Роль добровольчества в организации социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Роль  добровольчества в организации социальной

поддержки  семей, воспитывающих детей-инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Александрова О.Г., учитель начальных классов,

Базолина Н.Н., учитель начальных классов,

Поминова О.Г., учитель начальных классов.

 

Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.

Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность   означает   существенное  ограничение   жизнедеятельности, что  приводит к  социальной  дезадаптации, которая  обусловлена  нарушениями   в  развитии, затруднениями  в  самообслуживании, общении, обучении,  овладении  в  будущем  профессиональными  навыками. Освоение  детьми   с ограниченными возможностями здоровья социального  опыта,  включение   их  в  существующую  систему  общественных отношений  требует  от общества и  семьи  определенных  дополнительных  мер,  средств  и  усилий. Как  следствие, семья,  имеющая  ребенка-инвалида,  оказывается  в  трудной  жизненной  ситуации, она  испытывает  социальные, психологические и  материальные проблемы.

С целью привлечения  внимания  общества к проблемам семей  с детьми-инвалидами  в содружественной  работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и  благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.

В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.

Коллективом  школы  была  разработана  и  внедряется социально-реабилитационная программа поддержки  семей,  находящихся  в  трудной  жизненной ситуации. В  реализации  которой  принимают  участие добровольцы и  волонтеры – студенты  ставропольских  вузов. Волонтерская  деятельность  позволяет  студентам почувствовать себя нужными,  способными  творить, нести добро, переживать свое  живое  участие    в   социальной поддержке,  которая  так необходима  ребенку-инвалиду.  В  рамках  направления  «Социальная  поддержка  семей  с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной  ситуации»  педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется  ряд  акций  и  мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, девочки», «А, ну-ка, мальчики»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в  ней  привлекаются волонтеры  и добровольцы. Каждые два  месяца в школе  проводится, ставшая  традиционной, добровольная акция помощи  родителям  дошкольников с нарушениями  слуха,  живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».

Ежегодно проводится территориальный  мониторинг  семей с детьми-инвалидами,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации.

Создан опорный  пункт помощи семьям детей  с ограниченными возможностями здоровья, состоящий  из  специалистов школы-интерната,  волонтеров,  благотворителей  и  родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного  пребывания  дошкольников  с ограниченными  возможностями    здоровья,  не  охваченных   образовательной  системой.

Социально-реабилитационная программа направлена на:

-приобщение  родителей   к  образовательному  процессу;
-организацию  совместной  деятельности  родителей  и  детей;
-сотрудничество  и  расширение    поля  позитивного  общения   в  семье;
-сокращение распространенности  социального  неблагополучия  семей, имеющих  детей   с ограниченными   возможностями  здоровья;
-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;
-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность,  защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и  создает предпосылки для независимой жизни.

Такой подход позволяет решить следующие задачи:

  1. Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
  2. Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
  3. Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
  4. Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
  5. Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.

Результатом такой работы является:
1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья  на период занятости родителей.
2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;
3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей  с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.
5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей  с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.
7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, при реализации нашей  социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:

  1. Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
  2. Трудность общения с родителями (многие из них  - инвалиды по слуху);
  3. Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
  4. Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
  5. Неграмотность родителей по  вопросам специального  коррекционного образования;
  6. Нежелание сотрудничать  со школой.
  7. Ограниченные финансовые возможности школы.

Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с  детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов.