«Осень в поэзии, живописи и музыке».
Осень – то время года, которое сочетает в себе настроение грусти и светлую лирическую созерцательность, пышную цветовую гамму сентября, октября и скромную палитру ноябрьских пейзажей. Все эти настроения передают нам произведения искусства – музыкальные пьесы, картины, стихи. 23 и 24 сентября в 1 классе живописного отделения прошли внеклассные мероприятия, посвященные этому прекрасному времени года – Осени. Необычные уроки подготовила и провела Синицина Мария Сергеевна. Мероприятие началось с краткого вступительного слова преподавателя о значении музыки, живописи, поэзии в жизни человека. В классе было очень тихо. Звучала музыка Чайковского «Осенняя песня». Эта музыка ребятам знакома, она вызывает у учащихся нужное настроение. Нет человека, который не любил бы природу, не любовался бы ясным голубым небом, не радовался бы распускающейся зелени, не мечтал бы о тишине лесов, о лугах, наполненных запахами цветов, о просторах полей. Осень рыжею лисой, мягкой походкой разукрасила природу… Многие художники, поэты, музыканты прославляли осень и она служила источником вдохновения. Осенью любил работать А.С. Пушкин, также нам известны великолепные пейзажи И. Левитана. Цели данного мероприятия: - расширить знания детей о художниках; -ознакомить ребят с текстами произведений русских писателей и поэтов об осени; -развивать творческое мышление; -расширить кругозор учащихся по истории изобразительного искусства; Были разработаны презентации к уроку, фильм, подготовлены листы стихотворений и прозы, музыка (П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня», концерт А. Вивальди «Осень»). Литературные произведения (А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…») Поленов говорил: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». И действительно, его пейзажные работы доставляют зрителю эту радость. Проникнутый, каким-то особенно радостным ощущением передачи гармонии человека и природы, картины Поленова пленяют своей жизненной правдой и тонкой задушевностью. Осень с её неистощимыми богатствами, но каждый раз в её изображении художник находит что-то новое, неповторимо прекрасное, открывает в природе какие-то новые, до того еще не запечатленные стороны, заставляя и нас любоваться огромным многообразием формы и красок природы. Одним из таких своеобразных и глубоко поэтичных изображений осеннего дня является картина К. Коровина «Осень. Аллея в Жуковке ». Известный художник М.В. Нестеров мало работал в области чистого пейзажа, несмотря на это, его справедливо считают одним из проникновенных певцов русской природы, сумевшим по-своему увидеть и вдохновенно воспеть тихую мечтательную красоту русских полей и перелесков. Особенно хорошо у Нестерова изображение ранней осени, картина «Осенний пейзаж». Также с ребятами мы познакомились с самыми интересными пословицами и поговорками об осени. По картинкам ребята определяли пословицы, и поговорки о самом золотом времени года, про наступающие холода, про осенний зной, об осенней природе, пословицы и поговорки про сентябрь, октябрь, ноябрь. Поговорили и отвечали на вопросы «Что мы знаем об осени». Очень интересным для ребят оказалось задание «Составить осенний натюрморт из предложенных предметов». Все команды справились на «отлично», получились необычные, красочные первые натюрморты учащихся 1 класса живописного отделения. Осень кисточку достала, Всё вокруг разрисовала! На цвета сменила моду, Разукрасила Природу: У берёзок, у сестричек - Ленты жёлтые в косичках. В красный шарф одеты клёны. В пёстрых платьицах газоны. На рябине украшенье - Алых ягод ожерелье. Обновляя всем наряды, Осень ходит с нами рядом. В завершение учащиеся нарисовали плакаты на тему: «Золотая осень», «Осень к нам пришла», «Краски осени». При разработке плакатов вспомнили с детьми основные законы композиции: - Выделение композиционного центра; -Симметрия, асимметрия; - Ритм, равновесие. Далее плакаты украсили стенд в фойе детской художественной школы № 4, с целью ознакомления других учащихся с признаками осени. После мероприятия ребята ушли домой с таким настроением, которое вызывает новые мысли об окружающей действительности, развивает мечтательность и чувство прекрасного.