Экскурсионная работа как средство воспитания учащихся
Экскурсионная деятельность сегодня один из основных современных туристических продуктов, который постоянно развивается и усложняется. Без экскурсии не обходится, пожалуй, только охотничьи и рыболовные туры. Все остальные виды путешествий обязательно предусматривают экскурсии-ботанические, учебные, экологические, религиозные. Для учащегося это прекрасная возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и религиозными ценностями страны и народов.
Прогрессивные педагоги Западной Европы и России, выступившие против схоластики в преподавании, начали внедрять экскурсии в учебный процесс в конце XVIII-начале XIX вв. постепенно экскурсии стали органической частью учебного процесса в школе. Ещё во второй половине XVIII в. Известные педагоги И.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериво рассуждали о значимости прогулок на природу для детского развития. К этому времени уже появились переводные издания работ чешского педагога Я.А. Коменского, указывающего на важность принципа наглядности в системе обучения и воспитания подростков. Необходимость прогулок при изучении географии, истории и природоведения признавал и известный русский педагог и учёный К.Д. Ушинский. Тем не менее подобные «прогулки» были довольно редким явлением. Только со временем экскурсия превратилась в тот передовой элемент обучения, который стали практиковать в учебных заведениях.
Одним из первых организаторов экскурсионного дела и энтузиастов работы с детьми в России считается декабрист Иван Дмитриевич Якушкин (1794-1857). Находясь в городе Ялуторовск Тобольской губернии (Сибирь), Якушкин организовал летние походы и ботанические экскурсии для своих воспитанников, во время которых о рассказывал о растущих в полях травах и собирал гербарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnaya_rabota_kak_sredstvo_vospttaniya.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования
(название структурного подразделения)
Экскурсионная работа как средство воспитания
Исполнитель:
Китаева Елена Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Полысаевского городского округа
(8-384-56-4-45-41)
Кемерово
2018
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 2
1 глава Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсии.
2 глава. Виртуальная экскурсия…………………………………………….6
3 глава. Экскурсионная работа в воспитательной работе………………...7
Заключение …………………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………………...13
2
Введение
Экскурсионная деятельность сегодня один из основных современных туристических продуктов, который постоянно развивается и усложняется. Без экскурсии не обходится, пожалуй, только охотничьи и рыболовные туры. Все остальные виды путешествий обязательно предусматривают экскурсии-ботанические, учебные, экологические, религиозные. Для учащегося это прекрасная возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и религиозными ценностями страны и народов.
Прогрессивные педагоги Западной Европы и России, выступившие против схоластики в преподавании, начали внедрять экскурсии в учебный процесс в конце XVIII-начале XIX вв. постепенно экскурсии стали органической частью учебного процесса в школе. Ещё во второй половине XVIII в. Известные педагоги И.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериво рассуждали о значимости прогулок на природу для детского развития. К этому времени уже появились переводные издания работ чешского педагога Я.А. Коменского, указывающего на важность принципа наглядности в системе обучения и воспитания подростков. Необходимость прогулок при изучении географии, истории и природоведения признавал и известный русский педагог и учёный К.Д. Ушинский. Тем не менее подобные «прогулки» были довольно редким явлением. Только со временем экскурсия превратилась в тот передовой элемент обучения, который стали практиковать в учебных заведениях.
Одним из первых организаторов экскурсионного дела и энтузиастов работы с детьми в России считается декабрист Иван Дмитриевич Якушкин (1794-1857). Находясь в городе Ялуторовск Тобольской губернии (Сибирь), Якушкин организовал летние походы и ботанические экскурсии для своих воспитанников, во время которых о рассказывал о растущих в полях травах и собирал гербарии.
3
1 глава. Психолого-педагогические проблемы в организации экскурсии.
Процесс познания начинается с чувственного восприятия необходимых объектов экскурсантами. Таким образом внутренняя работа экскурсантов состоит из двух этапов; чувственного и логического познания, мышления.
Ощущение-это чувственный образ психический процесс отражения человеческим мозгом отдельных свойств и предметов, явлений и объектов: размеры, форма, звук и т.д.
Важную роль в экскурсии играет восприятие, оно более сложное чем ощущение отражение объекта, так как построена на нескольких ощущениях. Восприятие включает в себя не только целостный образ объекта, но и окружающую среду.
Следующим этапом в восприятии является представление. Чувственно-наглядный обобщённый образ предмета, который был у экскурсанта перед началом экскурсии. Представление связано с мышлением она является связующим звеном между чувственным и логическим познанием на любой экскурсии главным является мышление. Экскурсант получает новую для себя информацию, она входит в систему его знаний и становится своей. В результате у экскурсанта складывается понятие, что и является целью экскурсии как познавательной деятельности.
Понятие-представляет собой совокупность суждений о наиболее общих и существенных признаках данного объекта, признаках, которые связывают этот объект с целым классом объектов, и наконец, связывает его с общими законами данной науки. Экскурсионная информация связана с процессами волевого напряжения экскурсантов и, прежде всего, с характеристикой его памяти.
4
Можно сказать, что экскурсия является психологическим взаимодействием экскурсовода и объекта показа во время работы экскурсовода существует обратная связь «экскурсант-экскурсовод».
Главное в экскурсии-это эмоциональный рассказ экскурсовода, правильный показ объекта, так как подлинная цель экскурсии заключается в том, чтобы вызвать у экскурсанта сопереживание красоте. В целом экскурсовод организует интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность экскурсантов во время экскурсии. Как это сделать, и есть психологические проблемы экскурсионной теории и практики.
Экскурсией является передача знаний о прошлом особой методикой, а задача экскурсии-расширение культурного кругозора экскурсантов. Экскурсовод в ходе экскурсии занимается воспитанием, и образованием. Цель педагогического воздействия-вызвать эмоциональное отношение экскурсанта к памятнику. В плане воспитания речь идёт о том, чтобы повысить ценность памятников русского искусства в духовном мире человека, повысить его уровень эстетического восприятия мира, заинтересованность его историей отечества и национальность его историей отечества и национальной культурой. Основными принципами этих методов должны быть научность, идейность, доступность, системность и убедительность.
Для экскурсовода, как и для педагога, характеры четыре компонента деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Конструктивный компонент-умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приёма, содержание своей информации. Организаторский компонент-умение осуществить руководство группой, организовать сообщение информации, направить внимание экскурсантов на необходимые объекты, обеспечить выполнение программы обслуживания. Коммуникативный компонент-умение установить деловые отношения с
5
группой, водителем автобуса, работниками музея и другими экскурсоводами. Установлению контактов с аудиторией способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, манера поведения, и непринуждённость во взаимоотношениях с аудиторией.
Таким образом, экскурсия-это процесс, сочетающий в себе как образовательные, так и воспитательные задачи. И все вышесказанное можно рассматривать как педагогические проблемы экскурсоведения.
6
2 глава. Виртуальная экскурсия.
Дополнительное образование очень благотворная почва для того, чтобы вобрать, переработать и реализовать все возможные сочетания новых технологий и хорошо известных методик, подходов, знаний. Чтобы быть интересными детям, надо, прежде всего, самим быть интересными, творческими людьми, смотреть на мир широко открытыми глазами. Каждый из нас, является специалистом в своей области деятельности, и мы стараемся научить ребят тому, что знаем и умеем сами, при этом используем на занятиях разные формы: занятие-беседа, занятие-игра, занятие-викторина, занятие мастер-класс, занятие-экскурсия. Традиционные экскурсии – достаточно хорошо известный и понятный метод воспитания, образования. Но мы живем во время стремительного технического развития. Техника прочно вошла в наш быт. Сейчас практически у каждого участника телефон с видеокамерой, фотоаппарат, планшет и т.д. В работе объединения я использую видео экскурсии чтобы рассказать учащимся о музеях, заповедниках, заказниках. Что такое экскурсия? Её можно сравнить с документальным фильмом. Для создания видео экскурсии работают более узкие специалисты, используя специальное оборудование и компьютерные программы обработки. Перед образованием стоит задача развивать внутренний туризм. Выводить ребят на экскурсии по городу и области. Эта хорошая идея. В этой отрасти необходимо использовать не только знание и опыт педагога, но и включить учащихся в активную деятельность. Во время экскурсии активно задействовать экскурсантов на фотосъёмку и видеосюжеты. При этом обязательно учить ребят делать это осознанно, обращать внимание на эстетичность, художественность фото и видео. При этом обязательно учить ребят делать это осознанно, обращать внимание на эстетичность, художественность фото и видео. Затем после экскурсии вместе с учащимися создать видеопрезентацию с использованием компьютерных программ. Такую работу можно оформить в виде туристических
7
образовательных маршрутов, социальных проектов. По итогам учебного года можно провести конкурс маршрутов. Знания о своем крае, полученные таким способом, будут ребятам и полезны и интересны и останутся с ними надолго. Я как педагог провожу занятия с учащимися разного возраста в основном от 9 до 14 лет. Мы с ребятами совершаем воображаемую экскурсию по родному городу. Я предлагаю учащимся представить, что к нам в гости приехали родственники или знакомые из других городов. А затем задаю вопрос, какие места, области и города они хотели бы показать гостям. После беседы, я предлагаю посмотреть видеопрезентацию, фотографии, а заодно не только повторить сказанное, но и обратить внимание на то, о чем мы забыли сказать. Особенно интересна техника сопоставления фото города современного и тех же мест, но столетней данности, совмещенные в одном снимке. Работая вместе с учащимися, педагог и для себя открывают много нового, учатся смотреть на окружающий мир через объектив фотоаппарата и видеокамеры, что позволяет расширить свой кругозор, заинтересоваться вопросами гармонии окружающего пространства, перспективы, истории своего края. Многие дети много времени проводят в сети интернет, это увлечение тоже можно привязать к краеведческому интересу. Много замечательных фотографов специализируются на снимках нашего города, работают в разных техниках и выкладывают свои работы в социальных сетях.
8
Глава 3. Экскурсионная работа в воспитательной работе.
Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Целью экскурсионной работы является приобщение учащихся к культурному и историческому наследию.
Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.
Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, географии. Мне кажется, что увиденное на экскурсии должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.
Мы посетили большое количество экскурсий, которые можно разделить, а несколько направлений:
История и культура нашей Родины (Краеведческий музей г. Ленинска-Кузнецкого, пгт.Крапивинский, г. Кемерово; Храм Петра и Февронии гор.Полысаево, Знаменский кафедральный собор гор.Кемерово, Музей физической культуры).
9
Природа (Палеонтологический музей гор.Кемерово, Краеведческий музей гор. Ленинска-Кузнецкого, Томская писаница, Домашний зоопарк гор.Ленинск-Кузнецкий, Террариум гор.Ленинск-Кузнецкий, Ботанический сад гор.Кемерово, Томская писаница).
Наука и техника (Краеведческий музей гор.Кемерово, музей Красная горка гор.Кемерово, Краеведческий музей гор.Ленинск-Кузнецкий, Музей Кольчугинского рудника гор.Ленинск-Кузнецкий, Аэропорт гор.Кемерово).
Эстетическое направление (Драм театр гор.Кемерово, Выставочный зал гор. Ленинска-кузнецкого, кинотеатр «Киногалактика» гор.Ленинск-Кузнецкий.
По своей цели экскурсии бывают:
Обзорные, которые знакомят с залами и экспозициями музея.
Тематические они раскрывают какую-то определённую тему.
Организуя экскурсии, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Они зависят от возраста ребёнка, уровня его развития, степени сформированности представлений.
Большое значение для педагога дополнительного образования при выборе экскурсий имеет знание индивидуальных личностных особенностей учащихся. Конечно, порой сложно «угодить» всем учащимся конкретной экскурсией, но каждый раз нужно прислушиваться к пожеланиям ребят. Поэтому при выборе экскурсии я стараюсь ориентироваться на интересы учащихся, а также связывать содержание экскурсий с тем материалом, который изучается на занятиях и с жизненным опытом детей. Сначала стремлюсь заинтересовать детей тематикой экскурсии. Любая экскурсия познавательна!
Безусловно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
10
Детей младшего школьного возраста привлекают чисто внешние эффекты, событийная сторона, практическая направленность экскурсий. Они стремятся потрогать, проверить, как всё работает, как это можно использовать, с удовольствием узнают что-то новое, интересуются природой.
Большинство подростков обладают некоторыми знаниями о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актёров, однако их осведомлённость в различных видах искусства неодинакова. У них не хватает познаний в области живописи, классической музыки, скульптуры, архитектуры и эти пробелы можно восполнять в ходе экскурсий в музеи, картинные галереи, различные города нашей Родины. Эти экскурсии помогают привить любовь к истории и культуре нашего народа.
Заметны различия среди мальчиков и девочек в той тематике экскурсий, которая наиболее для них привлекательна. Девочки в большей степени интересуются живописью, классической музыкой, поэзией, театром. Мальчиков привлекает наука и техника, героика, приключения, фантастика.
А сейчас хотела бы сказать об одном важном условии, без которого любая экскурсия не будет успешной. Это внимание! Это та первая ступенька, на которую надо подняться, чтобы иметь возможность увидеть, услышать, осознать. Воспитать в себе умение быть внимательным – значит научиться чувствовать и понимать окружающую действительность, искусство. Внимание должно быть «направленным» и в то же время широким, улавливающим как внешнее, так и внутреннее, суть, смысл явления и подробности. Внимание должно быть творческим, пробуждающим фантазию и воображение.
После экскурсий мы с ребятами обмениваемся впечатлениями об увиденном и услышанном ими. При обсуждении книг, спектаклей, картин, музыкальных произведений следует обращать внимание на мастерство писателей, режиссёров, художников, композиторов. Такие беседы должны
11
будить и усиливать интерес и любовь к искусству. Надо говорить с детьми о силе художественных образов, о том, какими средствами добивается их выразительность, о прекрасном в жизни и произведениях искусства. Следует говорить доступным детям языком, но при этом вводить новые понятия и факты, связывать их с уже имеющимися. Возможны и другие формы обсуждений и обмена впечатлениями: лекции, объяснения, круглые столы, диспуты, конкурсы, викторины, написание заметок в газету «Наш лицей».
Таким образом, будет расширяться кругозор школьников и постепенно появляться более серьёзное и глубокое отношение к произведениям искусства. Если дети научатся воспринимать искусство, то они станут лучше, совершеннее и тогда они окажутся способными понять, почувствовать, услышать тех людей, которые создали эти замечательные произведения искусства.
12
Заключение
Экскурсоведение в России на сегодня очень востребовано. Развиваются теоретические основы, обогащается практика экскурсионного дела. Во многом именно введение чего-то необычного в традиционную экскурсию становиться залогом успеха и востребованности экскурсий у учебных заведений. Качественная подготовка экскурсионных специалистов по экскурсионному делу сегодня призвана одним из ведущих факторов в развитии экскурсоведения. Современного человека, существующего в перенасыщенном информационном мире, уже сложно чем-то удивить. Вот почему интересная экскурсия сегодня сродни произведению искусств.
13
Список литературы
- М.М. Симонова Гуманитарные проблемы в организации экскурсионной деятельности //Научное обозрение:Гуманитарые исследования-2016 стр.45-49
- Б.В. Емельянова Экскурсоведение//Советский спорт-2009 стр.111
- Н.А. Добрина Экскурсоведение, учебное издание//Москва Издательство «Флинта-2013» стр.49,151,260