Извлечение звука на флейте.
Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.
Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.
Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:
Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.
Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.
Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.
Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.
Наконец мы добрались до самого извлечения звука.
Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.
Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.
После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.
Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.
Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.
Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей - воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).
После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.
Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.
Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).
Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.
Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.
Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.
Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.
Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.
Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.
Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.
С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:
Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.
Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.
Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.
Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.
- Мне нравится (2)