Внеклассное чтение.
Мои первые пятиклашки. Любителей чтения среди них немного. Как приучить детей читать? Этот вопрос очень интересует многих родителей. Викторины и литературные игры по типу передач "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", инсценирование басен, смотр читательских дневников и награждение самых активных читателей в конце каждой четверти, создание классной библиотеки любимых книг и каталога наших рецензий на прочитанные произведения, уроки с родителями, посвящённые любимым книжкам их детства... Что ещё придумать?
Весной на одном из последних уроков уходим в город, по горьковским местам. Совсем недалеко от школы ул. Ковалиха. Здесь в доме богатого нижегородского мещанина, владельца нескольких мастерских по окраске тканей Василия Васильевича Каширина, 16 (28) марта 1868 года родился будущий писатель А. М. Пешков (М. Горький). От дома остался только флигель, незаметно ютится он среди современных высоток. Выходим на Варварскую улицу. Церкви, в которой крестили Алёшу Пешкова, его мать Варвару Васильевну и деда Василия Каширина, давно нет: она была снесена в 1958 году в связи с ее аварийным состоянием. На этом месте было построено кафе, а в 1970-х годах — Дом политического просвещения (сейчас здесь располагается Торгово-промышленная палата).
Спускаемся через Кремль к Нижне-Волжской набережной. У Речного вокзала рассматриваем альбом с фотографиями прошлого века. Совсем иначе выглядели тогда берега Волги. А вот некоторые дома на улице Рождественской очень даже узнаваемы. Долго не можем оторваться от старинных фотографий.
Зачитываю первые страницы повести "Детство". Кем-то книга уже прочитана, кто-то ещё не брал её в руки.
Поднимаемся по Почтовому съезду той самой дорогой, которой шёл маленький Алёша. Вот перед нами высокий забор. Читаем вслух описание из повести. Попадаем внутрь двора. Пока ждём экскурсовода, успеваем заглянуть в красильню, амбар, каретник и рассмотреть всё внутри. У читавших повесть уже всплывают в памяти отрывки из книги, связанные с этими постройками. Обсуждаем вспомнившиеся эпизоды. Те, кто ещё не читал, прислушиваются к нашему разговору - всё-таки им тоже интересно. И вот мы в доме. Он поражает ребят своими небольшими размерами (они уже знают, сколько человек здесь ютилось) и низкими потолками. Экскурсовод рассказывает, что в экспозиции музея представлены подлинные предметы того времени (40% из них - мемориальные, принадлежавшие семье Кашириных, остальные подобраны как типичные для бытового обихода мещанской среды второй половины XIX века), что в комнатах восстановлена подлинная обстановка семьи Кашириных. Кажется, будто ни время, ни люди ничего не изменили в этом доме. Притихшие, словно заворожённые встречей с прошлым, ребята бесшумно следуют за милой женщиной, время от времени задавая ей вопросы, осторожно притрагиваясь к экспонатам. Экскурсия заканчивается. Несколько снимков на память. Вопросы экскурсоводу. Идём к выходу. И новое потрясение: крест, которым раздавило Цыганка, неправдоподобно огромен… Пока дети обмениваются впечатлениями, экскурсовод расхваливает их на все лады. Мне приятно. Надо разделить радость со Светланой Николаевной Голубевой, их первой учительницей и моей «крёстной мамой» в педагогике.
Возвращаемся в школу. «А у нас ещё будут такие уроки? А мы прочитаем «В людях»? А по другим горьковским местам пойдём? А какие ещё писатели жили в нашем городе?» Вопросы, вопросы, вопросы… Я только улыбаюсь и говорю, что всему своё время и всё они узнают, когда это время придёт. Хотя ответы у меня уже есть. Да, у нас будут подобные уроки-экскурсии. Пройдём по тем улицам в центре города, по которым ходил не только Алёша Пешков, но и другие известные нижегородцы. Посетим музей-квартиру Горького на улице Семашко и литературный музей его имени на улице Минина, где услышим в записи голоса прошлого века. И сходим в Острог, что на площади Свободы. И посмотрим фильм «Детство», снятый по прочитанной нами повести. И прочитаем не только «В людях», но и «Мои университеты». Да и на лето у меня уже готов список литературы, в котором в основном книги о детях, ровесниках моих юных читателей. В сентябре начнём изучать фольклор, но не в классе, а в музее деревянного зодчества, в русской избе, среди лаптей, сарафанов, самоваров. И много ещё интересного намечено в моих планах учебно-воспитательной работы на несколько лет вперёд.