"Иисус больше не с нами" В. Борхерта
Закончил перевод «Иисус больше не с нами» В. Борхерта. Одна из самых пронзительных, но не самых известных его новелл. «Jesus macht nicht mehr mit». На русский название можно перевести примерно как «Иисус больше не участвует». Вариант перевода «Иисус больше не с нами», более адекватно отражающий главную мысль новеллы, мне когда-то предложили студенты иняза, где я читал курс теории перевода.
Рассказ о немецком солдате, попавшем в лагерь смерти. Только явное помешательство спасает его от кары за пацифизм, но он, подобно вещи, используется лагерным начальством при рытье могил для жертв газовых камер: он должен ложиться в могилу в качестве живой мерки, чтобы проверить, достаточной ли она ширины. Про глубину говорить не приходится. Зима. Земля промерзла, и все могилы неглубокие. По весне тела убитых будут страшными подснежниками «всходить» то тут, то там.
Слов «концлагерь», «фашизм», «газовые камеры» или «охрана» в новелле нету. Действие новеллы можно перенести во многие эпохи и страны, где диктатура решала уничтожить один народ «для блага» другого. Мы знаем лишь, что главного героя кличут Иисусом в насмешку за его гипертрофированную доброту — «мягкость» и работает он под началом двух эсэсовских унтеров. Он единственный, чье имя называется в новелле, исключая прозвище, которое, по всей видимости, носит комендант лагеря. Новелла многослойная. Помимо антифашизма, как мне кажется, она вопиит об обиде юного и смертельно больного Борхерта на Бога, потому что у него коменданта лагеря называют Стариком, и это Старик то и дело отправляет Иисуса на муку рытья могил. «Отправлять Христа на муку, — словно говорит нам Борхерт, — для каких бы то ни было целей чудовищно». И Борхерт в этом смысле совсем не христианин. Однако в случае Борхерта, ярчайшего представителя «Поколения ноль», судьба которого — это фронт чужой для него, антифашиста, войны, несколько смертельных приговоров за пацифистскую пропаганду, тюрьмы и лагеря, очень трудно упрекнуть молодого, смелого и до конца своей короткой жизни бесконечно человечного Писателя в неверии. Это тот случай, когда судить не нам.
Иисус больше не с нами. В том смысле, что не с этими двумя унтерами, похожими на машины в своей педантичности, не со Стариком, потешающимся над Иисусом, но и не с Борхертом. Иисус уходит от ужаса преступлений 20-го века, нелепо, точно цапля, переставляя свои длинные ноги. Только, чтобы не разбудить мертвых. Как если это пробуждение начнет библейский Апокалипсис...