Арзамас-городок - от Москвы уголок
…А живу я в старинном русском городе Арзамасе в трёх километрах от села Заречного, где Аркадий Гайдар написал свою "Голубую чашку".
Каждый год в середине июля город празднует свой день рождения. В этом году ему стукнуло 440. Хотя исследователи краеведы (и у них есть на это основания) считают, что Арзамасу не меньше 457 лет. Основал Арзамас на земле мордовского племени эрзян молодой царь Иван Грозный в лето победоносного похода на Казань. Название города происходит, скорее всего, от эрзяньского слова арсемес – желанный.
Один глаз на нас, а другой…
Арзамас известен в народе по пословице "Один глаз на нас, а другой в Арзамас". Были когда-то знамениты арзамасские гуси. Знают литераторы петербургское литературное общество "Арзамас", членом которого был Пушкин - Сверчок.
Отдельного упоминания и внимания литераторов заслуживает легендарная Алёна Арзамасская, которую неизменно сравнивают с Жанной Д' Арк, – участница восстания Степана Разина, командовавшая большим отрядом, сожжённая заживо по приказу князя Юрия Долгорукова за "ведовство" и "воровство".
Известна первая в России провинциальная школа живописи, которую организовал в Арзамасе академик А.В. Ступин. Один из его учеников художник В. Перов – автор известной картины "Тройка".
Период от второй половины 17-го до середины 18-века называют "золотым веком" Арзамаса. Развивались ремёсла, торговля, богатели и щедро давали деньги на строительство церквей купцы. К концу 17-го века Арзамас приблизился по численности населения к Нижнему Новгороду.
Путешествуя по России, в городе проездом была императрица Екатерина II. Жители Арзамаса вышли на московский тракт её встречать, до ночи ждали и уснули по обочинам дороги. А императрица задержалась, приехала только утром, увидев спящих подданных, обронила: "Сон-город".
На пути в Саров к мощам преподобного Серафима Саровского в 1903 году город посетил Николай II и вся царская семья.
Осчастливил Арзамас своим посещением президент России. Не действующий ныне, другой. Зима в том году была коварная, непредсказуемая. Снегу немерено, сосульки на крышах, на дорогах наледь. И вот накануне прибытия президента сто километров дороги Арзамас – Нижний Новгород волшебным образом были вылизаны, расчищены и посыпаны соответствующим составом. С улиц города Арзамаса, конечно, не всех, а тех, по которым мог проехать (и проехал!) президент был вывезен снег и удалён лёд. Счастье посещения города первым лицом государства не могли не заметить дети. Моя внучка сказала: "Я хотела бы, чтобы наш президент жил в Арзамасе постоянно. Тогда у нас всегда будет чисто, машины не будут застревать в снегу, а люди смогут безопасно ходить по улицам".
История города известна арзамасцам в изложении Н.М. Щеголькова и писателя-краеведа П.В. Еремеева. В начале 20-го века в Арзамасе насчитывалось более тридцати церквей, и среди них настоящая жемчужина зодчего М.П. Коринфского – Воскресенский собор. В Арзамасе останавливался Л. Толстой, отбывал ссылку Максим Горький, в городе бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Н.М. Карамзин, Н. Г. Чернышевский, В.Г. Короленко. Посещали Арзамас Владимир Маяковский, Павел Антокольский… Побывавший в Арзамасе Константин Паустовский вспоминал "золотые арзамасские яблоки" и "золотые купола церквей".
Арзамас называют городом Гайдара – здесь жил и вдохновенно работал замечательный детский писатель Аркадий Гайдар. Жил один из старейших провинциальных поэтов Александр Плотников. В Арзамасе живёт детский поэт Галина Дядина. Родом из Арзамаса поэт Николай Рачков, детский поэт Елена Липатова.
В городе живут и творят в силу своих талантов и способностей ещё два десятка менее известных литераторов, более 25-ти лет издаётся литературный журнал-альманах "Арзамасская сторона"…
Реликт
Около трёхсот лет тому назад объявился "арзамасский монструз". Об этом свидетельствует архивный документ, подписанный земским комиссаром Василием Штыковым: «Лета 1719 июня 4-го дня. Была в Арзамасском уезде буря великая, и день зделался яко ночь, и много домишек с анбары и всякого строения снесено, и смерч великий был и град, и многия скоты и всякая живая тварь погибли, и урон великий через то светопреставление имеем. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. Некоторые считают, что "двойное вино", как раньше называли водку, русские мужички по дорогое выпили, а змием закусили.
У меня, однако, своя версия. О ней – в рассказе "Чудо Георгия о змие".
"Потомок" великого поэта
Когда в Арзамасе в 1999 году был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину и площадь его имени, некоторые жители города вдруг заметили, что известный в городе фотограф, зарабатывавший на свадьбах, похоронах и съёмке школьников первого сентября, очень похож на поэта. Причина этого, надо думать, крылась в том, что Михаил, как звали фотографа, был кудряв и отрастил себе бакенбарды. А известно, что если у кого кудрявая голова и бакенбарды, то в народе он числится Пушкиным.
Скоро Михаила так и стали называть, а популярность он приобрёл необыкновенную. Считалось, если он снимал молодожёнов, то брак непременно должен быть счастливым.
А сам Михаил, коренной житель Арзамаса, покопавшись в родословной, пришёл к выводу: да, могло так случиться, что во время краткого, правда, ничем не подтверждённого посещения Арзамаса по делам наследования родового поместья в Большом Болдино, пылкий Александр Сергеевич мог увлечься его пра-пра-пра-бабушкой и…
Впрочем, спустя некоторое время, когда Михаил стал чаще посещать парикмахерскую и отказался от бакенбардов, сходство его с поэтом потускнело, но "Пушкиным" в городе его называют до сих пор.
Вирус "гениальности"
В один из праздников поэзии, которые ежегодно проходят в Болдино в день рождения Пушкина, в пасмурный день, выступая в роще Лучинник, одна молодая поэтесса заметила, что летает много комаров. Если бы ещё просто летали, так эти бестии ещё и кусаются, кровь писательскую пьют.
"Но меня это не пугает, – заявила смелая девушка, – потому что комары, которые сейчас кусают меня, являются далёкими потомками комаров, что пили кровь самого Пушкина!"
И с лёгкой руки юного таланта распространился слух, что таким образом – через особый вирус, передаваемый комарами, арзамасская земля способствует рождению новых литературных и прочих талантов.
Можно предположить, что кое-кто из литераторов, чувствуя упадок творческих сил и способностей, посещает Болдино и Арзамас, открывая комарам доступ к своему телу тёплой летней ночью, чтобы подхватить вирус "гениальности", полученный кровопийцами от "солнца русской поэзии".
Правда, у многих оказывается стойкий иммунитет к этому вирусу…
Чтобы левая рука не знала, что делает правая
Детство и отрочество Аркадия Голикова прошло в Арзамасе. Учился, хулиганил, лазил на колокольни, бил стёкла в храмах. По-мальчишески зажёгся революционными идеями в местном большевистском клубе. Увидел жизнь чёрно-белой. Достал недетское оружие. Пошёл воевать. И чёрный цвет стал белым, а белый – красным. Наделал трагических ошибок, потерял покой и здоровье. Стал детским писателем. Мечтал о жизни "совсем хорошей". Разглядел в реальной жизни полутона. И каялся, как последний грешник, терзая своё сердце.
Превозносили писателя в советское время, низвергали в годы перестройки…
В "Военной тайне" есть фрагмент, удивительный для детской повести. Уставший инженер Сергей Ганин едет в машине и видит сон. Он на границе, в разбитом белыми красном отряде. Ночь, костёр. И вдруг – неразгаданный шум. Враг? "Изменник Каплаухов тайно разорвал партийный билет". Но оказалось, это не белые, а всего лишь несчастные беженцы.
"И тогда всем стало так радостно и смешно, что, наскоро расстреляв проклятого Каплаухова, вздули они яркие костры и весело пили чай, угощая хлебом беженских мальчишек и девочек, которые смотрели на них огромными доверчивыми глазами".
И ещё были в том сне кони, все тёмные, невидимые в ночи. А конь Сергея заметный "очень хороший", "белогривый маленький и смешной Пегашка", которого начальник заставы называет худой недобитой скотиной. И только девочка из беженцев соглашается с Сергеем: "И конь хороший, и сам ты хороший".
Возможно ли, чтобы такой писатель, как Гайдар, пропагандировал христианские заповеди? Не только возможно, это на самом деле так. И раскаяние, и смятение души от содеянного зла, и многое другое.
Одна из христианских заповедей гласит: делай добро тайно и щедро, так, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая, и не труби об этом повсюду.
И Гайдар – большевик и атеист, воплощает эту заповедь в повести "Тимур и его команда" тонко, ненавязчиво в виде игры, которую приняло не одно поколение мальчишек и девчонок.