Организация исследовательской, проектной и интеллектуальной деятельности в БОУ ДО «ЦДТ»

Аннотация: статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Автор отмечает необходимость и важность вовлечения учащихся в исследовательскую, проектную и интеллектуальную деятельность, а также говорит об особенностях работы с одаренными детьми. В данной работе выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе направления деятельности в сфере дополнительного образования.

         Ключевые слова: художественное творчество, одарённые дети,  дополнительно образование.

Организация исследовательской, проектной и интеллектуальной деятельности в БОУ ДО «ЦДТ»

Рарич Светлана Витальевна, г.Тара Омской области БОУ ДО «ЦДТ» педагог дополнительного образования, Rarich69@mail.ru

Развитие творческой личности, способной решать задачи в различных областях деятельности, - одна из социально значимых задач современного общества. Она отражена в Законе "Об образовании в РФ". [1] Учащиеся находятся в условиях достаточно динамичной картины мира, в огромном информационном пространстве, где большая роль отводится критическому осмыслению, творческим способностям и исследовательским навыкам. В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов акцент сделан на стимулировании роста творческого потенциала всего российского общества за счет максимальной самореализации каждого из его членов, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.[2] Вовлечение учащихся в познавательную, исследовательскую и проектную деятельность – одно из направлений нашего Центра.

         В учреждения дополнительного образования приходят дети с уже определенными увлечениями, в те мастерские и студии, секции и объединения, которые целенаправленно выбрали сами, они любят этим заниматься, хотят знать и уметь больше и глубже. И из них тоже бывает кто-то более одарен и талантлив, и соответственно идет естественное выявление и выделение более способных. В нашу мастерскую декоративно-прикладного творчества «Волшебные бисеринки» нет специального отбора, экзамена или просмотра, любой желающий ребенок может прийти начать заниматься декоративно-прикладным творчеством. Малышей приводят родители, дети постарше приходят сами, одни или с друзьями. Конечно, не все остаются на весь курс обучения, интересы меняются, кто-то хочет все и сразу, но не всегда получается, терпения не хватает, а бывает очень способный ребенок, но отдает предпочтение другому виду творчества, танцам или музыке, потому что действительно так часто бывает, когда говорят, что талантливый человек талантлив во всем. С сожалением расстаешься с ними и радуешься, если они опять возвращаются и продолжают заниматься.

Мой  алгоритм  работы с одаренными детьми очень прост: творческое развитие с помощью разнообразных приемов и техник, нетрадиционных способов выполнения заданий для младших ребят, плюс кропотливая индивидуальная работа по выбранным направлениям уже в старших группах.

Дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы разработаны по уровням общего образования «Юные фантазёры» для 6-7 лет; «Кладовая детского творчества» для детей 1- 4 классов, «Бабушкин сундучок» для 5-7 классов. Для развития индивидуальных способностей ребёнка мною разрабатываются «Индивидуальные образовательные маршруты», цель которых - создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребёнка в художественной деятельности для дальнейшего профессионального самоопределения. На протяжении многих лет особое место в моей практике занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность, результатом которой являются успехи и достижения учащихся. Они становятся победителями, лауреатами, участниками городских и всероссийских конференций, интеллектуальных конкурсов, олимпиад: «Мир моих увлечений», «Хочу всё знать», «Шаги в науку», «Академия творческих наук», «Созвездие юных мастеров» и др. Но главный результат – это приобретение проектных и исследовательских навыков, повышение мотивации к исследовательской и проектной деятельности. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса детского объединения и способствует повышению качества образования, развитию персональных компетентностей учащихся, их успешной социализации. Среди задач, над реализацией которых я работаю, можно выделить следующие: формирование активной позиции учащихся к самостоятельному поиску знаний; развитие познавательного интереса учащихся, желания открывать для себя что-то новое; выявление образовательного запроса учащихся с целью определения приоритетных направлений исследовательской и проектной деятельности;  выявление и поддержка талантливых и одарённых детей. Для определения личностных и метапредметныхзадач мною разработаны различные инструменты: оценочные листы (листы наблюдения), анкеты и электронные опросы для учащихся.

Ежегодно в нашем Центре проводится научно-практическая конференция учащихся «Дар», несколько лет для северных районов Омской области проводится областная творческая олимпиада «Академия творческих наук» и др.

Включение в работу с детьми нетрадиционных и новых техник  позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными  материалами – фоамираном, фетром, шерстью, бисером, акриловыми красками по ткани. «Игры с художественным материалом» удовлетворяют потребность ребенка в творчестве, закладывают большие возможности для развития позитивного образа «Я» (знания о себе, своих возможностях, смелость в активном проявлении себя в процессе творчества), оказывают на ребенка благоприятное действие, особенно в процессе адаптации к школе в первых классах. Способствуют снятию отрицательных эмоций, эмоций напряженности и скованности. Для младших школьников проводятся игровые занятия-праздники: «Пасхальный звон колоколов», «Моя первая выставка», «Радуга творчества», «Мир глазами детей», «Сказки старинного города» и много других тематических мероприятий. Каждая четверть заканчивается определенной тематической выставкой в мастерской. Это стимулирует детей к выражению своих чувств, эмоций, впечатлений в работах. Особенно ярко и выразительно состоялась юбилейная выставка детей «Фантазии полёт и рук творенье…», посвящённая 15-летию мастерской «Волшебные бисеринки». Работы детей были представлены в Тарском художественном музее, экспозиция работ была в нескольких залах, её смогли посмотреть не только дети и родители, но и педагоги школ, а также жители нашего города и района. Результат творческой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

          Помимо деятельности внутри детского объединения, творческому росту и развитию способностей помогает участие в выставках, творческих проектах, встречи с народными умельцами, посещение выставок, музеев, участие в различных творческих конкурсах и олимпиадах. За год у нас таких конкурсов и выставок муниципального, областного, всероссийского и международного уровня набирается много, они бывают очные, заочные, дистанционные. Лучшие учащиеся принимают участие в областном Слете «Способная и талантливая молодежь – наше будущее». Чтобы стать участником слёта нужно не только быть победителем определенных конкурсов, но и пройти отборочный тур, который включает работу над рефератом на заданную тему, написание эссе о своей творческой деятельности, выполнение творческой работы, самопрезентация, защита работы и дискуссия на заданную тему. В 2018-19 учебном году в Слете приняла участие и заняла третье место Достовалова Карина, которая стала Лауреатом премии Губернатора Омской области. В 2019-2020 году Аплетаева Полина стала Лауреатом премии Губернатора Омской области «Мир открытых возможностей» среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Летом 2020 года в Вологодской области проходил  Всероссийский фестиваль народной культуры «Наследники традиций», в котором приняла участие и получила специальный диплом Попчук Дарья, которая занимается в нашей мастерской.         Развитию творческого мышления и проявлению своих способностей помогает участие в творческих олимпиадах и конкурсах, творческих проектах. Мои учащиеся несколько лет участвуют в областной творческой олимпиаде «Академия творческих наук». Участники этого конкурса выполняют сначала пакет творческих заданий, проявляя все свое оригинальное нестандартное мышление и видение, придумывают и выполняют свой творческий проект и защищают его перед жюри и своими соперниками. Здесь есть возможность каждому проявить свои таланты и способности.

        Менялись системы общественной жизни, а с ними менялось понимание одаренности и оценка практической значимости ее. Забота об интеллектуальном потенциале начинается с заботы о детской одаренности. Это проблема общества, государства. Только оно по-настоящему может и должно быть заинтересованно в развитии своих талантов. Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Особое внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства педагогов и наставников, внедрению современных средств обучения. Работа педагогов с одаренными детьми может иметь плодотворные результаты лишь в том случае, когда сам педагог являет собой очевидный пример увлеченности и творческого поиска в своей профессиональной деятельности. Конечная цель нашей работы в системе дополнительного образования детей – это создание благоприятного психологического климата, в котором любой ребенок может реализовать свои способности, использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. Счастливым ребенка делает то, что приносит удовольствие – общение, новые цели, новые чувства и переживания.

 

 

Литература:

  1.  Об образовании в Российской Федерации: [федеральный закон: принят 29.12.2012 г. №273_ФЗ]
  2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: 03.04.2012 № Пр-827/ Вестник образования России. 2012. №10.