Рекомендации воспитателям по работе над лексической темой "Наша армия"

Полевцова Ирина Сергеевна

В подготовительной к школе группе работа по ознакомлению детей с Российской Армией направлена не только на формирование более полных и точных представлений о моряках, летчиках, погра ничниках и т. д. Очень важно, чтобы дошкольники поняли, что характерно для Российской Армии, поняли связь Российской Армии со всеми народами нашей страны, усвоили некоторые исторические факты героического прошлого Российской Армии.

Задача педагога - сформировать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось  в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_otechestva_podg_gr.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Защитники Отечества Военные профессии»

Физминутка

Раз, два – стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре – самолет. (
Руки в стороны.)
Раз, два – хлопок в ладоши, (
Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (
Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре – (
Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (
Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (
Шагаем на месте.)

Пальчиковая гимнастика

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – всей бойцы,

(показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два – гвардейца-храбреца,

(сжать пальцы в кулаки и поочерёдно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)

Два – сметливых молодца.

Два героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки.

                                        (Е. Карельская)

Дыхательная гимнастика

«Трубач» Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ ду]…).

«Пулеметчик» Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

«Самолёт» Вращение прямыми руками вперёд и назад
Полетели, полетели, вперёд руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт. (.)

Артикуляционная гимнастика.

Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п- Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.        

Лодочка.   Рот   открыт.   Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно.  

Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с.

Машины   едут   по мокрой   мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит   поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»,

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

Задания для мелкой моторики.

«Шофёр» – собрать машинку из геометрических фигур.

«Строитель»  построим дом из кубиков.

Выложить из счётных палочек фигурку по образцу.

h_html_61dd72a.png

Чистоговорки

  • Аты-аты-аты – служат в армии солдаты
  • Ин-ин-ин – профессия мужчин
  • Аты-аты-аты – защищают нас солдаты
  • Ат-ат-ат – солдат чистит автомат
  • Оты-оты-оты – у солдат есть самолеты
  • Оты-оты-оты – боевые самолеты
  • Ли-ли-ли – в море наши корабли
  • Сту-сту-сту – пограничник на посту
  • Ёт-ёт-ёт – нашу землю стережёт
  • Ши-ши-ши – спите сладко малыши
  • Ют-ют-ют – нашей армии – салют!

ПОНЕДЕЛЬНИК

Провести беседу о празднике; выяснить, почему поздравляют мужчин; кто такие «защитники»; что они защищают Цель: активизация и обогащение словаря.

Дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить представления детей о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов – воспитывать уважение и любовь к Российской армии;

Побеседовать индивидуально с родителями о том, чтобы они рассказали детям, кто в семье служил в армии, кто воевал, защищал Родину.

Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» 

Цель: учить образовывать существительные от существительных

Пехота – пехотинец, десант, связь, море, ракета, автомат, рация, граница, разведка

«Кому что нужно?»

Цель: формирование навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже.

  • Воспитатель берёт какую-нибудь карточку с изображением предмета-атрибута профессии и спрашивает: «Кому нужен самолёт?» дети отвечают: «Самолёт нужен лётчику» и т.д.

Игра «Повтори за мной». Развитие слухового внимания.

  • Автомат – пистолет – пушка.
    Ракета – самолет – танк.
    Каска – пилотка – фуражка.
    Шлем – снаряд – бинокль.
  • Солдаты – моряки – летчики.
    Корабль – катер – подводная лодка.

Игра «Вспомни словечко» Цель: продолжать закреплять умение подбирать слова с заданной позицией звука. Назовите слова, которые начинаются со звука [к], звук [к] в середине слова, [к] – в конце слова.

ВТОРНИК

Побеседовать с отдельными детьми о том, кто в их семье служил в армии, что рассказывают о них родители. Напомнить мальчикам, что они будущие солдаты, поэтому должны быть сильными, не плаксивыми, потому что настоящие мужчины никогда не плачут, они – защитники своих близких.

Дидактическая игра «Сосчитай» (счет различных предметов – согласование числительных с существительными): один танк, два танка ... пять танков.

«Какой праздник?» С. Чешева, И. Михеева

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.

Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его.

Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем?)... (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем?) ... (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем?)... (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто?) ...(десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем?)... (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто?)... (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?

«Кем хотят стать»

Цель: самостоятельное употребление в речи Творительного падежа

Кем хотят стать мальчики, если хотят охранять границу?

Ответ полный: Мальчики хотят стать пограничниками.

Плавать на корабле; летать на самолете; плавать на подводной лодке; управлять танком; запускать ракеты; летать на вертолете; прыгать с парашютом; разведывать обстановку

«Так или не так»

Цель: развитие логического мышления

Корабли служат на моряках. Моря плавают в подводных лодках. Собаки охраняют границу с пограничниками. Снаряды стреляют пушками. Пули стреляют пистолетами. Танк управляет танкистом. Связист разговаривает по рации. Летчик управляет самолетом. Бескозырка надела моряка.

СРЕДА

Рассмотреть в книжном уголке иллюстрации об армии. Рассказать, что военный – это тоже профессия. Военные охраняют нашу Родину. Спросить, какие рода войск дети знают, найти их на картинках. Вызвать у мальчиков желание быть такими же сильными и смелыми, как военные.

Игра «Профессии»

  • Кто играет на барабане?
  • Кто дрессирует животных?
  • Кто играет на трубе?
  • Кто убирает дворы?
  • Кто играет на скрипке?
  • Кто приносит почту?
  • Кто чинит часы?
  • Кто танцует на сцене?
  • Кто играет на пианино?
  • Кто поёт на сцене?
  • Кто летает на самолёте?

Загадки.

Не моряк он, не танкист,

И не повар, не связист,

И отнюдь не пулемѐтчик,

А наш добрый славный... (летчик)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский … (вертолет)

Им не страшны ни волны, ни ветер,

И качка привычна, и руки крепки.

В толпе их фуражки нельзя не заметить. Скажите же, как их зовут? ... (моряки)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (танк)

На границе он стоит,

Враг не лезет к нам, дрожит.

В поле, иль на берегу,

Преграждает путь врагу. (пограничник)

Он стреляет безотказно,

И любой простой солдат

Управляет им прекрасно.

Что же это?... (автомат)

Можешь моряком ты стать,

Чтоб границу охранять.

И служить не на земле,

А на военном … (корабле)

Охранять свою страну

Буду вместе с братом.

Когда вырасту, друзья,

Стану я … (солдатом)

«Скажи наоборот» 

Цель: упражнять в подборе антонимов различных частей речи.

Низко, трусливый, нападать, враг, плохо, горе, зло, легкий, нельзя (можно), молчать, опускать, идти, грязный, день

ЧЕТВЕРГ

Продолжить индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, служивших в армии. Предложить сделать своими руками небольшие сувениры и поздравить мужчин с праздником «День Защитника Отечества».

Игра «Скажи, кого много в армии». Образование существительных множественного числа родительного падежа.

  • Моряк – моряков
  • танкист – танкистов
  • разведчик – разведчиков
  • командир – командиров
  • летчик – летчиков
  • десантник – десантников
  • подводник – подводников
  • офицер – офицеров
  • пограничник – пограничников
  • артиллерист – артиллеристов

Составление предложений по опорным словам. Дети индивидуально составляют предложения.

  • Самолет – лес,
  • ракета – небо,
  • моряк – корабль,
  • солдат – знамя,
  • солдат – автомат,
  • пограничник – граница.

Загадки.

Можешь моряком ты стать,

Чтоб границу охранять.

И служить не на земле,

А на военном … (корабле)

Охранять свою страну

Буду вместе с братом.

Когда вырасту, друзья,

Стану я … (солдатом)

Ездит он на танке смело, Добросовестно, умело,

Он в прицел глядит упорно,

И врага сразит, бесспорно.

Это вовсе — не связист,

А заслуженный ... (танкист)

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет. (десантник)

Под водой железный кит.

Днем и ночью кит не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой. (подводная лодка)

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился … (парашют)

ПЯТНИЦА

Формирование навыка словообразования.

Как называется человек, который…

  • летает на вертолете – вертолетчик;
  • ездит на танке – ...
  • служит в пехоте – ...
  • прыгает с парашютом – ...
  • служит на подводной лодке – …
  • служит в артиллерии – …
  • служит в ракетных войсках…
  • служит на море…

«Кем работает твой папа (дедушка)?

Ребёнок называет имя, отчество своего папы (дедушки) и по плану описывает его профессию.

План рассказа:

  1. Что это за профессия?
  2. Носят ли люди данной профессии форменную одежду?
  3. Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать?
  4. Люди этой профессии работают на улице или в помещении?
  5. С кем или чем работают эти люди?
  6. Что делают люди данной профессии?

«Назови звук»

Цель: продолжать учить определять первый (последний) звук в слове

Назовите первый звук в словах: армия, овощи, ива, камень, гость, ухо, нос, нитка, гусь

Назовите последний звук в словах: кино, мак, кусты, мост, кот, мать

Игра «Вспомни словечко» Цель: продолжать закреплять умение подбирать слова с заданной позицией звука. Назовите слова, которые начинаются со звука [ш], звук [шк] в середине слова, [ш] – в конце слова.

«Один – много» 

Цель: самостоятельное употребление различных частей речи во множественном числе

Солдат идет – Солдаты идут

Танк едет. Часовой стоит на посту. Автомат стреляет. Плывет большой корабль. В небе летает истребитель. Парашютист готов прыгнуть. Командир командует.