Главные вкладки
Роль добровольчества в организации социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль добровольчества в организации социальной
поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Александрова О.Г., учитель начальных классов,
Базолина Н.Н., учитель начальных классов,
Поминова О.Г., учитель начальных классов.
Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. В ряде российских регионов запускаются новые проекты по созданию молодежных добровольческих служб.
Проблема инвалидности является актуальной в современном обществе. Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества и семьи определенных дополнительных мер, средств и усилий. Как следствие, семья, имеющая ребенка-инвалида, оказывается в трудной жизненной ситуации, она испытывает социальные, психологические и материальные проблемы.
С целью привлечения внимания общества к проблемам семей с детьми-инвалидами в содружественной работе специалистов и родителей принимают участие добровольцы и благотворители, что приводит к полноценному развитию личности детей-инвалидов, к их социализации и интеграции в общество.
В России первый опыт организованного добровольчества, который затем дал импульс для развития добровольческого движения по всей стране, появился в Москве и Санкт - Петербурге в начале 90х годов. К началу 1997 года идеи добровольческой деятельности получили более широкое распространение в Сибири, Нижнем Новгороде и других регионах Российской Федерации.
Коллективом школы была разработана и внедряется социально-реабилитационная программа поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализации которой принимают участие добровольцы и волонтеры – студенты ставропольских вузов. Волонтерская деятельность позволяет студентам почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в социальной поддержке, которая так необходима ребенку-инвалиду. В рамках направления «Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации» педагогами, волонтерами, добровольцами и родителями детей-инвалидов реализуется ряд акций и мероприятий: акции-рейды «Мой чистый город», «Вам, ветераны», «Птицы – наши друзья»; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «А, ну-ка, девочки», «А, ну-ка, мальчики»; экскурсионно-туристические мероприятия «Край, мой родной», «Море, солнце и я!»; учебно-коррекционные занятия, художественно-творческую деятельность (занятия в художественно-творческих мастерских театра-студии «Вдохновение»), тренинги, консультации, деловые игры, круглые столы. Педагогами школы ежегодно проводится акция «Шаг навстречу», к участию в ней привлекаются волонтеры и добровольцы. Каждые два месяца в школе проводится, ставшая традиционной, добровольная акция помощи родителям дошкольников с нарушениями слуха, живущим в отдаленных районах края. Школа принимает участие в движении «Добрые Дети Мира».
Ежегодно проводится территориальный мониторинг семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создан опорный пункт помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящий из специалистов школы-интерната, волонтеров, благотворителей и родителей-добровольцев, при котором организованы группы кратковременного пребывания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не охваченных образовательной системой.
Социально-реабилитационная программа направлена на:
-приобщение родителей к образовательному процессу;
-организацию совместной деятельности родителей и детей;
-сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье;
-сокращение распространенности социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
-на создание и использование эффективных технологий и методов, обеспечивающих получение стабильных педагогических и социальных эффектов в работе педагогов, волонтеров, благотворителей, родителей с детьми-инвалидами;
-содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защиту и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что помогает их интеграции в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Такой подход позволяет решить следующие задачи:
- Привлечь внимание общества к проблемам семей с детьми-инвалидами.
- Вовлечь студентов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в волонтерскую работу.
- Оказать психолого-педагогическую помощь семьям с детьми-инвалидами и детям с ограниченными возможностями здоровья, у которых нет возможности посещать образовательные учреждения.
- Обогатить положительный социальный опыт родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, создать единую социальную среду в школе, семье и в обществе в целом.
- Организовать и расширить обмен родительским опытом между семьями, имеющими детей-инвалидов.
Результатом такой работы является:
1. Создание при содействии добровольцев системы взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов, а также условий для обеспечения дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости родителей.
2. Реализация условий, обеспечивающих интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в среду слышащих;
3.Участие добровольцев в обеспечении индивидуального и социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов.
4.Определение направлений и содержания работы специалистов, организующих включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду слышащих в разные возрастные периоды.
5.Постепенное расширение интеграционного пространства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
6.Оказание помощи учащимся в выборе профессий и самореализации в мире труда.
7. Подготовка методических материалов для родителей, волонтеров и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, при реализации нашей социально-реабилитационной программы коллектив школы сталкивается с такими препятствиями как:
- Географическая удаленность мест проживания семей от школы;
- Трудность общения с родителями (многие из них - инвалиды по слуху);
- Социальное положение семей (социально и материально неблагополучные семьи);
- Нахождение детей на попечении государственных или опекунов;
- Неграмотность родителей по вопросам специального коррекционного образования;
- Нежелание сотрудничать со школой.
- Ограниченные финансовые возможности школы.
Несмотря на возникающие трудности уже накоплен некоторый положительный опыт совместной работы добровольцев, благотворителей, родителей и специалистов школы-интерната в организации социальной поддержки семей с детьми-инвалидами: собраны материалы, вовлечены добровольцы из числа студентов ставропольских вузов.