Рекомендации воспитателям по работе над лексической темой "Наша армия"
В подготовительной к школе группе работа по ознакомлению детей с Российской Армией направлена не только на формирование более полных и точных представлений о моряках, летчиках, погра ничниках и т. д. Очень важно, чтобы дошкольники поняли, что характерно для Российской Армии, поняли связь Российской Армии со всеми народами нашей страны, усвоили некоторые исторические факты героического прошлого Российской Армии.
Задача педагога - сформировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Защитники Отечества Военные профессии»
Физминутка
Раз, два – стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре – самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два – хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре – (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Пальчиковая гимнастика
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти – всей бойцы,
(показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два – гвардейца-храбреца,
(сжать пальцы в кулаки и поочерёдно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)
Два – сметливых молодца.
Два героя безымянных.
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки.
(Е. Карельская)
Дыхательная гимнастика
«Трубач» Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ ду]…).
«Пулеметчик» Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.
«Самолёт» Вращение прямыми руками вперёд и назад
Полетели, полетели, вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт. (.)
Артикуляционная гимнастика.
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п- Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»,
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
Задания для мелкой моторики.
«Шофёр» – собрать машинку из геометрических фигур.
«Строитель» – построим дом из кубиков.
Выложить из счётных палочек фигурку по образцу.
Чистоговорки
- Аты-аты-аты – служат в армии солдаты
- Ин-ин-ин – профессия мужчин
- Аты-аты-аты – защищают нас солдаты
- Ат-ат-ат – солдат чистит автомат
- Оты-оты-оты – у солдат есть самолеты
- Оты-оты-оты – боевые самолеты
- Ли-ли-ли – в море наши корабли
- Сту-сту-сту – пограничник на посту
- Ёт-ёт-ёт – нашу землю стережёт
- Ши-ши-ши – спите сладко малыши
- Ют-ют-ют – нашей армии – салют!
ПОНЕДЕЛЬНИК
Провести беседу о празднике; выяснить, почему поздравляют мужчин; кто такие «защитники»; что они защищают Цель: активизация и обогащение словаря.
Дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить представления детей о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов – воспитывать уважение и любовь к Российской армии;
Побеседовать индивидуально с родителями о том, чтобы они рассказали детям, кто в семье служил в армии, кто воевал, защищал Родину.
Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?»
Цель: учить образовывать существительные от существительных
Пехота – пехотинец, десант, связь, море, ракета, автомат, рация, граница, разведка
«Кому что нужно?»
Цель: формирование навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже.
- Воспитатель берёт какую-нибудь карточку с изображением предмета-атрибута профессии и спрашивает: «Кому нужен самолёт?» дети отвечают: «Самолёт нужен лётчику» и т.д.
Игра «Повтори за мной». Развитие слухового внимания.
- Автомат – пистолет – пушка.
Ракета – самолет – танк.
Каска – пилотка – фуражка.
Шлем – снаряд – бинокль. - Солдаты – моряки – летчики.
Корабль – катер – подводная лодка.
Игра «Вспомни словечко» Цель: продолжать закреплять умение подбирать слова с заданной позицией звука. Назовите слова, которые начинаются со звука [к], звук [к] в середине слова, [к] – в конце слова.
ВТОРНИК
Побеседовать с отдельными детьми о том, кто в их семье служил в армии, что рассказывают о них родители. Напомнить мальчикам, что они будущие солдаты, поэтому должны быть сильными, не плаксивыми, потому что настоящие мужчины никогда не плачут, они – защитники своих близких.
Дидактическая игра «Сосчитай» (счет различных предметов – согласование числительных с существительными): один танк, два танка ... пять танков.
«Какой праздник?» С. Чешева, И. Михеева
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его.
Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?
«Кем хотят стать»
Цель: самостоятельное употребление в речи Творительного падежа
Кем хотят стать мальчики, если хотят охранять границу?
Ответ полный: Мальчики хотят стать пограничниками.
Плавать на корабле; летать на самолете; плавать на подводной лодке; управлять танком; запускать ракеты; летать на вертолете; прыгать с парашютом; разведывать обстановку
«Так или не так»
Цель: развитие логического мышления
Корабли служат на моряках. Моря плавают в подводных лодках. Собаки охраняют границу с пограничниками. Снаряды стреляют пушками. Пули стреляют пистолетами. Танк управляет танкистом. Связист разговаривает по рации. Летчик управляет самолетом. Бескозырка надела моряка.
СРЕДА
Рассмотреть в книжном уголке иллюстрации об армии. Рассказать, что военный – это тоже профессия. Военные охраняют нашу Родину. Спросить, какие рода войск дети знают, найти их на картинках. Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные.
Игра «Профессии»
- Кто играет на барабане?
- Кто дрессирует животных?
- Кто играет на трубе?
- Кто убирает дворы?
- Кто играет на скрипке?
- Кто приносит почту?
- Кто чинит часы?
- Кто танцует на сцене?
- Кто играет на пианино?
- Кто поёт на сцене?
- Кто летает на самолёте?
Загадки.
Не моряк он, не танкист, И не повар, не связист, И отнюдь не пулемѐтчик, А наш добрый славный... (летчик) | Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш российский … (вертолет) |
Им не страшны ни волны, ни ветер, И качка привычна, и руки крепки. В толпе их фуражки нельзя не заметить. Скажите же, как их зовут? ... (моряки) | Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут. (танк) |
На границе он стоит, Враг не лезет к нам, дрожит. В поле, иль на берегу, Преграждает путь врагу. (пограничник) | Он стреляет безотказно, И любой простой солдат Управляет им прекрасно. Что же это?... (автомат) |
Можешь моряком ты стать, Чтоб границу охранять. И служить не на земле, А на военном … (корабле) | Охранять свою страну Буду вместе с братом. Когда вырасту, друзья, Стану я … (солдатом) |
«Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе антонимов различных частей речи.
Низко, трусливый, нападать, враг, плохо, горе, зло, легкий, нельзя (можно), молчать, опускать, идти, грязный, день
ЧЕТВЕРГ
Продолжить индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, служивших в армии. Предложить сделать своими руками небольшие сувениры и поздравить мужчин с праздником «День Защитника Отечества».
Игра «Скажи, кого много в армии». Образование существительных множественного числа родительного падежа.
- Моряк – моряков
- танкист – танкистов
- разведчик – разведчиков
- командир – командиров
- летчик – летчиков
- десантник – десантников
- подводник – подводников
- офицер – офицеров
- пограничник – пограничников
- артиллерист – артиллеристов
Составление предложений по опорным словам. Дети индивидуально составляют предложения.
- Самолет – лес,
- ракета – небо,
- моряк – корабль,
- солдат – знамя,
- солдат – автомат,
- пограничник – граница.
Загадки.
Можешь моряком ты стать, Чтоб границу охранять. И служить не на земле, А на военном … (корабле) | Охранять свою страну Буду вместе с братом. Когда вырасту, друзья, Стану я … (солдатом) |
Ездит он на танке смело, Добросовестно, умело, Он в прицел глядит упорно, И врага сразит, бесспорно. Это вовсе — не связист, А заслуженный ... (танкист) | Крепкий прочный парашют За спиной его раскрылся, И за несколько минут Он на землю опустился. Он пройдет и лес, и брод, Но противника найдет. (десантник) |
Под водой железный кит. Днем и ночью кит не спит, Днем и ночью под водой Охраняет наш покой. (подводная лодка) | Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) |
ПЯТНИЦА
Формирование навыка словообразования.
Как называется человек, который…
- летает на вертолете – вертолетчик;
- ездит на танке – ...
- служит в пехоте – ...
- прыгает с парашютом – ...
- служит на подводной лодке – …
- служит в артиллерии – …
- служит в ракетных войсках…
- служит на море…
«Кем работает твой папа (дедушка)?
Ребёнок называет имя, отчество своего папы (дедушки) и по плану описывает его профессию.
План рассказа:
- Что это за профессия?
- Носят ли люди данной профессии форменную одежду?
- Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать?
- Люди этой профессии работают на улице или в помещении?
- С кем или чем работают эти люди?
- Что делают люди данной профессии?
«Назови звук»
Цель: продолжать учить определять первый (последний) звук в слове
Назовите первый звук в словах: армия, овощи, ива, камень, гость, ухо, нос, нитка, гусь
Назовите последний звук в словах: кино, мак, кусты, мост, кот, мать
Игра «Вспомни словечко» Цель: продолжать закреплять умение подбирать слова с заданной позицией звука. Назовите слова, которые начинаются со звука [ш], звук [шк] в середине слова, [ш] – в конце слова.
«Один – много»
Цель: самостоятельное употребление различных частей речи во множественном числе
Солдат идет – Солдаты идут
Танк едет. Часовой стоит на посту. Автомат стреляет. Плывет большой корабль. В небе летает истребитель. Парашютист готов прыгнуть. Командир командует.