ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА
УДК 796.82
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МЕТОДА
Куванов Ярослав Анатольевич, педагог ДО
Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»
Аннотация. В ходе исследования было установлено, что наиболее эффективным для спортивной подготовки детей является игровой метод тренировки. Применение на начальном этапе обучения в значительном объеме игр и игровых упражнений, направленных на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости и ловкости, способствует более успешному формированию двигательного навыка, развитию необходимых для дзюдоиста физических качеств. Игровая форма выполнения упражнений наиболее соответствует возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста и позволяет эффективно осуществлять спортивно-техническую подготовку юных дзюдоистов.
Ключевые слова: спортивная борьба, дзюдо, физическая подготовка, игровой метод.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование технико-тактических действий посредством подвижных игр экспериментально не проводилось. Опыт применения подвижных игр, накопленный в разных видах спорта в воспитании физических качеств, формирование технических и тактических действий требует проведение специального исследования с одновременным выявлением сопряженного воздействия специализированных подвижных игр на физическую подготовленность юного дзюдоиста.
Гипотеза исследования – предполагалось, что применение экспериментальной методики с использованием игрового метода в ходе физической подготовки юных дзюдоистов будет способствовать более эффективному развитию физических качеств.
Предмет исследования – процесс физической подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе с помощью игрового метода.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – разработать методику физической подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе подготовки на основе применения игрового метода.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, спортивно-педагогическое тестирование, опрос, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проходило на базе КШВСМ г. Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие две группы дзюдоистов начальной подготовки второго года обучения. Общее количество испытуемых 30 человек, по 15 человек в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. Обе группы состояли из одинаковых по возрасту, стажу занятий, физическому развитию юных спортсменов. Учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы осуществлялся по разработанной нами методике 3раза в неделю по 90 мин. В контрольной группе занятия проводились по традиционной методике 3 раза в неделю по 90 мин. Исследования проводились в четыре этапа, причём некоторые этапы шли параллельно. На первом этапе на основе изучения и анализа научно-методической литературы нами выявлена проблема, предпосылки ее решения, а также определены цель и задачи научного исследования. На втором этапе проводилось педагогическое наблюдение, подобрана батарея тестов, разработана экспериментальная методика физической подготовки с использованием игрового метода. На третьем этапе проведен педагогический эксперимент. На четвертом этапе обработаны данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, проведён их анализ, сформулированы выводы.
В учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы нами был внедрён комплекс специализированных подвижных игр. Подвижные игры, рекомендуемые для применения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы. В первую группу входят координационные игры (игры в касания, игры с атакующими захватами, игры на срыв захватов, игры в дебюты, игры в теснение). В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы. Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов. Кондиционные и сопряженные игры достаточно полно описаны в учебных пособиях по подвижным играм.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На констатирующем этапе педагогического эксперимента средние показатели физических способностей школьников экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий (Р>0,05).
Повторное педагогическое тестирование выявило положительную динамику во всех тестах как у школьников ЭГ, так и у школьников КГ. Динамика средних показателей школьников ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента представлена в таблице 1.
Таблица 1- Динамика средних показателей (Хm) школьников ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента
Тесты | Начальный этап | Конечный этап | ||||||
| ЭГ | КГ | Р | ЭГ | Прирост показателя (%) | КГ | Прирост показателя (%) | Р |
Три кувырка вперёд, (сек.) | 3,680,84 | 3,490,98 | >0,05 | 2,970,59 | 19,3 | 3,230,93 | 7,9 | <0,05 |
Прыжки на разметку, (см) | 4,62,48 | 5,173,25 | >0,05 | 3,411,37 | 15,9 | 4,932,89 | 5,2 | <0,05 |
Проба Бондаревского (сек) | 6,675,49 | 5,484,0 | >0,05 | 9,085,45 | 26,1 | 5,73,93 | 8,5 | <0,05 |
Перешагивание через гимнастическую палку | 16,256,12 | 17,222,8 | >0,05 | 14,053,88 | 13,8 | 16,642,68 | 3,3 | <0,05 |
Конечные показатели теста Бондаревского являются наибольшими и указывают на прирост статического равновесия в среднем на 26,1% у испытуемых ЭГ, что подтверждает достоверность различия (Р< 0,05) и эффективность экспериментальной методики. Аналогичный тест у учащихся КГ выявил прирост в пределах 8,5% .
Высокий прирост показателя у дзюдоистов ЭГ выявлен в тесте "Три кувырка" и составляет 19,3%, в то время, как у школьников КГ он составил 7,9%. Тест отражает координационную способность к согласованным действиям частей тела, что является одним из главных качеств подготовки борца.
В тестах "Прыжки на разметку" и "Перешагивание через гимнастическую палку" у учащихся ЭГ также выявлен прирост показателей в 15,9% и 13,8% соответственно. В аналогичных показателях у учащихся КГ отмечается прирост показателей 5,2% и 3,3% соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Показатели тестирования физических способностей у испытуемых КГ в ходе педагогического эксперимента имеют положительную тенденцию, однако, по нашему мнению, она отражает естественное биологическое развитие школьников. Таким образом, учебно-тренировочные занятия, проведенные по разработанной нами и проверенной в ходе педагогического эксперимента методике развития физических способностей в процессе применения игрового метода, оказали положительное влияние на уровень проявления КС учащихся 10-12 лет, занимающихся дзюдо. Результаты исследования указывают на возможность использования экспериментальной методики в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куванов, В.А. Методика предотвращения травмоопасных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности по вольной борьбе / И.В. Бобров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. - №5 (147). – С. 91-93.
2. Куванов, В.А. Управление мышечным тонусом в спортивной борьбе / Е.Н. Коростелев, А.В. Зайцев // Теория и практика физической культуры: Ежемесячный научно-теоретический журнал. / под ред. Л. Лубышевой. – М.: 04, 2018. – 57-59 с.
3. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей борцов 13 – 14 лет // В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) – 2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.
- Мне нравится (1)