«Развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования»
Развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования.
Основная цель - приобщить детей к прекрасному, развить интерес к изобразительному искусству. Наша задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию, дать им необходимые знания, умения и навыки для дальнейшей учёбы. Дети способны создавать красивые, выразительнее рисунки. В итоге каждого занятия остаётся результат, который можно анализировать и оценивать. Особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира, развитие восприятия, воображения, образного мышления.
Главная задача на начальном этапе занятий изобразительным искусством с ребёнком заключается в том, чтобы у него возник стойкий интерес к рисованию, потребность в нём.
Каждый ребёнок - это отдельный мир со своими правилами, поведением, мыслями. И моя задача помочь детям открыть глаза на сложный красочный мир, посеять в их душах радость от встречи с прекрасным, сохранить детское восприятие красоты на всю жизнь.
На занятиях с помощью изобразительного искусства мы знакомимся с новыми для детей предметами и явлениями жизни. От предметов и явлений, близких и знакомых, дети постепенно идут к восприятию всё более сложных явлений.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества. Поэтому в работе с детьми огромную роль значит игровое обучение. Чтобы у ребёнка возникло желание выполнить учебное задание, необходимо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
К детям на уроки приходили их любимые игрушки, герои сказок, рассказывалась вымышленная история о нуждах и заботах этих персонажей и предлагалась помощь детей. Так дети на протяжении всего года играют в путешествия, сами являются путешественниками.
Особое место занимают творческие задания. Их целью подвести детей к образному отображению окружающей действительности. Они учат думать, сочинять, фантазировать.
Путешествие в мир красок. Дети знакомятся с основами изобразительной грамоты, приобщаются к секретам работы с красками, кисточками, водой и бумагой - основными орудиями труда художника. Знакомятся с различными техниками исполнения и художественными материалами. Большое внимание уделяется развитию у детей чувства цвета. Занятия помогают каждому ребенку: больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, научить свободному владению кистью, узнать о тёплых и холодных тонах, узнать о влиянии цвета на настроение.
На занятиях используем разнообразную технику и методы рисования: технику восковых мелков, метод монотипии и одновременного смешения красок, рисование по серому.
Слово "Путешествие" настраивает детей на "пейзажно-географическую" приключенческую волну. Занятия превращаются в игры-путешествия по природным пространствам. Нас ждут горы, леса, моря и многое другое.
Путешествие по родной земле. Знакомит детей с народным творчеством, ремёслами, традициями мастеров, умельцев, их богатейшей фантазией.
Дальнейшее обучение детей строится на основе приобщения их к наблюдению за окружающей действительностью. Занятия построены по принципу продолжения знакомства со способами работы различными художественными материалами.
На занятиях дети учиться смешивать краски, открывают разницу между краской и цветом и чувствуют эмоциональную насыщенность отдельных цветов. Возникает задача замещения заимствованных стереотипов цветовосприятия (небо голубое, море синее). Восприятие цвета приобретает осмысленный характер. Дети открывают важный факт: оказывается, цвет может быть носителем информации - выражать настроение художника и влиять на настроение зрителя. Они сами, через цвет должны выразить своё отношение к герою сказки, изображаемому событию.
Основным материалом освоения живописной грамоты предлагаются акварель и гуашь. Используются цветовые мелки (восковые), цветные карандаши, пастель. В процессе обучения дети продолжают осваивать технику рисования красками.
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Более глубокое знакомство с художественными материалами поможет углубить представление детей о живописи, о природе цвета.
Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали усвоенные ранее. Уже после второго, третьего заданий дети сами называют правила, определяющие, как держать кисточку, как пользоваться красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования. Усвоение умений и навыков даёт возможность детям сознательно овладевать техникой рисования и сознательно её применять.
Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по
сходству в цвете. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
-повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;
-оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
-делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам;
-соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).
Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию - контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий.
Используемые методики в преподавании изобразительного искусства.
Общеизвестно, что знания бывают холодными и горячими: холодные - это чужие, от учителя, из книг, а горячие — это результат собственного мышления, личного опыта. И тогда учение есть любознательность, когда любовь первична, а знание вторично, то есть присутствует эмоциональное принятие знаний.
Решению этих задач должна помочь организация учебно-исследовательской деятельности. Элементы исследовательской деятельности на минимальном уровне включаются на занятиях. Например, знакомство с тремя основными цветами: красным, желтым, синим - предполагает дальнейшее самостоятельное открытие ребенком цветов составных: оранжевого, зеленого, фиолетового. Самостоятельно каждый маленький человек совершает для себя открытие - создание нового цвета, чудо творения. При знакомстве с теплохолодностью цвета обучающимся предлагается самим определить, какие цвета могут быть теплыми или холодными. Привлекается личный эмоциональный и бытовой опыт каждого ребенка. Вспоминают явления предметы окружающего их мира и пытаются определить, прочувствовать «Тепло» и «Холод» каждого из них.
Запоминание, осознание материала идет на уровне чувств, но самое главное, что эти знания ребенок «добыл» сам! Это его открытие, его маленькая победа!
В дальнейшем учащимся в индивидуальной и групповой форме предлагается найти разницу в цвете для фруктов и овощей, выросших на солнце и в тени, спелых и недозрелых. Дети спорят, смешивают краски, пытаются опытным путем, рассуждением, представлением найти ответ. И находят. Цвет остается, не он меняется! И ребенок вдруг делает открытие, что зеленые листья у растений на окнах в классе - разные! Зеленые, но разные зеленые! И за окном на дереве тоже зелень такая разная! И вспоминают, что клубника, земляника, малина - красные, но какие друг на друга непохожие цвета!
Психологи, проведя большую исследовательскую работу, пришли к следующим выводам. Дети рисуют «красивое», в большинстве случаев цветами теплыми, чистыми, локальными, яркими. «Некрасивое» изображают небрежно, краски грязные, темные, черные. Это не просто раскрашенные изображения, это эмоционально пережитое, личное.
Таким образом, на занятиях рисованием возможно использование разнообразных форм и методов обучения. Задания должны быть рассчитаны на обучающихся с разным уровнем способностей, при этом учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
На занятиях требуется сочетание различных видов работы: индивидуальной, групповой, коллективной. Ребенок сам выбирает, что ему по силам, где он может реализоваться, в чем, в каком деле он будет доволен собой, результатом своего труда. В индивидуальной работе главное для каждого — демонстрация личных знаний, умений, навыков. Умение порадоваться чужой удаче- заметить и указать на ошибку, не задев самолюбия товарища. Это сложная нравственная задача, которая значима наряду с задачами обучения.
Традиционные методы преподавания учебного предмета изобразительное искусство имеют огромный практический опыт. Творчество не отрицает знание норм. Зная правила, основы, мы можем увидеть индивидуальность исполнения, своеобразие и непохожесть работы. У детей очень богатая фантазия, воображение. Но фантазия и творчество - это не одно и то же. «И если фантазию ребенка не связывать с грамотным выполнением работы, это значит, в конце концов, загнать ученика в тупик». Уделяя должное внимание традиционным методикам преподавания, необходимо искать инновационные подходы для открытия ученикам их собственного пути к прекрасному в окружающем и внутреннем мире каждого человека.