Шаманизм
« Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере своих сил»
Н. Заболотский.
Цель проекта: Современная жизнь любого народа уходит корнями в свою историю, в свои легенды и предания. Поэтому целью данного проекта является изучить традиции моего народа, на основе легенд и преданий.
Для осуществления данного проекта планирую проведение следующей работы: 1.Посетить озеро Байкал и остров Ольхон,2. Изучать легенды и предания о происхождении бурят. 2. Встретиться с шаманами для изучения шаманизма, как религии. 3. Изучать традиции прибайкальских бурят.
План презентации: 1. Величие Байкала заряжает биоэнергетикой.
2. Легенды о происхождении бурят .
3. Шаманизм ,как религия.
4. Впечатления от посещения острова Ольхон.
5.Тайалган и Сурхарбан на Ольхоне.
6. Большие Ердынские игры .
7.Заключение.
Многие пишут и рассказывают о прекрасном озере Байкал. Это не только самое глубокое озеро в мире, но и озеро, имеющее много других уникальных особенностей. Многие из них ещё не до конца изучены. Я бы хотела остановиться в данной работе на том, что это озеро, также как его берега и остров Ольхон имеют много сакральных мест. В наши дни не только шаманисты, но и многие учёные подтверждают исключительно космическую энергетику Байкала, заряжающую всех, кто живёт рядом или приезжает сюда, хотя бы не ненадолго.
С Байкалом связывают своё происхождение коренное население Сибири – буряты. Есть много преданий и легенд о происхождении бурят. Одна из них версия о том, что прародителем бурят была байкальская нерпа. Буряты с древних времён населяют берега Байкала, вели кочевой образ жизни и возможно в далекой древности какие – либо племена, например тюркские - являющиеся предками бурят произошли из недр Байкала.
Буряты, населяющие западные берега Байкала являются шаманистами. Как и другие шаманисты, они населяют мир духами, которые являются хозяевами всей окружающей человека природы и находятся с человеком в постоянном контакте. Считалось, что способность общаться с духами передаётся по наследству, но вместе с тем молодые шаманы проходят специальное обучение, которое заканчивается обрядом посвящения. Шаманы руководили тайалганами- совершали жертвоприношения и моления духам. Действия бурятских шаманов отличаются от обычных кампаний, совершавшихся шаманами других народов Сибири. С целью изучения шаманизма и сакральных мест на Байкале я побывала на острове Ольхон и была поражена величием озера. Вода в Байкале чистая, чистая. Есть много причудливых береговых скал, красоте которых можно только удивляться . Места на Ольхоне малонаселённые, можно сказать экзотические. Даже линия электропередачи была проведена не так давно по дну Байкала. Первозданная красота и какое-то таинственное величие напоминает о сакральности этих мест, о том, что эти места населены духами- хозяевами природы и прародителями людей
Хочу рассказать о празднике большой Тайалган, который проводился на острове раньше и был возобновлён не так давно как традиционный праздник. Ритуальная часть праздника проводилась на горе, где делались жертвоприношения духам – хозяевам местности. « Небо-Отец, Земля-Мать» восклицал, спешившись с коня человек, и расправлял землю, прибитую копытами. На заре он поднимался в гору к жертвенным камням, и спрашивая у небожителей тэнгринов, духов - эжинов, позволения служить их земле. После молебствования, внизу в степи наступал черёд игрищам и состязаниям. Это был истинно народный праздник, собиравший толпы народа со всей округи. Это и есть то что называется сегодня «Сурхарбан».
Знаменитые Ердынские игры своими корнями уходят вглубь веков. Они приурочивались к ежегодному религиозно-культовому обряду, посвящённому высшему божеству и сопровождались жертвоприношениями, молебствиями, играми, состязаниями, песнопениями и танцами – это своего рода аналог олимпийских игр, которые проводились в древней Греции. После столетнего перерыва современной истории Ердынские игры возобновились в 2000 году. Вот один из фрагментов праздника у священной горы Ёрд.
… В белом одеянии шаман величественно спускается в горы Ёрд, его сопровождает свита шаманов. На голове у него надето украшения из рогов изюбра. Символическое одеяние связано с легендой «о птице вселенной, которая приносила людям счастье», пролетая над землёй, голова которой была увенчана рогами изюбра…
Считается, что люди, собираясь у этой священной горы, отправляют в поднебесную такую положительную энергию, которая доходит до духов, которая, в свою очередь, покровительствует землянам: чтобы рождались дети, плодился скот, был мир и согласие.
Священный Байкал, его берега, остров Ольхон это поистине священные места. Я взяла эпиграфом в данной работе слова Заболотского о двух мирах. « Мир, который нас творил, - это природа, которая нас сотворила. Второй мир – это мир, что должны творить мы, т.е. мы должны творить добро к природе, к Байкалу, должны почитать и уважать своих прародителей и традиции своего народа.
Литература:
1.Материалы форума бурятского народа Иркутской области – сборник докладов гю Иркутск 2006
2.Бубнов, Михаленко, Андреев, Булгатова «Бурятский слог» г. Иркутск 2006