методическая разработка по предмету декоративная композиция "Мой Саранск"

Асабова Ирина Геннадьевна

Методическая разработка уроков

 по декоративной композиции в 5 классе ДХШ на тему:

«Мой город Саранск».

 

 Цели занятия:

 1)      Образовательная:

- учащиеся овладевают навыками стилизации, формируют умения и навыки в области изображения улиц, достопримечательностей города;

2)   Развивающая:

-учащиеся развивают творческое мышление, художественное восприятие, воображение, наблюдательность, творческий потенциал, навыки        последовательного ведения работы.

3)   Воспитательная:

 - учащиеся развивают свой интерес к предмету «Декоративная     композиция».

         Задачи: 

- Выполнение декоративного городского пейзажа.

- Выполнение эскизов в карандаше.

- Выполнение окончательного варианта на формате А2 в технике гуашь.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятия: беседа, практическая работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:

Для учителя:

- Презентация «Наш Саранск»,

- Работы учащихся ДХШ.

Для учащихся: бумага для эскизов, ватман формата А2, гуашь, кисти.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная.

Структура (хронометраж занятий):

Время выполнения задания - 15 академических часов. В 5 классе ДХШ предмету «Декоративная композиция» отводится 3 часа в неделю. Таким образом, на данное задание отводится 5 занятий.

   

 

 

  Занятие 1 (3 часа).

1.     Организационный момент.

2.       Постановка задачи.

3.      Беседа о декоративном пейзаже, достопримечательностях города Саранска.

4.     Самостоятельная работа - выполнение вариантов городского пейзажа небольшого формата.

5.     Рисунок в карандаше окончательного варианта пейзажа на формате.

 

Занятие 2 (3 часа).

1.     Организационный момент.

2.     Уточнение деталей в рисунке на формате.

3.     Работа в цвете.

 

           Занятие 3 (3 часа).

1.     Организационный момент.

2.     Работа в цвете (работа над фоном).

3.     Анализ работ.

 

           Занятие 4 (3 часа).

1. Организационный момент.

2. Работа в цвете (работа над деталями архитектуры).

3. Анализ работ.

 

           Занятие 5 (3 часа).

1. Организационный момент.

2. Работа в цвете (работа над деталями переднего плана).

3. Анализ работ.

Содержание занятия 1.

 

Цели и задачи:

1. Понятие о достопримечательностях города Саранска;

2. Формирование у учащихся  умений и навыков в области изображения улиц, достопримечательностей города.

3. Развитие восприятия, воображения.

4. Развитие мышления, наблюдательности.

5. Развитие творческого потенциала.

Оборудование:

Для преподавателя:  презентация с достопримечательностями города, рисунки детей.

План  урока: 

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа над новым материалом.

4. Практическая работа.

5. Итог урока.

Ход урока:

Этапы урока,

учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Подготовка

наглядного материала, презентации.

Проверяют рабочее место.

2.Актуализация знаний.

Вступительная беседа.

Смотрят, слушают, обобщают знания.

Включаются в работу.

Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса.

Высказывают свое  мнение.

3.Работа над новым материалом.

Объяснение нового материала

4. Практическая работа

Фронтальная работа.

Рисование достопримечательности города

5. Итог урока.

 

Анализ работы учащихся. Обсуждение успехов и неудач в работе. Вопросы.

Активно подводят итоги урока.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

2. Актуализация знаний.  Вступительная беседа.

В каком городе мы с вами живем?

Есть, возможно,

Уголки красивые,

Есть богаче, шире

Есть края.

Только мне из всей

Моей России

Ближе к сердцу

Мордовия моя!

Что такое родина? (Ответы детей).

Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем ее, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем ее красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На чужой стороне и весна не красна».

3. Работа над новым материалом.

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд –

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (улица)

Показ иллюстраций улиц города Саранска

- Какие они? (широкие, длинные, красивые, светлые)

Какие дома в нашем городе?

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие,

Панельные, кирпичные –

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные, -

Дома бывают разные.

Да, в нашем городе много домов, которые стоят каждый на своей улице. Самая длинная улица Саранска – Полежаева, самая старая – Советская. (показ иллюстраций)

Кроме домов наш город украшают памятники, фонтаны и аллеи. Ребята, какие достопримечательные места нашего города вы знаете?

(Ответы детей: площадь Победы, парк имени А.С. Пушкина, стадионы, Советская площадь и т.д. ).

Давайте полюбуемся неповторимостью современного Саранска.

(Под музыку дети любуются фотографиями города на слайдах).

Наш город очень красивый, а раньше он был крепостью, и здесь было много деревянных домов. Улочки были маленькие, много зелени, не было асфальта.

(Фотографии на слайдах).

Вот герб нашего города (показ) – здесь центральное место занимает лисица, потому что раньше мордва, что жила в городах и селах занимались охотой, а меха продавали на рынках.

Наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город.

Что нужно делать, что бы город был чистым, красивым?

Ответы детей.

Я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки (читает стихотворение):

 

Обойди хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелик наш городок,

А дороже нету.

Появился он давно

Был сначала крепостью

Стал уездным городком

И расстались с ветхостью.

Стали строится дома,

Фабрики, заводы,

А церквушки навсегда

В памяти народной.

Город стал красив и ярок,

Индустрия расцвела,

Даже лампочки Саранска

Освещали зал Кремля.

Современные постройки

Украшают город наш

Стадионы, парки, храмы, -

Вот что строится сейчас.

Технопарк в проект  нашем

И танцующий фонтан,

Площадь тысячелетья –

Ей и старт уж в центре дан.

Не узнать Саранск сегодня,

Я горжусь его красой

Дорог мне мой славный город

Породнилась с ним судьбой.

 

 

4.Практическая работа учащихся.

Ребята приступайте к поиску эскизов. Сегодня нужно постараться  перевести выбранный сюжет на большой формат. В завершение урока устроим просмотр. (Ребята приступают к работе)

5. Итог урока.

Анализ и оценка.

Подведем итоги нашего урока. Что нового вы узнали на занятии? (Учащиеся отвечают)

Молодцы! Давайте оценим выполненный этап работы. На следующем уроке начнем работу цветом.

 

 

   В процессе работы над эскизами и рисунком окончательного варианта ведется работа индивидуально с каждым  учащимся, даются рекомендации по тому или иному вопросу, обращается внимание на образцы учебных работ.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_asabova.docx1.17 МБ

Предварительный просмотр: