Театральные художники Серебряного века
В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность.
Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров.
Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина.
Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссаздаёт художник быт и окружение далёких предков. И в воображении оживают времена героев старинных сказаний и легенд.
Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века.
1. Мстислав Добужинский (1875-1957)
Свои первые театральные работы Мстислав Добужинский выполнил по заказу МХАТа. Одним из самых удачных стало оформление спектакля по тургеневской пьесе «Месяц в деревне».
Мстислав Добужинский. Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909
Мстислав Добужинский, эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909
Также во МХАТе он оформил спектакли «Николай Ставрогин» по Достоевскому, тургеневские «Где тонко, там и рвется», «Нахлебника» и «Провинциалку». Последней мхатовской работой художника стала еще одна постановка Достоевского — «Село Степанчиково».
В эмиграции Добужинский много работал в Каунасском театре — там он поставил десять опер, среди них — «Пиковая дама», «Паяцы», «Борис Годунов», «Дон Жуан».
В США, куда он переехал в конце жизни, ему удалось оформить спектакль «Бал-маскарад» Джузеппе Верди и оперу «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Метрополитен-опере, Нью-Йорк.
2. Лев Бакст (1866-1924)
Одной из первых театральных работ Льва Бакста был балет «Фея кукол» Йозефа Байера, поставленный в 1900 году. Бакст много работал для Эрмитажного и Александринского театров. Позже он сотрудничал с Русскими сезонами Сергея Дягилева, благодаря которым его узнали в Европе. Бакст декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал» и другие. Особенно художнику удавались античные и восточные произведения. Как театральный художник Бакст достиг особенного мастерства в создании костюмов.
Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910
Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909
3. Александр Головин (1863-1930)
Первый успех как художника-декоратора Александр Головин получил в Большом театре, куда попал по рекомендации Василия Поленова. Здесь он создал декорации для опер «Ледяной дом» Арсения Корещенко и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова.
В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров, где создаёт свои наиболее красочные сценические образы: Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908); У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908); Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911); Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916); Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917); Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917).
Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917
Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"
4. Василий Поленов (1844-1927)
Среди известных постановок Василия Поленова — оформление сказки «Алая роза» по пьесе Саввы Мамонтова и декорации к «Орфею и Эвридике» Кристофа Глюка, выполненные для Частной оперы Саввы Мамонтова. Также он оформил «Орлеанскую деву» Петра Чайковского. Но Поленов не только работал в чужих театрах, но и организовал свой собственный. Вместе с детьми он показывал спектакли для учеников сельской школы, расположенной рядом с его усадьбой. После революции в театре стали играть уже крестьянские ребята. Вот как описывал это художник: «У нас тут среди крестьян образовалось два театральных кружка…. Между исполнителями или артистами, как мы их называем, есть очень талантливые и одухотворенные. Дочери заняты режиссерством, костюмами, гримом, но и сами участвуют, а я пишу декорации, устраиваю сцену и делаю бутафорию».
Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика». 1897
Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879
5. Николай Рерих (1874-1947)
Творческая биография Николая Рериха тесно связана с театром. С 1905 по 1945 год, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Они получили сценическое воплощение в театрах Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и ещё многих городов мира.
В работе над оформлением спектаклей Рерих обращался только к наиболее близким ему музыкальным и драматическим произведениям Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера. Работал над эскизами к пьесам А.М. Ремизова, А.Н. Островского, Лопе де Вега, М. Метерлинка и Г. Ибсена.
Работая в театре Рерих оставался мыслителем-философом, поэтом первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Будучи опытным археологом, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении.
Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, 1944
Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина, 1909
6. Виктор Васнецов (1848-1926)
Виктор Васнецов для театральной сцены работал мало, однако его эскизы к «Снегурочке» Александра Островского стали новаторскими в отечественной сценографии и до сих пор возвращают нас в сказку.
Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885
Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898
7. Иван Билибин (1876-1942)
Иван Билибин известен в первую очередь своими книжными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Но проявил он себя и как театральный художник. Он оформлял «Фуэнте Овехуну» Лопе де Вега для Старинного театра, «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова и «Аскольдову могилу» Алексея Верстовского для частного московского Оперного театра Зимина, «Руслана и Людмилу» Михаила Глинки и «Садко» Николая Римского-Корсакова — для театра Народного дома в Петербурге. Как и другие художники начала XX века, Билибин работал для Русских сезонов в Париже — участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» и танцевальной сюиты «Пир». В эмиграции Билибин декорировал постановки русских опер «Царская невеста», «Князь Игорь», «Борис Годунов» в Театре Елисейских Полей и оформлял балет «Жар-птица» Игоря Стравинского в театре Колон в Буэнос-Айресе.
Иван Билибин. Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». 1938
Иллюстрация к статье: Н.К. Рерих. Шатер Грозного. Картон, темпера, пастель. Эскиз к опере «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. 1909
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_hudozhniki_serebryanogo_veka_.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Васнецов и Иван Билибин - переносили зрителей в сказку. До сих пор многие мотивы иллюстраций, декораций к детским фильмам и сказкам словно сошли со старых полотен мастеров. Творчество Мстислава Добужинского сейчас кажется нам эталоном дворянской обстановки. Именно в такой обстановке представляются герои И. Тургенева, А. Пушкина. Николай Рерих как никто другой умел передавать ощущение древних эпох, могучих сил природы. С точностью учёного-археолога воссоздавал художник быт и окружение далёких предков. И в воображении зрителей оживали времена героев старинных сказаний и легенд . Приглашаем вас познакомиться с творчеством семи знаменитых театральных художников Серебряного века. В XIX — начале ХХ века художники часто писали не только картины, но и оформляли театральные сцены, создавали эскизы костюмов. Каждый художник привносил в театральное искусство какую-то свою особенность .
Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский . Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» Ивана Тургенева. 1909
Мстислав Добужинский (1875-1957 ) Мстислав Добужинский , эскизы сценической декорации к пьесе «Месяц в деревне», 1909
Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз декорации к балету « Шехеразада » на музыку Николая Римского-Корсакова. 1910
Лев Бакст (1866-1924 ) Лев Бакст . Эскиз костюма Клеопатры к балету «Клеопатра» на музыку А. Аренского. 1909
Александр Головин (1863-1930) Александр Головин. Маскарадный зал. Эскиз декораций к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», 1917
Александр Головин ( 1863-1930 ) Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме А. Н. Островского "Гроза"
Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Кладбище среди кипарисов. Эскиз к опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика ». 1897
Василий Поленов (1844-1927 ) Василий Поленов. Атриум. Эскиз декорации. 1879
Николай Рерих ( 1874-1947 ) Николай Рерих. Эскиз к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского , 1944
Николай Рерих (1874-1947) Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина , 1909
Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктора Васнецов. Заречная слободка Берендеевка . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», 1885
Виктор Васнецов (1848-1926 ) Виктор Васнецов. Подводное царство. Эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». 1898
Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Шатер шамаханской царицы. Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909
Иван Билибин (1876-1942 ) Иван Билибин . Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ». 1938
- Мне нравится (7)
Комментарии
Познавательно. Спасибо!
Познавательно. Спасибо!
Очень интересный материал
Очень интересный материал.Спасибо!
Друзья! Хотим познакомить вас
Друзья! Хотим познакомить вас с альбомом, который выпустило наше издательство.
Возможно он пригодится вам в работе.
Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха
Книга посвящена одному из наиболее ярких и малоизученных моментов творчества художника. Помимо иллюстрированного текста, основанного на большом художественном и документальном материале, издание включает наиболее полный на сегодняшний день каталог театральных эскизов Н.К. Рериха (427 каталожных описаний), сопровождаемых цветными (175) и черно-белыми (84) иллюстрациями.
Книга содержит также разделы "Библиография" и "Указатели". Среди последних особый интерес представляет "Указатель театральных постановок, в оформлении которых принимал участие Н.К. Рерих". Автор Яковлева Е.П.
Самара: Агни, 1996 г. - 272 c.: цв., ч/б иллюстр.; мягкая обложка; 220x285 мм, Русский.
ISBN 5-87931-007-8
Большое спасибо за информацию
Большое спасибо за информацию))) Очень познавательно.
Замечательно!!!
Замечательно!!!
Огромное спасибо за работу!
Огромное спасибо за работу! Материал изложен доступным языком. Иллюстрации побраны замечательные. Очень рада, что увидела данную работу. Встреча с прекрасным.....)))))))
Спасибо! Еще раз полюбовалась
Спасибо! Еще раз полюбовалась на сказочные, очень яркие работы художников Серебряного века. Обязательно покажу детям!
Спасибо за интересный подбор
Спасибо за интересный подбор материала!