Десять причин учиться в музыкальной школе

Муллахметова Екатерина Геннадьевна

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее … Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учиться музыке, и эти причины должны знать современные родители и дети: Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой с раннего возраста очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
 

Автор - Кирнарская Д.К. - российский музыковед, проректор РАМ им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_prichin_uchitsya_v_muz.shkole.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕСЯТЬ ПРИЧИН УЧИТЬСЯ  В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее … Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учиться музыке, и эти причины должны знать современные родители и дети: Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой с раннего возраста очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Многие известные мужчигы-музыканты начали играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Помимо этого, игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов.

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, (развивая при этом память), и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из них знал не один иностранный язык.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.
Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Музыка ведет от сердца к сердцу.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Пение в группах развивает способность работы в команде. Те есть занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. На хоре правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект. Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Автор - Кирнарская Д.К. - российский музыковед, проректор РАМ им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век».