Индивидуальный профессиональный маршрут

Ждан Елена Евгеньевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дворец Творчества Детей и Молодёжи

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Статья

 

«Профессиональный маршрут педагога дополнительного образования: актуальные направления и эффективные способы формирования»

 

Тема

 

«Индивидуальный профессиональный маршрут»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Ждан Елена Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

отдела художественного воспитания,

ГБУДОДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2022

Содержание:

  1. Введение
  2. Профориентационный модуль

2.1.  Профориентационная работа в дополнительном образовании

2.2.  Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации

2.3. Этапы реализации модели профориентационной работы

  1. Учебно-тематический план. Направление «Ансамбль».
  2. Оценочный лист самоанализа и самооценки профессиональной деятельности достижений и дефитов.
  3. Индивидуальный профессиональный маршрут педагога дополнительного образования
  4. Рабочая программа. Направление «Ансамбль».

4.1.Задачи первого года обучения

4.2. Задачи второго года обучения

4.3. Задачи третьего года обучения

4.4. Задачи четвёртого года обучения

  1. Заключение
  2. Список литературы
  3. Приложения к работе:
  •  1 Профиль компетенции
  • 2 Динамика результативности освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Педагог дополнительного образования ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, обладал профессиональным мастерством. Один из философов сказал: «Обучать - значит вдвойне учиться.»

Сегодня для того, чтобы занимать должность педагога дополнительного образования детей и взрослых необходимо соответствовать двум главным требованиям: иметь специализацию по одному из направлений деятельности, представленной конкретной дисциплиной (предметом, областью знаний, сферой производства) и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки». Вместе с тем педагог, соответствующий требованиям профессионального стандарта, обязан эффективно вовлекать обучающихся в воспитательно-образовательный процесс, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, конструируя способы достижения предметных (метапредметных) и личностных результатов, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и возможностей.

Педагог дополнительного образования должен уметь выстраивать эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе и быть готовым к тому, что в одной образовательной организации могут обучаться все категории обучающихся (талантливые, средних способностей, а также дети с ограниченными возможностями здоровья).

Комплекс мероприятий педагога, направленный на развитие взаимоотношений с учениками во внешкольной среде, – это то, что отличает индивидуальный образовательный маршрут педагога дополнительного образования. Профессиональная деятельность педагога, работающего в этой сфере, должна быть акцентирована на разработке программ и мероприятий с индивидуально-дифференцированным подходом к ученикам. Перед разработкой маршрута следует выявить темы, наиболее интересующие его учеников. Для этого допустимо привлекать наиболее активных учащихся к выбору тем для индивидуальных методов обучения.

В процессе совершенствования методик преподавания специалистам образовательных организаций недостаточно разработок только индивидуальных образовательных маршрутов педагога. Для учителей и психологов необходимо создавать и реализовывать в ходе педагогической деятельности программы индивидуальных маршрутов для детей, требующих особого внимания. Это могут быть программы для талантливых детей, для детей с особенностями развития и другими индивидуальными качествами.

 

2. Профориентационный модуль.

2.1. Профориентационная работа в дополнительном образовании.

 

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Профессиональная ориентация учащихся в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.

Информационно-просветительское направление.

 Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое направление.

 Использование различных сборников тестов и анкет направленных на выявление интересов обучающихся.

Консультационное направление.

В рамках консультационного направления, может лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда.

Обучающие направление.

Реализация образовательной программы, ведение непосредственной образовательной деятельности с учащимися в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности.

Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям в пределах своей компетенции.

Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает ученикам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать заведение дополнительного образования.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

 

 

2.2. Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации.

 

Решение задач по профессиональному самоопределению учащихся осуществляется в познавательной, игровой, коммуникативной деятельности, учащихся с применением современных  педагогических технологий.  

Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации:

Заместитель директора - координатор профориентационной работы реализует следующие направления:

· выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельности;

 · поддержка связей дополнительного образования с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

· планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с целевой моделью наставничества;

 · осуществление анализа и контроля деятельности педагогического коллектива по выполнению системного подхода к профессиональному самоопределению обучающихся : диагностико-консультационного, мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего и практико-ориентированного.

· проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

· организация системы повышения квалификации методистов, педагогов дополнительного образования, психолога по проблеме самоопределения учащихся;

Методист:

· составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность учащихся;

· организует индивидуальные и групповые мини-пробы, площадки Try-a-Skill, профессиональные пробы различного характера;

· помогает моделировать варианты кейсовых заданий, осуществлять анализ собственных достижений;

· организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

 · организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятиях;

· оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

 · проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

 · организует встречи учащихся с выпускниками образовательных организаций разного типа.

Педагоги дополнительного образования:

· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, кейсовые задачи, мини-пробы, профессиональные пробы, web-квесты, онлайн-тестирование, игровые технологии с использованием сайтов Web ;

·   организует работу по просмотру открытых уроков в интерактивном формате с участием ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров ;

· совершенствуют профессиональные компетенции обучающихся в области профессиональной деятельности в рамках образовательных занятий;

· способствуют формированию у учащихся адекватной самооценки;

· проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

· обновляют содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в зависимости от профиля группы, особенностей учащихся.

При реализации профориентационной работы мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий, учащихся разновозрастных групп на основе тестирования.

 

Профориентационная работа наставников:

Профориентация – научно-обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, района.

На наш взгляд, профориентационная работа как путь снижения подростковой преступности, может использоваться в двух плоскостях:

-  работа с трудными подростками – как корректировка интересов и склонностей, нахождение новых ориентиров в жизни;

- работа с учащимися «обычных» образовательных организаций – предупреждение правонарушений.

- возрождение традиции экскурсий на предприятия и организации района, ознакомление с спецификой работы, профессиями.

Главный смысл профориентационной помощи сводится к формированию у субъекта профессионального самоопределения. При этом развитие этого субъекта неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Здесь важнейшим для него становиться не столько интеллект, сколько морально – волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

 

 

2.3. Этапы реализации модели профориентационной работы.

 

1. Подготовительный   -диагностика;выявление учащихся, ориентированных на педагогические профессии.

2. Организационный - создание банка данных детей, мотивированных на педагогическую деятельность.

3. Основной   -    реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, профессиональные пробы; мероприятия различного уровня, направленные на самоопределение учащихся для получения педагогических профессий.

На 1 этапе участники проходили комплексную онлайн-диагностику, которая определила их уровень осознанности и готовность к выбору, степень владения ключевыми «гибкими навыками» (такими как память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность и т.п.), а также сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.

2 этап (организационный): создана база данных учащихся, ориентированных на педагогические профессии.

3 Этап (основной): реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; профессиональные пробы; мероприятия различного уровня, направленные на самоопределение обучающихся для получения педагогических профессий.

 

 

  1. Учебно-тематический план. Направление «Ансамбль».

 

Учебно-тематический план - это программа изучения предмета на весь учебный год. Единожды введённый в систему план значительно облегчит работу по ведению электронного журнала.

Если по одному и тому же предмету в пределах одного и того же года обучения используется разное тематическое планирование (например, по разным учебникам), то система позволяет создавать варианты учебно-тематического плана. Вариант плана может быть общедоступным для всех педагогов в пределах одного предмета, либо каждый педагог может вести в системе свой вариант.

Каждый вариант состоит из разделов, которые, в свою очередь, делятся на занятия. Разделы и занятия имеют сквозную нумерацию (разделы - в пределах одного варианта, а занятия, в свою очередь, - в пределах одного раздела), но не привязаны к конкретным датам и неделям, что позволяет гибко редактировать план (например, менять местами разделы или занятия в разделах).

По умолчанию, создавать и редактировать учебно-тематический план могут только педагоги, которые преподают данный предмет, а также пользователи с ролью завуча или администратора (по всем предметам).

Преимущества ведения учебно-тематического плана.

1) После того как педагог создаст учебно-тематический план, он сможет автоматически выбирать тему занятия и домашнее задание из введённого плана.

2) Планы занятий могут использоваться всеми педагогами данного предмета - таким образом, экономится время заполнения электронного журнала.

3) При завершении учебного года учебно-тематический план будет полностью скопирован в новый учебный год - то есть план не нужно вводить каждый год заново. Если в следующем году план изменился, то достаточно лишь откорректировать его.

4) Введённый учебно-тематический план можно просмотреть в любом удобном виде:распечатать или сохранить в таблицу формата MS Excel.

На примере своего направления «Ансамбль», хочу привести примеры учебно-тематического плана на четыре года.

 

 

Учебный план первого года обучения

 

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Введение в предмет

2

1

1

Вводный контроль (наблюдение, беседа, анкетирование).

2

Знакомство учащихся с репертуаром

2

1

1

Текущий (наблюдение педагога за усвоением пройденного).

3

Разбор нотного текста ансамблевых партий

15

2

13

Текущий (наблюдение педагога за усвоением содержания).

4

Ансамблевое исполнительство

17

1

16

Промежуточный,

итоговый контроль (контрольное занятие)

 

Итого

36

5

31

 

 

Учебный план второго года обучения

 

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство учащихся с репертуаром

2

1

1

Текущий (наблюдение педагога за усвоением пройденного).

2

Разбор нотного текста ансамблевых партий.

15

2

13

Текущий (наблюдение педагога за усвоением содержания).

3

Ансамблевое исполнительство

19

1

18

Промежуточный,

итоговый контроль (контрольное занятие)

 

Итого

36

4

32

 

 

 

Учебный план третьего года обучения

 

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство учащихся с репертуаром

2

1

1

Текущий (наблюдение педагога за усвоением пройденного).

2

Разбор нотного текста ансамблевых партий.

15

2

13

Текущий (наблюдение педагога за усвоением содержания).

3

Ансамблевое исполнительство

19

1

18

Промежуточный,

итоговый контроль (контрольное занятие)

 

Итого

36

4

32

 

 

 

Учебный план четвертого года обучения

 

п/п

 

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство учащихся с репертуаром

2

1

1

Текущий (наблюдение педагога за усвоением пройденного).

2

Разбор нотного текста ансамблевых партий.

15

2

13

Текущий (наблюдение педагога за усвоением содержания).

3

Ансамблевое исполнительство

19

1

18

Промежуточный,

итоговый контроль (контрольное занятие)

 

Итого

36

4

32

 

 

 

  1. Оценочный лист самоанализа и самооценки профессиональной деятельности достижений и  дефитов педагога дополнительного образования ГБУДОДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга.
     

Профессиональные
дефициты

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Поощряю в детях самостоятельную организацию игр, помогаю подобрать занятие в соответствии с интересами ребёнка.

Научить ребенка проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Ребёнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Стараюсь быть на работе в хорошем настроении и передавать его детямФормирую у детей навыки самообслуживание, начиная с раннего детства.

Создаю игровые ситуации для частого совместного общения. Ежедневно использую упражнения на развитие речи, использую детский фольклор.

Ребёнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Ребёнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

В работе использую игровые ситуации, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание открыток, картин, иллюстраций.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Стараюсь всячески поощрять их. Помогаю подобрать занятие по интересам детей. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты

Создаю условия для развития у ребёнка гуманных чувств, социально- общественных качеств. Особое внимание привлекаю к положительным поступкам.

Выводы по результатам самооценки профессиональных достижений: Анализ показывает, что необходимо обратить внимание на развития способностей учащихся. Привлекая к проблеме родителей, более тщательно информируя и консультируя их по данной проблеме. В остальных областях достаточно компетентна, использую всевозможные методы и приёмы для развития самостоятельной, творческой активной.


 

 

 

 

 

 

Самооценка психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования.

 

Компетенции(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

1.Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся. 2 балла.

2.Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др. 2 балла.

Выявление логопедических проблему воспитанников. 0 баллов.

Специального образования «логопед» не имею

3.Выявление психологических проблем у воспитанников. 1 балл.


 

Выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности: Взаимодействую со специалистами , другими педагогами для выявления отклонений в развитии воспитанников.

 

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

на основе профессионального стандарта «педагог»


Компетенции(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

1.Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. 1 балла.

Достижения: умею разрабатывать основную общеобразовательную программу.

Дефициты: Затрудняюсь в формулировании регионального компонента в структуре основной общеобразовательной программы.

2.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования. 1 балл.

Достижения: Осуществляю профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.

3.Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. 1 балл.

Дефициты: нет образца, формы, четких требований к программе развития.

Имею затруднения в планировании и реализации работы связанной с внедрением ФГОС

4.Планирование и проведение учебных занятий. 1 балл.

Достижения: умею составлять комплексно- тематический, календарно- тематический и перспективный план, могу поделиться опытом.

Дефициты: мало методических пособий в соответвии с ФГОС

5.Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. 2 балла.

Достижения: Анализирую эффективность занятий, делаю выводы.

6.Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. 1балл.

Достижения: провожу диагностику 2 раза в год на основе наблюдения за деятельностью воспитанников.

Дефициты: Недостаток диагностических журналов и методических рекомендаций.

7.Формирование универсальных учебных действий. 1 балл.

Достижения: формирую у воспитанников желание получать новые знания, инициативность и самостоятельность, любознательность и активность.

9.Формирование мотивации к обучению. 2 балла.

Достижения: побуждаю у детей интерес к занятиям, использую разнообразные методы и приемы для того, чтобы вызывать у детей желание узнавать новое.

10.Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. 2 балла.

Достижения: в соответствии с общеобразовательной программой ОУ провожу мониторинг индивидуального развития воспитанников 1 раза в год.

 


 

 

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

 

Компетенции(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

1.Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 1 баллов.

Достижения: осуществляю непрерывный контроль за поведением воспитанников

2.Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. 1 балл.

Достижения: стараюсь реализовывать в своей деятельности современные образовательные технологии: здоровье сберегающие, проектные, портфолио воспитателя, план по самообразованию.

Дефициты: имею затруднения в разработке и применении ИКТ-технологий

3.Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера. 2 балла.

Достижения: Ставлю цели, воспитывающие в детях доброту, честность, отзывчивость, дружелюбие и другие моральные качества

4.Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации. 2 балла.

Достижения: Организую деятельность в соответствии с режимом дня детей, а также согласно правилам внутреннего распорядка ОУ.

5.Проектирование и реализация воспитательных программ. 1 балл.

Достижения: стараюсь в полной мере проектировать и реализовывать образовательную программу в соответствии с ФГОС, которая несёт в себе как обучающие, воспитательные, так и развивающие функции.

6.Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.). 1 балл.

Достижение: Создаю условия для реализации всех видов деятельность так, чтобы они несли воспитательный характер

7.Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка). 2 балл.

Достижение: Создаю игровые ситуации, приобщающие ребёнка к умению чувствовать, переживать и передавать свои эмоции. В совместной деятельности, организую театрализованную исследовательскую деятельность, сюжетные игры.

8.Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления. 1 баллы.

9.Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации. 1 балл.

Достижение: Поддерживаю творческую атмосферу ОУ, участвую в его жизни, приобщаю детей к участию.

10.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 2 балл.

Достижения: Воспитываю всесторонне развитую личность, физически активную, самостоятельную, трудолюбивую.

11.Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. 2 балла.

Достижение: формирую уважительное отношение к детям других наций, религий

12.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка. 2 балла.

Достижение: Тесно сотрудничаю с семьями воспитанников; в уголке для родителей размещаю информацию в виде консультаций, папок- передвижек, провожу индивидуальные беседы и консультации. По мере необходимости приобщаю родителей к участию в жизни детского сада.

 

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

Компетенции(трудовые действия)

Самооценка в баллах
(0–2)

1.Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. 1 балл.

Достижения: С помощью специалистов выявляю отклонения в поведении и развитии.

Дефициты: не всегда могу сформулировать проблему.

2.Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка. 1 балл.

Достижения :В ходе диагностики личностного развития

использую метод наблюдения.

3.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 1 балл.

Достижения: стараюсь использовать в своей деятельности современные образовательные технологии: здоровье сберегающие, проектные, личностно ориентированный подход и другие.

Дефициты: формирование навыков ИКТ техологий

4.Оказание адресной помощи обучающимся. 1 балл.

Достижение:

Осуществляю индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

5.Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 0 балла.

6.Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребёнка. 2 балла.

7.Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу. 1 балл.

Дефицит: изучить и освоить материал по освоению и применению специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно- развивающую работу.

8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. 1 балл.

Достижение: Формирую у детей качества, необходимые для осуществления различных видов деятельности.

9.Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. 1 балл.

Достижения: Формирую у детей толерантное отношение к детям другой национальности и религии

10.Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. 1 балл.

Достижение: Формирую у воспитанников культуру поведения в различных ситуациях. Владею приемами воспитания и развития самостоятельности в разных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой

 

 

Ранжирование дефицитов по годам их восполнения

Примечание. ( 0 баллов.)

1.Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

 

2019:

 

2020:

 

2021:

 

 

2.Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

2.Трудовая функция «Развивающая деятельность»

 

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместн но родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ образования».

Формирование психологической готовности к школьному обучению.

 

 

  1. Индивидуальный профессиональный маршрут педагога дополнительного образования

 

№ пункта

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки

Ожидаемые результаты

Формы предъявления результатов

1.

Самообразование

Посещение методических совещаний, конкурсов; чтение литературы, СМИ

На протяжении всей педагогической деятельности

Победы в различных конкурсах

Награды, дипломы, сертификаты

2.

Обучение на курсах повышения квалификации

Прошлушивание лекций, конспектирование информации

3-6 месяцев

Обновление базы данных своего развития

Удостоверение о прохождении курсов

3.

Разработка программно-методического обеспечения

Учебно-методический комплекс

Каждый год

Умения, навыки, знания детей

Итоговый концерт, награды, дипломы, сертификаты

4.

Освоение педагогических технологий

Внедрение ежегодно нововведений

Каждый год

Познание нового

Умение и владение данными технологиями

5.

Обобщение собственного технологического опыта

-

-

-

-

6.

Участие в программе развития образовательного учреждения

Проектная деятельность, семинары, «круглый стол», конференции, публикации

В течение года

Победы в различных конкурсах

Награды, дипломы, сертификаты

7.

Участие в собственных экспериментальных группах; проведение индивидуальной исследовательской работы

-

-

-

-

 

  1. Рабочая программа. Направление «Ансамбль».

 

 Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя.

Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником

эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом

морали и нравственности.

Большой интерес школьников к музыкальным инструментам, новым стилям, а также в связи с мировой тенденцией отказа от компьютерного звучания и переход на «живой звук», выявили необходимость создания программы с возможностью обучения игре на популярных инструментах. В основе программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на музыкальных инструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях.

Правильно организованная и тщательно продуманная рабочая программа способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.

Программа в системе дополнительного образования по музыкальному воспитанию имеет художественно-эстетическую направленность.

Она разработана с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в  Санкт-Петербурге.

Программа имеет художественную направленность.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию социальных, личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций обучающихся. Стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека, гражданина своей страны.

Отличительные особенности программы заключаются в комплексном подходе в изучении музыкального искусства; в реализации программы в контексте компетентностного подхода в образовании; в рамках программы предусмотрено овладение учащимися социальными пробами и приобретение опыта социальных практик.

Цель программы – овладение навыками игры на музыкальном инструменте, музыкальной грамотой; приобщение учащихся к созданию духовных ценностей посредством включения их в процесс художественного творчества и, как следствие, развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и самовыражения в социуме.

 

  1. Задачи первого года обучения

Обучающие:

  1. Дать понятия ансамбль, виды ансамблей: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.
  2. Познакомить учащихся с основными принципами игры в ансамбле: общее вступление, единство темпа, соотношение ведущей и второстепенной партии;
  3. Сформировать первоначальный навык исполнения пьесы сбалансированным звучанием (штрихи, динамика).
  4. Сформировать знания о музыкальных понятиях: форма, жанр и характер произведения, динамические оттенки, темп.
  5. Научить исполнять репертуарные пьесы первого года обучения.

 

Развивающие:

  1. Развивать творческую самостоятельность учащихся в процессе игры в ансамбле.
  2. Развивать умение самостоятельно планировать разучивание ансамблевых партий, анализировать свою работу.
  3. Развивать умение давать простейшую эстетическую оценку разученному музыкальному произведению.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе игры на инструменте.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальный вкус в процессе разучивания музыкального произведения.
  2. Воспитывать  понимание, что систематичность занятий влияет на положительный результат работы в ансамбле.
  3. Воспитывать желание к занятиям в ансамбле.
  4. Воспитывать положительное отношение к выполнению работы для того, чтобы порадовать окружающих близких
  5. Воспитывать способность к коллективной работе

 

Ожидаемые результаты первого года обучения

 

Личностные:

  1. Интерес к занятиям музыкальным творчеством в ансамбле.
  2. Предпочтения к организации досуга на занятиях ансамбля.
  3. Установление в ходе практической работы связи между поставленной целью, мотивом и качеством выполнения работы.
  4. Способность оценить продукты своей деятельности как эстетические объекты.

 

Метапредметные:

  1. Развитие элементов творческой самостоятельности учащихся при выполнении работы
  2. Развитие умения под руководством педагога  управлять своей  деятельностью в процессе разучивания ансамблевых партий посредством активизации внимания, памяти, образного мышления.
  3. Развитие умения работать индивидуально и в ансамбле: находить общее решение и разрешать конфликты.

 

Предметные:

  1. Первоначальные представления о музыкальном искусстве как среде эмоционального общения.
  2. Знание краткой характеристики творчества  композиторов – авторов программных пьес.
  3. Приобретение навыка самостоятельной работы над художественным образом произведения.
  4. Игра выученных музыкальных произведений, с использованием освоенных музыкальных терминов.

 

 

Особенности первого года обучения

На первом году обучения осуществляется первичное освоение знаний об ансамбле. Учащиеся овладевают основными терминами и приемами игры, необходимыми для игры в ансамбле, разучиваются несложные ансамблевые партии.

Наполняемость учебных групп на первом году обучения составляет 12 человек.

Сроки реализации программы 1 года обучения 36 часов

Режим занятий

36 часов,  1 раз в неделю по 1 часу.

Условия набора и формирования групп первого года обучения

В реализации программы принимают участие дети от 9 до 11 лет на основе добровольного вступления в объединение. Учащиеся объединяются в группу из 12 человек.

 

Содержание первого года обучения

 

Тема 1. Введение в предмет.

          Теория 1час

           Техника безопасности  на занятиях в ДТДиМ. Понятие – ансамбль, виды ансамблей: дуэт, трио, квартет, квинтет. Основные правила игры в ансамбле.

         Практика 1 час

Просмотр  видеозаписей и фотоматериалов различных видов ансамблей. Игра «Ансамбль – «дом».

 

Тема 2. Знакомство учащихся с репертуаром.

         Теория 1 час

          Жанр – русская народная песня, народные музыкальные инструменты.

          Практика 1час

          Прослушивание программных пьес в исполнении педагога или прослушивание аудиозаписи.

Примерный репертуар:

 М. Васильев «Бальный танец», «Кадрилька», «Маршок», «Вальсок», Скоморошьи затеи», «Перевоз Дуня держала» (обр.р.н.п.), «Во саду ли, в огороде» р.н.п. Обр. В.В. Андреева, «Маки, маки»(обр. р.н.п), «Солнце низенько»(обр.укр.н.п.), Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем», «Кукушечка» (обр.польск.н.п.), «Во сыром бору тропина»(обр. р.н.п.)

 

Тема 3.  Разбор нотного текста ансамблевых партий.

          Теория 2 часа

Главная и второстепенная партии музыкального произведения.

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

        Практика 13 часов

Слушание ансамблевых партий в исполнении педагога.

Определение жанра, характера, тональности, размера.

Определение формы программных музыкальных произведений.

Чтение с листа партий учащимися в медленном темпе.

Расстановка аппликатуры. Работа учащегося над аппликатурой.

Одноголосное изложение ансамблевой партии.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Разбор фразировки и динамики.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, мецо форте, мецо пиано, крещендо, диминуэндо).

Формирование навыка вступать и заканчивать произведение вместе. Работа над единством штрихов, динамических оттенков.

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Музыкальные термины:

адажио (adagio)– медленно;

анданте (andante)– не спеша;

модерато (moderato) – умеренно;

аллегро (allegro)– скоро;

а темпо (a tempo)– в прежнем темпе;

аччелерандо (accelerando)– ускоряя;

ритенуто (ritenuto)– замедляя.

 

Тема 4. Ансамблевое исполнительство.

        Теория 1 час

         Основные принципы игры в ансамбле: единство темпа, соотношение динамики между различными партиями.

        Практика 16 часов

Формирование навыка вступать и заканчивать произведение вместе. Работа над единством штрихов, динамических оттенков.

Совершенствование ансамблевой игры.

Работа над темпом.

Соблюдение ритмического рисунка.

Создание художественного образа произведения.

Смысловые кульминации в музыкальных фразах.

Смысловые кульминации во всем произведении.  

Вступление по дирижерскому жесту.

Соблюдение динамических оттенков.

Снятие звучания по дирижерскому жесту.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент, субито пиано, субито форте).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет, просмотр фотоматериалов и видеороликов: video.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/

Выполнение упражнений на расслабление зрения, мышц рук, спины, поясницы.

 

  1. Задачи второго года обучения

 

Обучающие:

  1. Сформировать начальный навык художественно-исполнительской работы.
  2. Сформировать дополнительный навык игры по дирижерскому жесту.
  3. Сформировать дополнительный навык исполнения пьесы сбалансированным звучанием (штрихи, динамика).
  4. Сформировать знания о музыкальных понятиях: форма, жанр и характер произведения, динамические оттенки, темп.
  5. Научить исполнять репертуарные пьесы второго года обучения.

 

Развивающие:

  1. Развивать творческую самостоятельность учащихся в процессе игры в ансамбле.
  2. Развивать умение самостоятельно планировать разучивание ансамблевых партий, анализировать свою работу.
  3. Развивать умение давать простейшую эстетическую оценку разученному музыкальному произведению.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе игры на инструменте.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальный вкус в процессе разучивания музыкального произведения.
  2. Воспитывать  понимание, что систематичность занятий влияет на положительный результат работы в ансамбле.
  3. Воспитывать желание к занятиям в ансамбле.
  4. Воспитывать положительное отношение к выполнению работы для того, чтобы порадовать окружающих близких
  5. Воспитывать способность к коллективной работе

 

 

Ожидаемые результаты второго года обучения

 

Личностные:

  1. Интерес к занятиям музыкальным творчеством в ансамбле.
  2. Предпочтения к организации досуга на занятиях ансамбля.
  3. Установление в ходе практической работы связи между поставленной целью, мотивом и качеством выполнения работы.
  4. Способность оценить продукты своей деятельности как эстетические объекты.

Метапредметные:

  1. Развитие элементов творческой самостоятельности учащихся при выполнении работы
  2. Развитие умения под руководством педагога  управлять своей  деятельностью в процессе разучивания ансамблевых партий посредством активизации внимания, памяти, образного мышления.
  3. Развитие умения работать индивидуально и в ансамбле: находить общее решение и разрешать конфликты.

Предметные:

  1. Первоначальные представления о музыкальном искусстве как среде эмоционального общения.
  2. Знание краткой характеристики творчества  композиторов – авторов программных пьес.
  3. Приобретение навыка самостоятельной работы над художественным образом произведения.
  4. Игра выученных музыкальных произведений, с использованием освоенных музыкальных терминов.

 

Особенности второго года обучения

На втором году обучения осуществляется освоение знаний об ансамбле. Учащиеся овладевают основными терминами и приемами игры, необходимыми для игры в ансамбле, разучиваются ансамблевые партии.

Наполняемость учебных групп на втором году обучения составляет 10 человек.

Сроки реализации программы 2 года обучения 36 часов

Режим занятий

36 часов,  1 раз в неделю по 1 часу.

Условия набора и формирования групп второго года обучения

В реализации программы принимают участие дети от 11 до 12 лет на основе добровольного вступления в объединение. Учащиеся объединяются в группу из 10 человек.

 

 

Содержание второго года обучения

Тема 1. Знакомство учащихся с репертуаром.

 Теория 1 час

Музыкальные средства передачи образов. Музыкальный жанр – прелюдия.          

Практика 1 час

Прослушивание программных пьес в исполнении педагога.

Примерный репертуар:

Ю. Забутов «Сентиментальный вальс», Ю. Забутов «Экспромт», «Воспоминание», Обр. Б. Алексеева «Ой, под вишнею», В.Иванов «Прелюдия», М.И.Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», «Санта-Лючия» (обр.ит.н.п.), И.Бажилин «Белоснежка».

 

Тема 2. Разбор нотного текста ансамблевых партий.

           Теория 2 часа

Главная и второстепенная партии музыкального произведения.

Элементы двухголосия в ансамблевых партиях.

           Практика 10 часов

Прослушивание партий в исполнении педагога.

Определение жанра, характера, тональности, размера, формы программных музыкальных произведений.

Расстановка аппликатуры.

Чтение с листа партий учащимися в медленном темпе.

Работа учащегося над аппликатурой.

Прорабатывание сложных фрагментов партии (интервалов).

Разбор фразировки и динамики.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Музыкальные термины:

кантабиле (cantabile) – певуче,

дольче (dolce)– нежно,

лярго (largo)– широко, 

пиу моссо (piu mosso)– более подвижно,

мено моссо (meno mosso) – менее подвижно.

 

Тема 3. Ансамблевое исполнительство.

          Теория 2 часа

Основные принципы игры в ансамбле: общее вступление, точное исполнение штрихов, динамическое соотношение разных ансамблевых партий. 

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы;

 

          Практика 16 часов

Формирование навыка вступать и заканчивать произведение вместе. Работа над единством штрихов, динамических оттенков.

Совершенствование ансамблевой игры.

Работа над темпом.

Соблюдение ритмического рисунка.

Создание художественного образа произведения.

Смысловые кульминации в музыкальных фразах.

Смысловые кульминации во всем произведении.  

Вступление по дирижерскому жесту.

Соблюдение динамических оттенков.

Снятие звучания по дирижерскому жесту.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент, субито пиано, субито форте).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет, просмотр фотоматериалов и видеороликов: video.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/

Выполнение упражнений на расслабление зрения, мышц рук, спины, поясницы.

 

  1. Задачи третьего года обучения

Обучающие:

  1. Сформировать начальный навык художественно-исполнительской работы.
  2. Сформировать дополнительный навык игры по дирижерскому жесту.
  3. Сформировать дополнительный навык исполнения пьесы сбалансированным звучанием (штрихи, динамика).
  4. Сформировать дополнительный навык работы над ансамблевыми партиями, исполнения мелких длительностей.
  5. Научить исполнять репертуарные пьесы третьего года обучения.

Развивающие:

  1. Развивать творческую самостоятельность учащихся в процессе игры в ансамбле.
  2. Развивать умение самостоятельно планировать разучивание ансамблевых партий, анализировать свою работу.
  3. Развивать умение давать простейшую эстетическую оценку разученному музыкальному произведению.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе игры на инструменте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальный вкус в процессе разучивания музыкального произведения.
  2. Воспитывать  понимание, что систематичность занятий влияет на положительный результат работы в ансамбле.
  3. Воспитывать желание к занятиям в ансамбле.
  4. Воспитывать положительное отношение к выполнению работы для того, чтобы порадовать окружающих близких
  5. Воспитывать способность к коллективной работе

 

 

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Личностные:

  1. Повышение собственной мотивации к занятиям, развитие познавательной активности.
  2. Повышение своей самооценки путем приобщения к творческой деятельности и овладения новыми навыками.
  3. Установление в ходе практической работы связи между поставленной целью, мотивом и качеством выполнения работы.
  4. Способность оценить продукты своей деятельности как эстетические объекты.

 

Метапредметные:

  1. Развитие элементов творческой самостоятельности учащихся при выполнении работы
  2. Развитие умения под руководством педагога  управлять своей  деятельностью в процессе разучивания ансамблевых партий посредством активизации внимания, памяти, образного мышления.
  3. Развитие умения работать индивидуально и в ансамбле: находить общее решение и разрешать конфликты.

 

Предметные:

  1. Первоначальные представления о музыкальном искусстве как среде эмоционального общения.
  2. Знание краткой характеристики творчества  композиторов – авторов программных пьес.
  3. Приобретение навыка самостоятельной работы над художественным образом произведения.
  4. Игра выученных музыкальных произведений, с использованием освоенных музыкальных терминов.

 

Особенности третьего года обучения

На третьем году обучения продолжается освоение знаний об ансамбле. Учащиеся закрепляют свои знания об основных терминах и приемах игры, необходимых для игры в ансамбле, разучиваются ансамблевые партии.

 

Наполняемость учебных групп на третьем году обучения составляет 10 человек.

Сроки реализации программы 3 года обучения 36 часов

Режим занятий

36 часов,  1 раз в неделю по 1 часу.

Условия набора и формирования групп третьего года обучения

В реализации программы принимают участие дети от 12 до 13 лет на основе добровольного вступления в объединение. Учащиеся объединяются в группу из 10 человек.

 

 

Содержание третьего года обучения

 

Тема 1. Знакомство учащихся с репертуаром.

        Теория 1 час

Обзор творчества Б.Тихонова, В.В. Андреева, А. Даргомыжского, Ю. Забутова.

     Практика 1 час

Слушание программных музыкальных произведений в исполнении педагога и аудиозаписей.

Примерный репертуар:

Б.Тихонов «Шутка», В. Андреев Вальс «Грезы», Ю Забутов «Полька», А. Зверев «Маленькое рондо», А. Ушкарев «Родничок», А. Даргомыжский «Меланхолический вальс».

 

Тема 2. Разбор нотного текста ансамблевых партий.

           Теория 2 часа

Главная и второстепенная партии музыкального произведения. 

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

           Практика 13 часов

Слушание партии в исполнении педагога.

Определение жанра, характера, тональности, размера, формы программных музыкальных произведений.

Выделение главной и второстепенной партий.

Расстановка аппликатуры.

Чтение с листа партий учащимися в медленном темпе.

Работа учащегося над аппликатурой.

Отработка исполнения мелких длительностей.

Разбор фразировки и динамики.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Музыкальные термины:

поко а поко (poco a poco) – постепенно,

сфорцандо (sforzando)– сильный, жесткий акцент,

ленто (lento)– медленно,

эспрессиво (espressivo)– выразительно,

гравэ  (grave)– тяжело.

 

Тема 3. Ансамблевое исполнительство.

           Теория 1 час

Основные принципы игры в ансамбле: единство темпа, соотношение динамических оттенков в ансамблевых партиях.

           Практика 18 часов

Формирование навыка вступать и заканчивать произведение вместе. Работа над единством штрихов, динамических оттенков.

Совершенствование ансамблевой игры.

Работа над темпом.

Соблюдение ритмического рисунка.

Создание художественного образа произведения.

Смысловые кульминации в музыкальных фразах.

Смысловые кульминации во всем произведении.  

Вступление по дирижерскому жесту.

Соблюдение динамических оттенков.

Снятие звучания по дирижерскому жесту.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент, субито пиано, субито форте).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет, просмотр фотоматериалов и видеороликов: video.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/

Выполнение упражнений на расслабление зрения, мышц рук, спины, поясницы.

 

  1. Задачи четвертого года обучения

Обучающие:

  1. Сформировать начальный навык художественно-исполнительской работы.
  2. Сформировать дополнительный навык игры по дирижерскому жесту.
  3. Сформировать дополнительный навык исполнения пьесы сбалансированным звучанием (штрихи, динамика).
  4. Сформировать дополнительный навык работы над ансамблевыми партиями, исполнения мелких длительностей.
  5. Научить исполнять репертуарные пьесы четвертого года обучения.

Развивающие:

  1. Развивать творческую самостоятельность учащихся в процессе игры в ансамбле.
  2. Развивать умение самостоятельно планировать разучивание ансамблевых партий, анализировать свою работу.
  3. Развивать умение давать простейшую эстетическую оценку разученному музыкальному произведению.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе игры на инструменте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальный вкус в процессе разучивания музыкального произведения.
  2. Воспитывать  понимание, что систематичность занятий влияет на положительный результат работы в ансамбле.
  3. Воспитывать желание к занятиям в ансамбле.
  4. Воспитывать положительное отношение к выполнению работы для того, чтобы порадовать окружающих близких
  5. Воспитывать способность к коллективной работе

 

 

Ожидаемые результаты четвертого года обучения

 

Личностные:

  1. Повышение собственной мотивации к занятиям, развитие познавательной активности.
  2. Повышение своей самооценки путем приобщения к творческой деятельности и овладения новыми навыками.
  3. Установление в ходе практической работы связи между поставленной целью, мотивом и качеством выполнения работы.
  4. Способность оценить продукты своей деятельности как эстетические объекты.

Метапредметные:

  1. Развитие элементов творческой самостоятельности учащихся при выполнении работы
  2. Развитие умения под руководством педагога  управлять своей  деятельностью в процессе разучивания ансамблевых партий посредством активизации внимания, памяти, образного мышления.
  3. Развитие умения работать индивидуально и в ансамбле: находить общее решение и разрешать конфликты.

Предметные:

  1. Первоначальные представления о музыкальном искусстве как среде эмоционального общения.
  2. Знание краткой характеристики творчества  композиторов – авторов программных пьес.
  3. Приобретение навыка самостоятельной работы над художественным образом произведения.
  4. Игра выученных музыкальных произведений, с использованием освоенных музыкальных терминов.

 

Особенности четвертого года обучения

На четвертом году обучения продолжается освоение знаний об ансамбле. Учащиеся продолжают овладевать основными терминами и приемами игры, необходимыми для игры в ансамбле, разучиваются ансамблевые партии.

 

Наполняемость учебных групп на четвертом году обучения составляет 10 человек.

Сроки реализации программы 4 года обучения 36 часов

Режим занятий

36 часов,  1 раз в неделю по 1 часу.

Условия набора и формирования групп четвертого года обучения

В реализации программы принимают участие дети от 13 до 15 лет на основе добровольного вступления в объединение. Учащиеся объединяются в группу из 10 человек.

 

 

Содержание четвертого года обучения

 

Тема 1. Знакомство учащихся с репертуаром.

           Теория 1 час

Краткая характеристика чешского народного танца «Полька».

Песни военных лет: «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова); «Темная ночь» (сл.К. Симонова, муз. М. Блантера).

            Практика 1 час

Слушание песен военных лет. Слушание программных пьес в исполнении педагога.

Примерный репертуар:

В землянке» (обр.песни К. Листова), Ю.Забутов «Полька», П.Чайковский «Камаринская»,  р.н.п. обр. В.Городовской «Не одна во поле дороженька», Г. Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

 

Тема 2.  Разбор нотного текста ансамблевых партий.

           Теория 2 часа

Главная и второстепенная партии музыкального произведения. Принцип исполнения мелких длительностей в быстром темпе.

         Практика 13 часов

Прослушивание партии в исполнении педагога.

Определение жанра, характера, тональности, размера, формы программных произведений.

Выделение главной и второстепенной партий.

Расстановка аппликатуры. Работа учащегося над аппликатурой.

Чтение с листа партий учащимися в медленном темпе.

Отработка исполнения  мелких длительностей в быстром темпе.

Разбор фразировки и динамики.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент, субито пиано, субито форте).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Музыкальные термины:

субито пиано (subito piano)– внезапно тихо,

субито форте (subito forte) – внезапно громко,

престо  (presto)– очень быстро,

виво (vivo)– живо,

ризолюто (risoluto)– решительно,

анимато (animato)– воодушевленно,

состенуто (sostenuto)– сдержанно,

транкуилло (tranquillo)- спокойно.

 

Тема 3. Ансамблевое исполнительство.

Теория 2 часа.

Основные принципы игры в ансамбле: единство темпа.

Соотношение динамических оттенков в ансамблевых партиях.

Практика 18 часов

Формирование навыка вступать и заканчивать произведение вместе. Работа над единством штрихов, динамических оттенков.

Совершенствование ансамблевой игры.

Работа над темпом.

Соблюдение ритмического рисунка.

Создание художественного образа произведения.

Смысловые кульминации в музыкальных фразах.

Смысловые кульминации во всем произведении.  

Вступление по дирижерскому жесту.

Соблюдение динамических оттенков.

Снятие звучания по дирижерскому жесту.

Отработка динамических оттенков (форте, пиано, меццо форте, меццо пиано, крещендо, диминуэндо, акцент, субито пиано, субито форте).

Работа над штрихами (легато, стаккато, нон-легато).

Правила расстановки аппликатуры: позиционность, последовательность.

Составляющие элементы музыкального произведения: музыкальные предложения, фразы, мотивы.

Самостоятельный поиск информации по теме в сети Интернет, просмотр фотоматериалов и видеороликов: video.yandex.ru, http://ru.wikipedia.org/

Выполнение упражнений на расслабление зрения, мышц рук, спины, поясницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение.

 

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Для того, чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Дополнительное образование в общеобразовательной организации представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!

Модель по профессиональному самоопределению учащихся включается в себя выявление и обмен лучшим передовым опытом, организацию взаимодействия между специалистами из разных субъектов, которое позволит организовать эффективное сетевое взаимодействие между субъектами, выстраивать реализацию совместных проектов ранней профессиональной деятельности.

К реализации модели могут привлекаться организации-партнеры, которые обеспечивают образовательную среду, включающую материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что наша гипотеза подтверждается и, что профессиональная работа действительно помогает определиться с выбором будущей специализации, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Список литературы

 

  1. Методическое сопровождение профессионального роста педагога, журнал «Дополнительное образование и воспитание», №5-2008.
  2. . Приказ Министерства Просвещения РФ «О проведении открытых уроков «Проектория» от 018.01.2019 № ИП-32/06.
  3. WorldSkills.ru [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html
  4. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2008.
  5. Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2007.
  6. Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 2000.
  7. Акимов Ю. Школа игры на баяне. - М.: Музыка, 2000г.
  8. Васильев М. «Пьесы для балалайки и фортепиано». – СПб.: Издательство «Союз художников», 2013 г.
  9. Завальный В. Музыкальная мозаика. – М.: Кифара, 2002 г.
  10. Зверев А. «Домра. Пьесы». – Издательство «Композитор» - СПб., 1996г.
  11. Звучала музыка с экрана (песни из отечественных фильмов) – Спб: Композитор, 2004 г.
  12. Кипяткова О. «Концертные пьесы для двух малых домр и аккордеона (баяна)». – СПб.: Издательство «Союз художников, 2004 г.
  13. Литовко Ю. Веселый концерт. – Спб: Союз художников, 2002 г.
  14. Лушников А. Школа игры на аккордеоне. - М.: Музыка, 1999 г.
  15. Разумеева Т.Ю. «Азбука домриста». – «Издательство Кифара», 2006 г
  16. Популярные мелодии.  Сост. Скуматов Л. – СПб: Композитор, 2001 г.