Я поведу тебя в музей
Наверняка, кто-то слышит эту фразу от близких. Но чаще всего к знакомству с пространством музея приглашает классный руководитель. Это естественная часть нашей работы; говоря формально – это обычный элемент нашего годового плана. Обычный – но в полной ли мере оценённый?
Давайте посмотрим в наш календарь: от сентября до мая распланирован нами учебный год, здесь каждый учебный день занят уроками и событиями школьной жизни. Много ли этих уроков? – Очень много! Первоклассник, впервые переступая наш порог, приходит в школьный класс на свой самый первый урок. Год за годом эти уроки скрепляют всю ткань школьной жизни и, как волшебный Биврёст, приносят наших учеников к новым порогам – в мир их будущих профессий. За одиннадцать лет, проведённых в школе, этих уроков будет больше одиннадцати тысяч. Каждый из них важен, в каждом из них может быть заключено то открытие, от которого возьмёт начало весь будущий жизненный план или примет определённое направление развитие личности нашего ученика. Я думаю, именно по этой причине мы, учителя, так стремимся сделать каждый урок особенным, придать ему собственные черты, превратить типовой элемент планирования в пространство заинтересованного диалога. Но вместе с тем мы ограничены самим пространством школьного класса. Как построить диалог по-иному, не фронтально, когда аудитория наполнена партами, сидеть за которыми можно только с одной стороны, а доска прибита к стене? Нет, нам важно работать с разным пространством! И вот – мы ведём своих учеников в музей.
Есть один музей, совершенно особенный, и очень важный для Петербурга. Его имя «А музы не молчали», он размещается в школе №235. Через его коллекции с нами говорит не только время, но, как кажется, сам дух Ленинграда. Он посвящён искусству в годы Блокады, посвящён тому, что значит быть личностью, тому, как творчество наполняет жизнь смыслом в любых обстоятельствах. Такое пространство воспитывает. Здесь слово «гражданин» как бы выражено каждым из окружающих предметов, оно весомо и обращено к тебе лично. Гражданин, горожанин, ленинградец. Здесь я и нашла своё определение для учебного занятия – пространство заинтересованного диалога. Здесь я реализую себя не столько как учитель определённого предмета, сколько как классный руководитель.
Классное руководство не просто одна из функций учителя. Я уверена, что это самостоятельная компетенция. И она обращена не столько к формально предметным навыкам – к нашему умению обучать – сколько к нашим человеческим свойствам, к нашей готовности и способности разделить живые эмоции со своими учениками. Поэтому классное руководство не перенести в дистанционную форму. По этой причине, я убеждена, не существует сегодня ни одной цифровой платформы, которая предлагала бы инструменты для реализации функций классного руководителя: цифровые образовательные инструменты уже научились помогать нам учить, но никакой цифровой инструмент не решает задач воспитания. Это может только классный руководитель, особый взрослый, разделяющий с ребёнком поиск новых пространств и форм для совместных открытий, не ограниченных строгими рамками учебных предметов. И если мы хотим определить, где именно проходит граница между тем, что можно перенести в онлайн, а что может быть реализовано только в живом общении, то ответ следует искать в работе классных руководителей. То, что мы делаем для учеников, не может существовать виртуально. Это живой диалог, это подлинные эмоции, не опосредованные гаджетом или электронным сигналом.
В чём состоит моя педагогическая концепция? Я определила бы её через три слагаемых. Первое выражается в понимании классного руководства как самостоятельной компетенции педагога, направленной на активную коммуникацию с ребёнком. Второе – в придании пространству ведущего значения в организации учебного и воспитательного взаимодействия. Третье – в осознании ценности живого общения, которое становится дефицитом в цифровом мире. А сумма этих слагаемых – живая повседневность классного руководителя, причастностью к которой я горжусь.