Раскольников и Соня, образы которых показаны точно и пронзительно способы со всех сторон их человеческой души. По замыслу постановщиков, в числе которых А.Кончаловский, подсказавший Э.Артемьеву саму идею создания оперы, герои приходят к глубокому осознанию моральных ценностей, а вера в лучшее помогает им справиться со всеми трудностями жизни.
Композитор создал гениальный музыкальный материал для театральной постановки, вбирающий в себя и симфонический оркестр, и хоры, и различные составы ансамблей, кардинально отличающихся друг от друга музыкальными направлениями (рок, электронная, народная и классическая музыка). Постановка рок-оперы была удостоена двух премий «Золотая маска» в шести номинациях: лучшая женская роль в мюзикле-Мария Биорк за роль Сони Мармеладовой, и, без всяких сомнений, лучшая композиторская работа Эдуарда Артемьева, что в очередной раз подтверждает его необыкновенный талант.
Эдуард Артемьев работал в самых разнообразных музыкальных направлениях. Но лишь одно из них оказалось для него самым значимым. Эдуарда Артемьева считают отцом-основателем отечественной электронной музыки. Благодаря электронике он смог раскрыть глубины собственного сознания и воплотить задуманные музыкальные мысли и образы.
Так, генератором самых интересных музыкальных идей XX-XXIвеков были написаны многочисленные альбомы, в которые входит ряд сочинений. Один из таких альбомов называется «Герой». Особенно выделяется произведение, носящее название «Будущее уже при дверях». Оно словно является музыкальным девизом композитора. Мелодия устремляется ввысь, движется в непрерывном течении, захватываяв единый поток все творческие искания композитора. Возможно, дав произведению именно такое название, Эдуард Артемьев провозгласил, что электронная музыка открывает совершенно новое время. Ее сказочное звучание и многоплановая гамма возможностей коснулись души миллионов людей. А сам композитор явился настоящим героем, ведь именно ему удалось познакомить нас с ней.