"МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА". Сумбатянц О.Т., Миронова В.А., Богданова Р.И.
Музыкальное образование на современном этапе рассматривается как система, объединяющая музыкальное воспитание, обучение и развитие.
В современной научно-методической литературе в сфере эстетического образования широко представлены общие достижения в области музыкально-педагогических исследований и обозначены основные направления эффективной и качественной деятельности учителя-музыканта. Так, Э.Б.Абдуллин отмечает, что учителю музыки сегодня важно владеть «..профессиональным тезаурусом педагогики, что является одним из показателей профессионализма, т.к. помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования и активно участвовать в обсуждении его насущных проблем...».
Выделим основные аспекты исследований в сфере современного музыкального образования: изучение возможностей педагогики искусства в музыкальном воспитании, изучение приоритетных профессиональных качеств личности учителя, изучение сущности, видов, достижений и особенностей профессиональной деятельности учителя - музыканта.
Отечественная система музыкального образования включает в себя как общее музыкальное образование, так и дополнительное, предназначение которого – в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Образовательные музыкальные программы направлены на воспитание у учащихся интереса и любви к музыке, на формирование их активных музыкально – слуховых представлений и развитие практических музыкальных навыков – исполнительских, слуховых и аналитических.
Автор данной статьи, являясь педагогом дополнительного образования и обратившись к исследованию актуальных направлений в области изучения практики преподавания музыки на современном этапе, считает, что таковыми являются:
- всестороннее изучение авторских педагогических методик и различных форм музыкально-педагогической деятельности, направленных на повышение интереса у учащихся к предмету и мотивации к обучению,
- изучение творческого опыта педагогов – музыкантов на примере показательных уроков и мастер - классов по предметам музыкально – образовательного цикла.
Педагогические исследования музыкально-практической деятельности на современном этапе, проведенные автором этой статьи, позволяют отметить следующее:
- Методика преподавания музыкальных дисциплин развивается с учетом
новейших достижений современной психологии развития музыкальных способностей;
- Имеется тенденция воспитания «открытого» слуха, т.е. способного воспринимать и переключаться на музыку разных стилей, в том числе XX и ХXI века;
- В педагогической и научно – методической литературе – прослеживается процесс взаимообогащения и взаимовлияния методик различных школ, в том числе и зарубежных;
- Разрабатываются методики преподавания музыкальных дисциплин с использованием в образовательном процессе специальных развивающих компьютерных программ.
Музыкальное образование также напрямую затрагивают инновационные процессы, при этом, в современной музыкальной педагогике прослеживается основная цель исследований:
- изучить представленный к внедрению в практику научно-методический и музыкально-педагогический материал,
- на основе изученного обозначить ведущие методы преподавания и определить наиболее значимые этапы проведения музыкального урока с точки зрения современных педагогических технологий,
Для этого ставятся следующие задачи:
1. изучить основные аспекты музыкальной педагогики: формы, методы и подходы к обучению музыке на современном этапе;
2. определить наиболее востребованные методики преподавания музыки
и изучить их практическое применение в образовательном процессе.
Необходимо отметить, что в музыкальной педагогике присутствуют как общие принципы педагогики, так и особые формы и методы преподавания. Основной вопрос многолетних исследований в музыке – процесс взаимодействия учителя и ученика. Для передачи знаний о музыке - адаптируются формы и методы, сложившиеся в общеобразовательной школе. Для усвоения же самой музыки и овладения практическими музыкальными умениями и навыками - требуются особые формы организации обучения, а также методы и средства, отвечающие специфике содержания музыкальных дисциплин. Основные принципы музыкальной педагогики, о которых упоминает А.Лагутин, «стоят наравне с общедидактическими»,а именно: воспитывающий характер обучения, научность и систематичность обучения, прочность прививаемых знаний, умений, навыков, индивидуальный подход к каждому ученику. «Педагогика искусства», - как отмечает А. В. Школяр, по сравнению с общей педагогикой, отстаивает свое право соединять методы преподавания основ музыкальной науки в тесном единении с инновациями.